
Деян., 34 зач., XIV, 6-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего можно начать с человеком разговор о Боге? О чём следует говорить в первую очередь, а о чём лучше умолчать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 14-й главы книги Деяний святых апостолов, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 14.
6 они, узнав о сем, удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их,
7 и там благовествовали.
8 В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
9 Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
10 сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
11 Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12 И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
13 Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14 Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15 мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16 Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17 хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18 И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили
Отрывок, который мы только что услышали, содержит в себе весьма примечательный момент. Апостолы Павел и Варнава проповедуют Евангелие в одной из областей Малой Азии под названием Ликаония. Стиль этой проповеди радикально отличается от той, которая проходила в Палестине и была обращена к иудеям. Когда апостолы говорили о Христе своим единоплеменникам, они постоянно ссылались на предания их общих отцов, а также на общее для всех евреев Священное Писание.
С теми людьми, которые родились и были воспитаны за пределами иудейского мира и не были знакомы с иудейской культурой, это бы не сработало. Перед Павлом и Варнавой совершенно иная аудитория. Это иноплеменники, язычники, которые воспринимали действительность через призму эллинистической, греко-римской культурной и религиозной традиции. Красноречиво об этом свидетельствует их реакция на то чудо, которое совершили апостолы. Они считают, что к ним пришли боги в человеческом обличье. Павла за его красноречие они называют Гермесом, а Варнаву за его статный вид — Зевсом.
По этой причине и проповедуют здесь апостолы особым образом. Они не ссылаются на древние священные тексты еврейских пророков. Павел начинает говорить с людьми о том, к чему они привыкли со школьной скамьи, — он рассуждает о любимой теме античных мыслителей, о природе и мироздании. Потом он переходит к разговору о Творце. Причём Бог, о Котором он говорит, — это в первую очередь Бог всей Вселенной, Который действует особо в судьбе не только евреев, но и всякого народа. О всех Он заботится и всем подаёт благодеяния. И люди воспринимают эти слова Павла. Его речь эффективна. Она убеждает слушателей не приносить жертвы идолам.
Если мы посмотрим на историю христианства, то увидим, что подобная стратегия лежит в основе любой успешной миссии. Яркий пример — святитель Николай Японский. После своего прибытия в Японию первое, что он начал делать, — изучать японский язык, японскую литературу и культуру. Он так в этом преуспел, что словно превратился в природного японца. Он стал для людей своим. Японцы прониклись к нему уважением не за его статус, а за его личные качества. И в один момент они захотели услышать от святителя Николая, откуда у него такое душевное расположение? Откуда в нём такая сила? В чём её источник? И вот тогда он начал говорить им о Христе на языке их культуры.
Конечно же, это высокий пример. И порой мы оказываемся в ситуации, когда слово должно идти впереди дела. Однако при этом мы призваны помнить, что всякий человек — это любимый ребёнок Божий. Всякого Господь ведёт ко спасению. И если мы хотим помочь Богу в этом деле, худшее, что мы можем сделать, начать ругать ошибочный образ мысли человека. Ведь людей раздражает даже мелкая критика. А тут критикуют самое ценное — его веру. Поэтому, если хотим поделиться с человеком своей верой, то для начала мы должны увидеть то общее, что между нами есть. И оттолкнувшись от этой почвы, ненавязчиво предложить им свой образ мысли. И самое главное — нам надо быть готовыми к тому, что наш образ мысли будет отвергнут. Не всегда это означает, что человек, с которым мы говорим, невежественный, косный и упрямый. Возможно, просто мы сами где-то не доработали, и наши слова расходятся с нашими делами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Феодоровская икона Божией Матери в истории династии Романовых

Феодоровская икона — святыня для царского дома Романовых. С ней связано восхождение на престол первого царя из этой династии. Жизнь шестнадцатилетнего Михаила и летопись чудотворного образа пересеклись в 1613 году в Костроме. Феодоровская икона с тринадцатого столетия пребывала здесь в Успенском соборе, а молодой боярин в Смутное время укрывался в Ипатьевском монастыре от преследования польских интервентов.
Михаил жил в обители вместе с матерью, инокиней Марфой. Здесь они получили весть о том, что Московский земский собор призывает юношу возглавить государство. Романовы осознавали всю меру ответственности. К тому же Марфа тревожилась о безопасности сына. Она долго молилась перед Феодоровской иконой в Успенском соборе. Предание сохранило слова инокини, обращенные к Божией Матери перед Её чудотворным образом: «В пречистые руки Твои, Владычица, я предаю чадо своё! Яко же хочешь, устрой полезное ему и православному Отечеству!». Перед чудотворным ликом инокиня благословила Михаила на царство.
С того времени костромской Ипатьевский монастырь считается колыбелью царственного дома Романовых. А Феодоровский образ Богородицы стал одной из главных святынь императорской фамилии. По имени иконы отчество Фёдоровна получили многие иностранные жёны русских императоров. Его восприняли царственная страстотерпица Александра, супруга царя-мученика Николая Второго и её сестра, священномученица великая княгиня Елизавета.
В честь Феодоровского образа Божией Матери называли храмы, в которых молились члены императорской династии. Например, церковь в Царском селе, современном городе Пушкине под Санкт-Петербургом. Она считалась приходом семьи императора и была известна как Государева. Феодоровским стал и Санкт-Петербургский собор, построенный в начале двадцатого века к трёхсотлетию династии Романовых.
После революции 1917 года уцелевшая часть царской семьи оказалась заграницей. В изгнании Романовы не утратили благоговейного отношения к Феодоровской иконе. В 2008 году в честь неё освятили часовню на Александровском подворье Императорского православного Палестинского общества в Иерусалиме. Потомки царской династии Романовых по-прежнему чтят святыню, под сенью которой начался значимый период русской истории.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Шестоковская икона Божией Матери

Шестоковская икона Божией Матери была явлена в Москве в середине восемнадцатого века. Чудо произошло в доме дворянина Николая Скрипицына. Здесь проживала душевнобольная женщина. Однажды она поведала домочадцам странный сон. В ночном видении ей открылось, что в печной трубе спрятана икона Божией Матери. Рассказу женщины не придали значения. А через несколько дней на печной шесток — площадку под дымоходом, выпал холщовый свёрток.
Это был завернутый в тряпицу образ Богородицы. Неизвестный иконописец изобразил Пречистую Деву Владычицей Небесного Царства, с короной на голове. Коронованным он написал и сидящего на руках у Матери Богомладенца.
Икона некоторое время хранилась в доме Скрипицыных. А в 1779 году глава семейства построил в родовом имении Шелдомеж в Тверской губернии каменный храм в честь Воскресения Христова. И поместил под сводами этой церкви обретённый на печном шестке образ Богородицы. Икону стали называть Шестоковской, а по месту пребывания — Шелдомежской. Царица Небесная не раз являла верующим Свою милость по молитвам перед святыней. Во время эпидемий Шестоковский образ крестным ходом обносили по округе, и болезни отступали.
В 1884 году икону из села Шелдомеж официально прославили как чудотворную. В честь неё в Воскресенском храме освятили дополнительный придел. При церкви был основан женский монастырь.
Эту обитель разорили безбожники после революции 1917 года. Чудотворная икона оказалась в частной собственности. До наших дней сохранился старинный список Шестоковского образа Небесной Заступницы. Помолиться перед ним можно в храме Рождества Христова в городе Кашин Тверской области.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
2 Кор., 179 зач., V, 10-15

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Скромность, конечно, украшает, однако не говорить о самом себе, о своих успехах и достижениях мало кто способен. Интересно, что Священное Писание, понимая, что человек существо гордое и тщеславное, не пытается советовать нам молчать о себе, Писание предлагает нам сместить акцент, и говорить не о внешних успехах, а о своём сердце, то есть о своих духовных достижениях. Такой совет мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах, в которых звучит отрывок из 5-й главы Второго Послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте его послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Как известно, в Коринфе далеко не все воспринимали апостола Павла как тот авторитет, которого стоит слушать, и которому нужно подчиняться. Павлу же необходимо было каким-то образом переломить ситуацию, и дело здесь не в том, что апостол жаждал всеобщего уважения и почитания, дело в другом: иначе бы христиане Коринфа не смогли обрести спасение, ведь противники апостола учили вовсе не тому, что может помочь душе человека.
Нам не очень много известно о сути их учения, но из контекста слов Второго послания к Коринфянам можно сделать предположение, что эти люди апеллировали для подтверждения собственного авторитета к чему-то яркому и, на первый взгляд, убедительному. К примеру, они могли указывать на то, что через них Бог совершал чудеса, или же что они были свидетелями земной проповеди Христа, возможно, что у них были рекомендательные письма от кого-то из двенадцати апостолов. Павел же как аргумент использовал очень интересную мысль, которая, впрочем, не вполне удачно выражена в синодальном русском переводе: «Не снова представляем себя вам, но даём вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что́ сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем» (2Кор. 5:12). Один из современных переводов помогает нам понять мысль апостола: «А говорим мы об этом снова не для того, чтобы возвеличить себя перед вами, но с тем, чтобы дать вам повод хвалиться нами, чтобы было у вас что сказать всякому, кто гордится своими внешними преимуществами, а не тем, что у него на сердце».
В самом деле, мы можем вспомнить многих людей, которым ничем не помогли внешние преимущества. Иуда был учеником Христа, но к чему он пришёл? Со Христом в годы Его земного служения общались очень многие люди, однако стали Его учениками лишь считанные десятки.
Да, апостол Павел не видел Христа, не ходил с Ним по дорогам Палестины, не был свидетелем Христовых чудес, и потому Павел не мог ссылаться на такой опыт, но он мог делать другое: указывать на собственное сердце, ведь именно стремление к чистоте сердечной сделало возможным призывание бывшего гонителя христиан Савла к апостольскому служению, оно же привело Павла к живому и непрестанному общению со Спасителем. Чистое сердце помогло Павлу полюбить Христа, а потому в его жизни исполнились евангельские слова Господни: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов