Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Андрюша, ты открываешь мне новые горизонты! В Пензенской картинной галерее я впервые.
— А я бывал здесь однажды, правда, очень давно. Так что, полагаю, нас обоих ждёт немало интересного.
— Кое-что любопытное я, кажется, уже вижу! Вон та большая картина. Она напоминает мне... Впрочем, может быть, я ошибаюсь, или зрение подводит. Давай подойдём поближе.
— Это полотно художника Сергея Дмитриевича Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры». Оно посвящено событиям так называемого Смутного времени. В 1608-м году самозванец Лжедмитрий Второй с польско-литовским войском пытался прорваться в Москву. Но на его пути встала великая православная святыня. И дала врагу мощный отпор. Картина очень известная, недаром ты даже издалека её узнала.
— Да, Андрюша. Но меня вот что удивляет. Ведь эта работа Милорадовича находится в экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге. Я совершенно точно её там видела!
— И я видел её там не раз. Попробуем разобраться! Полотно в Русском музее датируется 1894-м годом. А это... Сейчас посмотрим... 1892-м! По логике получается, что художник просто написал две одинаковых картины в разный период времени.
— Это, кажется, называется «авторский повтор»?
— Да. В общем-то, весьма распространённая у живописцев практика. Некоторые художники создавали чуть ли не десятки авторских повторов одной и той же картины, отличить которые друг от друга практически невозможно.
— А зачем они так делали?
— По разным причинам. Чаще всего — по просьбам заказчиков. Причём, авторские повторы не считались копиями, и ценились так же высоко, как и оригинал.
— Судя по датам, картина из Пензенской галереи была написана первой. Интересно, а есть ли отличия между ней, и той, что выставлена в Русском музее?
— Как и в случае с любым хорошим авторским повтором, найти их сходу довольно сложно. Те же фигуры, те же краски, та же цветовая тональность. Но если хорошо знать детали...
— А ты, Андрюша, я уверена, их знаешь!
— Спасибо тебе, Аллочка, за такую высокую оценку моих скромных познаний... Я не всё, конечно, могу вспомнить. Но, вот, например, в проёме монастырской стены, где находятся отважные защитники Лавры, виднеются купола Успенского собора. На варианте из Русского музея над ними парят птицы...
— А здесь птиц нет! Просто небо. Пасмурное, в свинцовых облаках.
— Если говорить в общем — немного различаются положения фигур, выражение лиц, мелкие детали. Но знаешь, Аллочка, что я тебе скажу? Все эти нюансы, безусловно, любопытны. Только ведь суть — не в них. А в духе картины, в том, что́ вложил в неё художник. Это осталось неизменным.
— Да, стоит только вспомнить, какие события изобразил на своём полотне Сергей Милорадович... В России — смута, фактически безвластие. Царский престол переходит из рук в руки — к самозванцам и чужеземцам...
— Но народ объединился против супостатов! На героическую оборону Троице-Сергиевой Лавры в 1608 году встали посадские крестьяне, стрельцы и лаврские монахи. Плечом к плечу они отражали атаки многотысячного войска интервентов. И выстояли!
— Оборона Троице-Сергиевой Лавры стала примером мужества и духовной твердости, который воодушевил русских людей объединяться в противостоянии иноземным агрессорам. Что и говорить, замечательную тему для картины выбрал Сергей Милорадович!
— Сергей Дмитриевич любил исторические и религиозные сюжеты, и часто прибегал к ним в своём творчестве. Кстати, он родился в семье священнослужителя, учился в Московской Духовной семинарии, потом некоторое время в ней же преподавал иконопись и рисование. Работая над историческими полотнами, художник опирался не только на собственные впечатления, но и тщательно изучал источники, консультировался со специалистами.
— И это видно! Такое внимание и уважение к мельчайшим деталям, потрясающая динамика... Хочется внимательно рассматривать каждый мазок кисти, каждый штрих.
— И вспоминать непростые, но славные, героические страницы нашей истории!
Картину Сергея Милорадовича «Оборона Троице-Сергиевой Лавры» можно увидеть в Пензенской художественной галерее имени Константина Савицкого
Все выпуски программы: Краски России
Схимонахиня Марфа Арзамасская (в миру Мария Протасьева) и её семья

Фото: Ivan Lemekhov / Pexels
Ростовский воевода, или как сказали бы сегодня — глава города, Пётр Григорьевич Протасьев, в 1766-м году овдовел. Супруга его, Екатерина Васильевна, скончалась, когда ей было чуть больше тридцати. На руках у воеводы осталась дочка, шестилетняя Машенька. Пётр Григорьевич души в ней не чаял. Однако понимал, что девочке необходим женский присмотр. И обрадовался, когда его мать — Машенькина бабушка — предложила разделить с ним заботу об осиротевшей внучке.
Маша проводила с бабушкой много времени. Вместе они ездили на богомолье по святым местам. И чем старше становилась Маша, тем сильнее стремилось её сердце к Богу. Пётр Григорьевич заметил, что дочь его стала подолгу молиться, закрывшись в своей комнате. Машенька строго постилась, старалась избегать светских развлечений — балов и приёмов. Однажды она доверительно сказала Петру Григорьевичу, что в будущем желала бы принять монашеский постриг. Любящего отца словно громом поразили эти слова. Он хотел в будущем выдать Машу замуж за родовитого и состоятельного человека. Ведь кому, как не отцу, виднее, что будет лучше для дочери? Так рассуждал Пётр Григорьевич, и поэтому запретил Маше даже думать о монастыре. Досталось и бабушке. «Ты своими разъездами по монастырям внушила ребёнку такие мысли!» — в сердцах выговаривал матери воевода.
Марии меж тем исполнилось 16 лет. Бабушка к этому времени скончалась, и Пётр Григорьевич решил, что дочери пора всерьёз задуматься о замужестве. Однажды он сказал Маше, чтобы она готовилась к большому балу. Воевода пригласил к себе знатных и богатых женихов губернии в надежде, что с кем-то из них Маша сможет найти семейное счастье. Мария понимала, для чего отец задумал этот праздник. И накануне назначенного дня решилась... на побег. Девушка написала записку, в которой сообщала, что не может идти против Божьего призвания посвятить себя служению Господу в каком-нибудь монастыре. Просила простить её и не разыскивать. Ночью, взяв свои небольшие сбережения, Мария ушла из дома.
Миновали сутки её странствий. Машенька шла по дороге, и вдруг за спиной услышала конский топот. Девушка обернулась — её нагонял отцовский экипаж! Коляска остановилась, оттуда выпрыгнул расстроенный слуга. И обратился к девушке со словами: «Марья Петровна, барышня, возвращайтесь скорее домой! Батюшка ваш от горя слёг!». Слуга рассказал: обнаружив наутро, что дочери нет дома, Пётр Григорьевич места себе не находил. А когда увидел и прочёл её записку, с рыданиями упал на диван в своём кабинете, и больше с него не вставал. Сердце Маши сжалось, она осознала, какие волнения доставила родным. Девушка села в экипаж и вскоре была дома. Отец встретил дочь со слезами и объятиями. Машенька тоже плакала, раскаиваясь в том, что своим побегом причинила отцу такую боль. В тот день Пётр Григорьевич благословил дочь на иноческое житие.
Вскоре Мария стала послушницей костромского Богоявленско-Анастасииного женского монастыря. Обитель располагалась относительно недалеко от дома, и отец, которому нелегко было расстаться с любимой дочерью, часто навещал её. Когда же Пётр Григорьевич скончался, Марию перевели в Арзамасскую Алексеевскую женскую общину, устроенную старцем Феодором Санаксарским. Там 25-летняя Мария Петровна Протасьева приняла постриг в великую схиму с именем Марфа, и в 1785-м году была избрана настоятельницей обители. Всю жизнь Марфа Арзамасская благодарила отца за то, что он благословил её на монашеский путь. И молилась за своих родных.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Искусство в блокадном Ленинграде

Фото: Florian G / Pexels
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Уже к осени немецкие захватчики подошли к Ленинграду, и 8-го сентября город оказался окружён. Немцы надеялись взять его к зиме и бомбили, уничтожая склады с продовольствием и боеприпасами. Но войска продолжали защищать осаждённый Ленинград. Уже к зиме запасы продовольствия подошли к концу и в городе начался голод, однако жители не собирались сдаваться. Они воевали в рядах красной армии, работали в школах и на заводах. Вопреки обстрелам, голоду и холодной зиме город продолжать жить. Театры давали спектакли, композиторы писали музыку, а поэты — стихи.
Я говорю: нас граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады —
Мы не покинем наших баррикад...—
Эти стихи поэтессы Ольги Берггольц звучали из репродукторов в осаждённом городе. Всю блокаду она читала свои произведения на ленинградском радио. Лишь стоило объявить в динамик: «Внимание! Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц» — как люди стекались к репродукторам, чтобы услышать её голос и строки, которые давали силы жить дальше. Искусство стало для горожан отдушиной в тяжёлые военные дни.
Настоящим событием для жителей города стало исполнение Седьмой симфонии композитора Дмитрия Шостаковича. В самом начале блокады он жил в Ленинграде, служил в пожарной бригаде и работал над созданием новой симфонии. В октябре 1941 года композитор был эвакуирован, поэтому закончил своё музыкальное произведение в Куйбышеве. Спустя десять месяцев его доставили в Ленинград специальным рейсом для исполнения нового произведения и укрепления духа жителей города. 9 августа 1942 года в филармонии состоялось исполнение симфонии. Зал был переполнен, и музыку транслировали по радио для всех жителей.
Пригласительные билеты на концерт были оформлены ленинградской художницей — Анной Остроумовой-Лебедевой. Всю блокаду она создавала пейзажи и гравюры родного города. Позднее она вспоминала: «Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. <...> Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов». С репродукциями работ художницы в городе печатались открытки, которые отправлялись из Ленинграда на фронт и в другие города. Так вся страна знала, что город жив.
Драматический театр имени Максима Горького ставил спектакли и устраивал новогоднюю ёлку для детей. Школьница Тоня Жукова вспоминала: «1 января 1942 года нам, учащимся, дали пригласительные билеты на ёлку в Драматический театр <...> Во время спектакля несколько раз объявляли тревогу, спектакль прерывался, мы все спускались в бомбоубежище. Потом были накрыты столы». Спектакли продолжали показывать и в кукольном театре. Одним из любимых представлений жителей Ленинграда была постановка «Кукольный город», созданная писателем Евгением Шварцем. В ней жители сказочного городка боролись с крысами.
Блокада окончательно завершилась лишь 27 января 1944 года. Восемьсот семьдесят два дня горожане сопротивлялись врагу, сохраняя стойкость и силу духа. А стихи Ольги Берггольц и музыка Дмитрия Шостаковича стали настоящими символами мужества жителей блокадного Ленинграда.
Все выпуски программы Открываем историю
Псалом 28. Богослужебные чтения

Человечество на протяжении очень долгого периода пыталось... «услышать космос». Пифагор вслушивался в гармонии орбит планет, учёный Иоанн Кеплер буквально «описал партитуру» Солнечной системы, переведя скорости планет в музыкальные интервалы. Более поздние физики пытались «слышать» свет через особые приборы. Не говоря уже про «реликтовое эхо» — космическое микроволновое фоновое излучение, которое по сей день служит важным подтверждением Большого Взрыва.
28-й псалом Давида, который сегодня читается в храмах за богослужением, — вдохновенное поэтическое произведение, тоже посвящённое «голосу космоса». Давайте послушаем!
Псалом 28.
Псалом Давида. [При окончании праздника кущей.]
1 Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь,
2 воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его.
3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.
4 Глас Господа силён, глас Господа величествен.
5 Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские
6 и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу.
7 Глас Господа высекает пламень огня.
8 Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес.
9 Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его всё возвещает о Его славе.
10 Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царём вовек.
11 Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром.
Как мы слышим, Давид многократно повторяет выражение «глас Господа» — который гремит, созидает и разрушает, «разрешает от беременности ланей» и «обнажает леса». В отличие от философов и учёных, «голос космоса» для Давида — это не отчуждённый, внешний голос — а постоянно звучащий в нашей жизни голос Творца, не оставившего Своё творение без попечения — но снова и снова напоминающий нам о Своём присутствии.
И главное, к чему подводит Давид — самое лучшее место, где эта «гитара мироздания» звучит без мешающего шума, без суеты, без искажений — это Храм Господень, особо выделенное из всего остального бытия место, где всё подчинено только Одному Богу. Именно здесь, в храме, во время богослужения, наш физический слух, наше зрение, да и все другие чувства переходят в особый режим функционирования — и не только «обостряются», но и «сонастраиваются» той самой «музыке небесных сфер», которой пронизано всё бытие.
Вот почему, дорогие друзья, так важно регулярно ходить в храм — именно не «заглядывать по дороге», а сознательно приходить на богослужение: это самый лучший, самый действенный и быстрый способ сначала научиться распознавать реальность Божественного присутствия в храме — а потом и увидеть его в нашем самом обычном, будничном, дне!