В этом выпуске курьезные, забавные, но неизменно светлые истории, связанные с началом воцерковления и первыми шагами в Церкви, рассказывали ведущие Радио ВЕРА Алексей Пичугин, Константин Мацан и Анна Леонтьева, а также наш гость — настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря игумен Филарет (Пряшников).
Ведущие: Алексей Пичугин, Константин Мацан, Анна Леонтьева
А. Пичугин
— «Светлые истории» на Светлом радио. Дорогие друзья, здравствуйте! Сегодня понедельник, и как всегда в это время, у нас здесь, в этой студии, мы собираемся... Вы нас можете видеть, и видеть вы нас можете, ну, скажем, на сайте Радио ВЕРА, где есть специальный медиаплеер, в сообществе ВКонтакте, а также на других площадках, где тоже есть какие-то возможности смотреть картинку и присутствует Радио ВЕРА. Итак, сегодня здесь, в этой студии, мы вас приветствуем в таком составе: нашего гостя с удовольствием представляем — игумен Филарет Пряшников, настоятель Никольского Староладожского монастыря. Здравствуйте.
Игумен Филарет
— Здравствуйте.
А. Пичугин
— Мои дорогие коллеги: Анна Леонтьева, Константин Мацан.
К. Мацан
— Добрый вечер.
А. Пичугин
— Добрый вечер. И наша тема сегодня: мы хотим с вами поговорить, рассказать свои истории о первых шагах в храме. Ну тут как? Это наши первые шаги. Кто-то про свои расскажет, кто-то про какие-то интересные случаи, которые там перед глазами проходили. У всех всё по-разному, но первые шаги в храме и первый «блин комом». То есть мы все приходим, приходили когда-то в церковь, не очень понимали, как там и что делать. Честно говоря, до сих пор иногда с опаской захожу в незнакомый храм, потому что я всегда... Это как-то вот в подсознании сидит, да, что не там встал, здесь нельзя. Хотя, ну, вот в другом храме понятно, что... Ну, в общем... Или вот, знаете, у меня, например, когда-то, много лет... Понятно, что мы сейчас почти все в России получаем зарплату на карточку. И банк — дело привычное. А когда-то вот я уже работал достаточно долго, но карточек еще не было так в ходу. Ну, они, естественно, были, они миллион лет у нас присутствуют, но у меня не было, например, зарплаты тогда, ещё на карточки не выдавали. Наличными. И для меня зайти в банк, это было что-то вот сродни... Я не знал, как себя вести. В банк ходят банкиры.
А. Леонтьева
— Какой-то неофит был банковский.
А. Пичугин
— Да, я был абсолютный неофит. А потом уже, ну как, ну сейчас вот в магазин сходил, молока купил, хлеб, зашел в банк, пошел там, я не знаю, на почту. Вот это вот примерно то, что делаем мы все абсолютно периодически. В банк ходят банкиры, в магазин — продавцы.
К. Мацан
— В магазин — продавцы, да.
А. Леонтьева
— А на почту — почтальоны, да.
А. Пичугин
— А в церковь — священники, хочется. Итак, первые шаги в храме, первый блин комом. Вот такая тема, и я предлагаю, ну, как всегда, по традиции, нашему гостю, отцу Филарету, сегодня начать.
Игумен Филарет
— Спасибо большое. На самом деле, тема не только... Она, с одной стороны, будет немного наполнена курьезами, разными интересными и, может быть, смешными ситуациями. На самом деле, когда приходят люди только-только в храм, и ты разговариваешь, особенно, знаете, с кем разговариваешь? Те люди, которые занимают какие-то должности, вот они пытаются войти в ограду церкви, стать верующими. Вы знаете, я ничего не знаю. Я боюсь что-то сделать не так, чтобы меня не осудили, не посмеялись, всё прочее. Всегда говоришь: «Вы успокойтесь. Делайте так, как делают все». Но про себя я хочу рассказать вот такой случай лично про меня. Вот если так подумать, я в церкви уже 36 лет, то есть я в 11 лет покрестился, это были 90-е годы, и понятно, что нас тогда ничему нельзя было учить, не было ни литературы, ни возможностей, не было даже священников в достаточном количестве, которые бы могли служить каждое воскресенье, поэтому чередовалось через воскресенье служба, к нам приезжал отец Михаил Сабов. Так вот я к чему говорю. Моё первое причастие. 11 лет, мальчик. Ну я об этом... Ну что? Ну что-то там вынесут. Ну так и произошло, литургия, много людей, выносят Чашу, я причащаюсь, понимаю, осознанно, да, Тело и Кровь Христа, но я-то мальчик и заметил, что на престоле ещё там что-то стоит. Какие? Рис. А вы помните, да, когда совершается проскомидия, вынимают частички об упокоении, о здравии, а потом это всё высыпают в Чашу, батюшка читает специальные молитвы.
А. Пичугин
— Это было прямо видно через царские врата, что там?
Игумен Филарет
— Да, я то есть я стою, и вы знаете, я причастился, я стою и говорю так: «А когда нам рис будут раздавать?». Вот это вот моё детство, и вот, ну, смешно. Потом-то я понял, насколько это всё символично, насколько это всё важно в нашей церкви, когда мы молимся друг за друга, и в частности, когда поминовение совершается на божественной литургии. Но вопрос-то, наверное, совершенно в другом. Вот часто люди, приходящие в храм, они своё неофитство показывают, я бы сказал, очень откровенно. Вот, допустим, у священников много таких историй интересных. Здравствуйте, здравствуйте. Скажите, пожалуйста, а какой иконе можно поставить свечку?
А. Пичугин
— Ну, это очень часто, да.
Игумен Филарет
— Так, это начинаешь объяснять, что, вы понимаете, ну вообще не иконе же мы ставим, да, не иконе служим. А вот святому, вот если вы скажете, какому святому поставить свечу, какому святому помолиться, это будет совершенно правильно. То есть вопрос в чем? Вот эта грань, когда человек боится что-то сделать, и делает, и ошибается, как важно нам, священникам, а может быть, и простым людям, стоящим в иконной лавке, а может быть, рядышком, просто спокойно с улыбкой объяснить, чтобы человек уже не боялся следующего шага, а как креститься? А куда целовать? Ну, разные бывают моменты. Но вот я говорю, вот этот вот период, который мы проходим, все проходим, поверьте, кто-то ярко проходит, кто-то незаметно. Но я вот ещё раз убеждаюсь, что очень важно, чтобы в этот момент появился друг в лице священника, в лице знакомого прихожанина, который бы мог поддержать. И, конечно, если бы мне тогда в 11 лет объяснили, что это не рис, а это вот частички из просфоры, я бы не знал, что такое просфоры и все прочее. Это потом воцерковление, потом алтарь, потом там первый стихарь. Это все будет, конечно... Ну, вот это мое дело. Почему у меня это запало в голову... 36 лет я об этом помню, но это было искренне, очень, так вот, наверное, наивно, но это была моя история, вот начало церковного пути. Еще раз хочу сказать, что этому надо учиться, учиться правильно быть в церкви. Вот, наверное, самое важное, чтобы не допускать определенных ошибок, которые порождают вот такие вот истории, над которыми улыбаешься сам, сам над собой.
А. Пичугин
— Ну, ведь это же хорошо, мне кажется, 11-летнему мальчику. Ну а как вот можно объяснить, в общем, ещё ребёнку, что это такое? Я вот, например, не знаю. Так, чтобы он понял, действительно понял сам смысл. Мы можем читать там большие... Может быть, мы и сами до сих пор этот смысл как-то и не понимаем, поскольку вот это проскомидийное поминовение, есть достаточно много богословских статей на эту тему. Афанасий Сахаров об этом много писал, а кто-то ещё там один на это так смотрит, другой эдак. Мы сами, наверное, до конца не можем всё это понять, 11-летнему мальчику объяснить, что, ну вот, понимаешь, мы тут частицу вынимаем за своих близких, вот сюда. Мне кажется, это сложно, и поэтому история с рисом, она очень трогательная.
К. Мацан
— Я, знаете, о чём подумал, когда вы, батюшка, говорили, что, по крайней мере, такой мотив услышал у вас в словах. Вот мы представляем себе людей, которые заходят в храм и боятся немножко, потому что ничего не знают, как там происходит. А потом вы рассказывали про человека, который приходит и вот так просто спрашивает, там, какой иконе свечку поставить. Это как будто бы в этом таком, казалось бы, простом вопросе вот меньше благоговения. Не поменялся ли вообще... не поменялся ли контекст? Вот были люди, которые боялись зайти в храм и ничего там не понимали, но было некое ощущение того, что я куда-то вхожу, где надо что-то понимать, где какие-то правила есть, и вот эти правила боязно нарушить, потому что какое-то особенное пространство. Не сменилось ли это таким другим ощущением, когда нормально, мне все объяснят, надо делать как все, меня там не наругают, не отругают, не прогонят, поэтому можно совершенно с холодным носом в храм войти, и вот как бы кто-то куда свечку поставить, что сделать, скажите, я все сделаю. Есть какой-то такой перевёртыш, получается.
Игумен Филарет
— Я бы сказал немного по-другому. Почему? Потому что пока ты не знаешь каких-то моментов, да, основ, ты это делаешь без некоего трепета. Вот, знаете, что появляется со временем? Даже у меня, как у священника, который служит уже перед престолом, да, не один десяток лет. Вот всегда присутствует некий трепет внутри. Не потому, что ты боишься ошибиться, а у нас в священнической практике тоже бывают моменты, какие приезжаешь в другой храм, а сколько крестятся, а куда кланяются, а вот главное не попасть впросак и не оступиться, потому что в каждом храме есть определенные традиции, в каждой епархии, допустим, да, богослужебные традиции. Я это очень понял, когда в 2016 году вернулся... Не вернулся, а меня перевели из Южно-Сахалинска в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую Лавру. Александро-Невская Лавра — что это? Это хранительница традиций, да, вот этих вот древностей. Да вы что, это же просто мороз по коже. И вот тоже ведь я учился, да, тоже мне иногда было обидно, ну что же я, мальчик, что ли, и меня вот заставляют: вот это вот так надо делать, это так надо делать. То есть тоже некие были богослужебные особенности, которые ты, ну, воспринимал первоначально тоже как неофит, я этому учился. Год-полтора было очень тяжело переучиваться. А потом ничего, и все равно вот этот вот трепет к тому, что происходит, к тому, что ты делаешь, он всегда должен сохраняться, это не физика, когда вот поставил, перенес, да, это всегда осознание того, что происходит вокруг тебя. Так вот, у неофита уходит... Наоборот, у неофита наступает этот период, этого трепета, трепетного отношения к церкви, к богослужениям, тогда, когда он погружается в традиции, погружается в богослужебную жизнь, читает богослужебные тексты. Вот это тоже очень важно, нам учиться понимать это, ну и, конечно, узнав, получив этот дар, потом делиться с другими.
А. Пичугин
— Напомню, друзья, что это «Светлые истории», которые вы можете смотреть, видеть всех нас, кто здесь находится в студии, на сайте Радио ВЕРА, в нашем сообществе Вконтакте, а также на тех платформах, где также присутствует Радио ВЕРА, есть возможность смотреть видео. Здесь «Светлые истории» на тему: «Первые шаги в храме», такой первый блин комом. Как мы это называем? Может быть, это кому-то покажется достаточно странным по отношению к церкви. Но действительно, вот каждый человек, делая первые шаги в храме... Вот сейчас очень хороший пример отец Филарет привёл со своим переводом. Действительно, ведь для большинства священников приход просто в новый храм, где-то куда-то послужить, в гости приехать, это тоже наверняка сопряжено с тем, что другие традиции. Вроде всё то же самое, но делается по-другому немного. И так же и у прихожан. Я говорил, что я захожу в какие-то храмы периодически, стою и понимаю, что вот тут принято так, а где-то вот эдак. Я это, кстати, чаще всего видел с каждением. Когда священник или диакон идёт и совершает каждение по храму, в разных храмах люди по-разному становятся. Я очень часто наблюдал, как работницы храма начинают переставлять людей, которые, видимо, тоже вот... Кто-то замешкался, кто-то не успел, кто-то не знает, как правильно... А у кого-то там из другого храма своя традиция. И вот начинают вот людей в шахматном порядке так переставлять. Вот ты сюда, ты сюда, ты сюда. Костя, твоя история.
К. Мацан
— У меня как-то по поводу комов, которых... Комьев не было. Нет, у меня комья-то были огого. Я сейчас про них расскажу, про два... Ну, не огого, я думаю, что это, в общем... Я, конечно, погорячился, у каждого своё. Но комья... То, что можно характеризовать как комья, были, я расскажу про два своих и про один, которым я рассказывал, только он самый жутковатый, но смешной. Первый блин всегда комом. У меня вообще очень важный такой один из ранних, скажем так, религиозный опыт был связан с таким комом, что я проснулся в субботу однажды со страшного похмелья. Первый курс в институте. Я тогда был человеком совсем еще не церковным, хотя уже интеллектуально пережившим некую форму религиозного обращения. То есть я уже решил, что я верю в Бога, я крещён в детстве, я православный, но вот до какой-то практики церковной жизни было еще очень далеко. И я проснулся с дикой головной болью, и единственным способом как-то ее исцелить было пойти, ну, просто воздухом подышать. И у нас недалеко от дома есть храм Архангела Михаила. И я думаю, вот как раз прогуляюсь до храма, ну, прекрасное состояние, да, в таком состоянии только в храм, конечно, идти. Ну, думаю, я же как-то уже вроде решил, что я в Бога верю, надо как-то вот в храм сходить. Без всякой какой-то задней мысли пошёл, зашёл, постоял там 10 минут и вышел исцелённым. Но это было чудо. Всё, вот просто исчезло похмелье. И я эту историю потом тоже рассказывал, друзьям рассказывал, как очень опасно в этот момент подумать, что, ой, как здорово, удобно. Можно напиться, идти, значит, в храм, снимать симптомы. Но для меня это история прямо противоположная. Это вот такое личное поведение, которое было комом, которое в итоге... на которое Господь отозвался, показав, что смотри, Я есть. Вот я есть. Я показываю тебе, что Я могу всё, говорит Господь. Я могу вот так вот такое чудо с тобой совершить. Но как бы не вздумай повторять. То есть Я больше так тебя вот спасать, грубо говоря, не буду. В следующий раз на будущее думай своей головой и не греши. Вот как бы иди, больше не греши. Вот это для меня была история. Конечно, я больше никогда так, ну как бы, так и не думал и в таких состояниях в церковь не шёл и не воспринимал это как удобную таблетку. Ну, и как бы я не мог бы себе этого позволить, но это было важное такое для неофита именно уверение. Вот уверение. Вот я, вот Господь Себя в чуде явил с неким одновременно назиданием и научением, что если мне нужно, Я могу с тобой сотворить любое чудо, вот даже такое. Но Я не хочу, чтобы ты ко мне шёл за чудесами, говорит Господь. Я вот хочу, чтобы ты просто над собой работал и приближался ко мне с чистым сердцем. Это вот такая первая история неофитская, когда поведение преобразилось в какой-то важный опыт.
А. Пичугин
— А у многих, мне кажется, первая встреча с Богом, она... люди рассказывают, часто делятся, она кажется чудесной, а больше это не повторяется и не повторится. То есть Бог как-то показал Себя, дал знать, что он здесь. А потом уже это твоё личное дело, твоя встреча, твоя история, твоя жизнь.
К. Мацан
— Ты дальше по своей воле должен как бы не за чудесами, а к нему идти. Ну вот, а потом постепенно начался процесс уже такого воцерковления неофитского. И я тогда тоже на каком-то одном из ранних курсов института дружил, как это принято говорить, с девочкой, с девушкой. И, как оказалось, нас крестили в каком-то глубоком детстве в одном и том же храме. И я по неофитству просто подумал, что это какой-то... Это знак. Ну, это знак. Это да, это всё. Вот я в церковь пришёл, и вот девушка, и она тоже крещённая в том же храме. Ну, просто всё. Жизнь складывается. И что-то такое я говорил, и вообще вот моё неофитство, оно, мне кажется, проявлялось больше не в том, что я пытался кого-то в храм затащить, а в том, что я вот так... Я вообще любил говорить всегда. Я много говорил. Я так проповедовал, как-то что-то объяснял, вот как бы, как мне казалось, делился радостью. Кстати, вот если оценивать вот тот период, и так смотреть назад, может быть, вот главное, чему научаешься, это поменьше говорить. Вообще вот понимаешь, что в момент... Когда не спрашивают. Да, особенно когда не спрашивают, это как раз вот про эту историю. Вот, а особенно ты понимаешь, что вот вначале ты всё можешь объяснить. Вот зачем Бог, что Он делает, как к нему идти? Вообще, как всё просто ясно, кристально, просто бери и делай. А чем дальше, тем больше жизнь идёт, понимаешь, что вообще ничего ты не можешь объяснить. Как бы поделиться какой-то историей, каким-то опытом.
А. Пичугин
— И обязательно будет человек, который тебе задаст такой вопрос, на который у тебя сейчас из всего твоего тогда ещё, ну, на данный момент, небольшого опыта ответа не будет.
К. Мацан
— Да, то есть ты можешь как бы рассказать историю о себе, с аккуратной оговоркой, что у меня это сработало, может быть, у кого-то тоже сработает. Но это приходит сильно позже, неофитство. А тогда я вот махал руками, проповедовал, и каково же было моё ошеломление, когда моя подруга вдруг, слушая меня, сказала: «А я не люблю церковь». Как это? Мы же должны с тобой по жизни идти вместе сейчас. Оказалось, ну да, крещённая, да, но церковь никак в жизни не присутствует, и даже есть какая-то антипатия. И это для нас стало именно такой неожиданностью. Я, во-первых, как-то понял, что я не удосужился это выяснить. Спроси человека, а как ты-то относишься? То есть я-то сразу её назначил всё православной. А потом был такой момент, что просто ты себе задаёшь вопрос, не в связи с этой ситуацией, но однажды один мудрый священник сказал, что вот что такое отношение с девушкой в православном ключе, даже если мы говорим о подготовке к браку. Это вот не желание стоять вместе в храме за ручку, а желание человеку спасения. И вот это не противоречивые вещи, но как часто ты думаешь про первое на самом деле. И вот я понял, что действительно вот... А вот человек сказал тебе: «Я не люблю церковь». А ты готов так же дальше вот, грубо говоря, там, любить, быть как-то вот настроенным на общение? Или... То есть ты готов принимать человека другим, будучи сам православным? Или ты не готов такую любовь практиковать, и тебе нужно...
А. Пичугин
— Ну, неверующая жена освящается верующим мужем, и наоборот.
К. Мацан
— Да, слава Богу, до этого не дошло у нас. Поэтому такой был неофитский опыт, когда вот эта проповедь натолкнулась на то, что человек не спрашивал. Вот это именно про то, что Анюта сказала, да? Зачем кормить сытого? Человек тебя не спрашивал, а ты ему отвечаешь. Хотя вопроса не было. Вот, а третий момент, такой жутковатый и смешной, это мне рассказывали. Вот тут я, что называется, документов не видел, но история как бы человека церковно очень опытного, и причём я реально не знаю деталей вот, местности и людей, но она вообще показательная, и к тому, как бывают комы, и как Господь превращает ошибки в благодеяние. Мне рассказывали про случай, когда священник повенчал двух некрещёных людей. Ну, какая-то вот ошибка возникла, что-то то ли не уточнили, то ли перепутали. Может, тут пришли люди, может быть, даже не пришло в голову узнать, ну, кажется, если люди пришли, да. То есть вот что угодно могло произойти, деталей не знаю. Но когда всё это выяснилось, ну, конечно, священник был в ужасе. Обратились к епископу, и епископ подумал, сказал, что, ну, как бы, собственно, надо просто им теперь креститься. То есть таинство было совершено, да, таинство совершает Господь, и мы не можем его как бы отменить по формальным основаниям. По крайней мере, так я понял эту историю. Но сказали, что людям надо хотя бы теперь, ну, вот, всё-таки креститься. Ну и они покрестились, вся ситуация, по рассказам, настолько их поразила, тоже какой-то был такой страх и трепет, вот к вопросу о трепете, что мы, видимо, не знаем, но всё-таки мы что-то нарушили, что-то сакральное нарушили, и это нельзя просто так оставить, надо всё-таки подмести, что называется. И они покрестились, и это стало для них таким вот опытом и началом церковной жизни, и с продолжением. Люди в церковь после этого пошли.
Игумен Филарет
— Я знаю историю про... Священник один рассказывал, как ему нужно было причастить детей из детского дома. Привели в храм детей, кстати, это Пасха была, и там где-то Пасхальная неделя, и привели детей из детского дома, и их причастили. Говорят батюшке: «Спасибо вам большое, что вы их причастили, они такие хорошие, может, вы их еще и покрестите». Поэтому всегда осторожно надо... Вот что интересно, из личного опыта уже священника, когда причащаешь, понятно, что кто-то стоит из батюшек, кто исповедовал, если мы говорим про монастырь, про наш Староладожский, но всё равно есть внутри что-то такое: подходит человек, и ты вот 100% всегда говоришь: «А вы были на исповеди?» — «Нет». — «Ну, вы знаете, надо в следующий раз поисповедаться, и в следующий раз причаститесь». То есть тоже всегда аккуратно относишься к этому, потому что, да...
А. Леонтьева
— И плотно позавтракал.
Игумен Филарет
— Да-да-да, батюшка, а что, нельзя? Ну, наверное... Говорю: «Придёте завтра? Вы сильно рано пришли, завтра приходите».
А. Пичугин
— Эта история о просфорах с повидлом... Нет, я не помню, откуда я её знаю. Эту историю где-то кто-то рассказал, что человек, какая-то женщина, очень хотела как-то помогать церкви. И дело где-то происходило то ли в деревне, то ли... Не было... Просфоры не покупали, а пекли сами. И ей священник говорит: «Ну вот хочешь, можешь просфоры печь». Вот, там объяснил примерно, ну, объяснил, как это делается, там, в интернете посмотрела или что-то. Всё это было, по-моему, в доинтернетную эпоху. Вот. И принесла она просфоры такие красивые, действительно ладные, прям всё хорошо получилось. С первого раза на пресс-конференции, значит, начинают разрезать. А они с вареньем. Говорят: «А зачем?» — «Ну ведь так же вкуснее».
К. Мацан
— Ну, творчески подошла к задаче. Ну, от души, на самом деле, да. Ну, от чистого сердца.
А. Пичугин
— Друзья, мы вернемся буквально через минуту. Я напомню, что мы сегодня рассказываем «Светлые истории» о том, какими зачастую курьезными бывают первые шаги в храме. Причем курьезные-то они, наверное, сейчас, спустя уж много лет, а когда этот курьез происходит, то часто бывает и не до смеха. Игумен Филарет Пряшников, настоятель Никольского Староладожского монастыря, мои коллеги Анна Леонтьева, Константин Мацан и Алексей Пичугин. Мы все здесь и в этом же составе через несколько мгновений к вам вернемся.
А. Пичугин
— Это «Светлые истории» на Светлом радио. Друзья, мы здесь: Игумен Филарет Пряшников, настоятель Никольского Староладожского мужского монастыря, Анна Леонтьева, Константин Мацан и Алексей Пичугин. Вы нас можете смотреть на сайте radiovera.ru или в нашем сообществе ВКонтакте, или на тех площадках, где Радио ВЕРА присутствует, есть возможность посмотреть видео. Сегодня говорим про первые шаги в храме. Кто-то свои истории рассказывает, кто-то рассказывает истории знакомых, каких-то друзей, которые тоже порой делились своими курьёзными историями, кто тоже делал первые шаги в храме когда-то и у кого первый блин комом выходил, но для многих это не было препятствием к дальнейшей церковной жизни, но вот ситуации они уже теперь, спустя годы, кажутся порой и курьезными тоже, Аня.
А. Леонтьева
— Но я, когда слушала отца Филарета, я понимаю, что примерно в таких же условиях мы пришли в церковь, когда в 90-е не только не было литературы, но нельзя было ничего погуглить. То есть вообще, и ходи на службу, и узнавай, что там происходит в церкви, и, собственно, там расспрашивай. И очень много людей пришло вместе с нами. Мы все ничего не знали, и все друг другу давали советы, зачастую очень нелепые. Вы знаете, недавно было соборование Великим постом. У нас в храме Игоря Черниговского в Переделкино было страшно много народу. Ну, как водится, это было последнее соборование за пост. И мы зашли и обомлели. Мы подумали, что часов восемь будет длиться соборование. Поэтому так приготовились, так собрались, на самом деле батюшки как-то очень виртуозно провели это за обычное время. И рядом со мной стояла девушка, которая, вот как вы говорите, батюшка, чувствовалось, что она вот только-только пришла в храм, может быть, это её первое соборование, может, это вообще первый её приход в храм. И, знаете, я поймала себя на таком странном ощущении, то есть вот я знаю, когда свечку зажечь, когда Евангелие читают, когда её поставить, как лапки повернуть быстро, чтобы батюшка не успел помазать, как там ушки открыть. А она стоит такая мечтательная с этой свечкой, и вот батюшки приходят, вот это дикое количество народу, они там и пытаются её помазать, и каждый раз с ней разбираются. Я поймала себя на такой нормальной раздражительности, почувствовала себя таким человеком знающим. И очень рада, что я себя поймала, потому что, на самом деле, как говорят подростки, такое себе чувство, потому что вот как бы пришел период, когда ты уже знаешь, куда ставить свечку, как стоять и где положить поклон, и так далее. Вот. Ну, это я так, просто себя одёрнула. Думаю, не-не-не, так не пойдёт. Вспомни, как ты сама пришла. И очень много было, конечно... В первую очередь, мне вспоминается какое-то дикое количество, с позволения сказать, большая благодать, которая светит на тебя, как солнце, абсолютно независимо от того, как ты себя ведёшь, какие ты там ляпы делаешь, и ты всё время чувствуешь себя в этом свете, тем более что наш приход в церковь совпал с рождением первенца и дальнейшими погодками. И это было такое счастье, радость, просто непредставимое себе. Больше радости, чем о рождении детей, я, конечно, в своей жизни не помню. Но были и интересные, смешные случаи. Например, мы с мужем, наши друзья привели нас в церковь из Питера. Они уже такие были глубоко церковные, но, знаете, на том этапе, когда все печальные, на все вопросы: «Слава Богу за всё!» — и юбки длинные, и загадочные они были. Сейчас мы смеёмся над этим. И был у них на подворье батюшка, который действительно был прозорливым, действительно к нему народ съезжался, его завалили посетители. Это был буквально 1994 год. Я помню, что я к нему пришла на исповедь, а у него была такая исповедь: он молча принимал исповедь, он прямо говорил людям какие-то вещи, которые им нужно было услышать. Вот, и я стою, у меня этот младенец шуршит, неудобно всем, и какая-то тётушка передо мной всё время ко мне оборачивается и страшным шёпотом говорит: «Можно потише уже, можно как-то не мешать?» Вот. И я помню, я стою...
А. Пичугин
— К младенцу обращается она?
А. Леонтьева
— Нет, она ко мне обращается. Ну, видно, что я её раздражаю, что я никак не могу его утихомирить.
А. Пичугин
— Мать называется.
А. Леонтьева
— А я стою ещё такая молодая, несчастная, и думаю: «Господи, какие злые эти православные, кошмар какой-то». И она доходит до отца Василия, ну, это не тайная исповедь, просто я это услышала, и он прямо к ней обращается и говорит: «А ты на неё не гуди, не гуди на неё». И я так: «Ой, да вы хороший батюшка». Но с другой стороны, я помню, как первый раз мы с мужем и с этими друзьями, значит, сейчас выйдет отец Василий, да, и толпа народу стоит страждущих. И я с этим младенцем, но очень гордая, не буду я в толпе кидаться, как все эти. И вот он выходит, и прямо такая толпа на него. И муж говорит: «Блин, давай бежим». А я говорю: «Не буду я, не стану». И мне это казалось какой-то дикостью. И я даже тогда... Видимо, меня что-то не пускало туда до конца, и я не смогла причаститься, потому что я пошла там дышать свежим воздухом. И я пришла, а батюшка разворачивается и Чашу уносит, и я просто заплакала от обиды, потому что я не ела и не пила целое утро, и для меня это тоже было испытанием.
К. Мацан
— Не ела, не пила, смирялась, не пошла за толпой и ещё не получила награду.
А. Леонтьева
— Смирялась.
А. Леонтьева
— Вот, и какие-то смешные эпизоды, если вспоминать, это то, как мы, придя крепко в церковь, наша община, приход очень дружный, на самом деле, в Останкино, на подворье тогда Оптиной пустыни. И мы все вспоминаем это как необыкновенный период, вот эти образованные, красивые иеромонахи, которые нас окормляли, и трезво нас на землю спускали, потому что мы улетали высоко-высоко. И как мы постились, мы очень истово, здоровье молодое позволяло. И я помню Пасху, когда... Я спортсменка была, ходила на тренировки три раза в неделю и питалась горсткой овсяной каши, и мне казалось, как благодатно, когда ты...
А. Пичугин
— А это было спортивное питание? Или это пост?
А. Леонтьева
— Нет, это ещё не было спортивным питанием. Это была Страстная неделя.
А. Пичугин
— Нет, я имею в виду, я думал, что ты питалась так, потому что у тебя спортивное питание, ну, необходимое для занятий спортом.
А. Леонтьева
— А, ну я просто неправильно рассказала, да? То есть я занималась спортом... Да, и вот питалась вот этими вот тремя сухариками. И я помню, что у меня прям была гордость, когда у меня на тренировке такие вертолётики в голове. Ну, правда, вот их преодолеваешь, и как-то нормально выживаешь. И потом мы с друзьями, значит, вот наша одна из первых Пасх, и мой друг как-то подналёг очень на яйца вот эти вот освященные, и мы говорим, слушай, давай поаккуратнее, мы же практически там вообще хлеб и вода. Он говорит, это освященные яйца. Ну, в общем, попал в больницу. В конце этого, да, немножко перебрал.
А. Пичугин
— Мне кажется, в детстве объясняли, что нельзя есть больше двух яиц подряд, да? Потому что что-то... Я не помню, что такое.
А. Леонтьева
— Освящённые, не освящённые.
А. Пичугин
— Да и тогда еще не было, никто об этом не думал. Просто вот, ну, ты ешь яйцо, да, можно еще одно съесть, но не больше.
К. Мацан
Я рассказывал тоже про один... Ну, это из первых рук история про детский лагерь православный, где был руководитель очень здравый, очень адекватный, о детях по всем нормам, по всем ГОСТам заботящийся. И была как-то вот при лагере какая-то вот некая матушка, монахиня-не монахиня, такая, видимо, отвечающая за духовное просвещение. И что-то вот какие-то йогурты привезли там, то ли просроченные, то ли вот-вот просроченные. И руководитель отказался их детям давать. Она говорит: «Ну, что же вы такой маловерный? Ну, это же неправильно, надо верить. Вот сейчас я вам... Перекрещу и...Именно так она и сделала. Перекрестила, выпила там йогурт или съела его, но потом ей было очень плохо.
А. Леонтьева
— Ну вот, да, такого типа хотела еще... Ну, она хотела, говорила: «Смирил меня Господь». Вот еще про... Рассказали про эту девушку, я тоже вспомнила, когда наступала вот эта пасхальная радость, мы, как уже перешедшие, вот взлетевшие, так сказать, в свою вот эту духовность, нам казалось, что все как бы радуются все. Я помню, как я звоню своей подруге, абсолютно атеистке, которая просто убежденная атеистка, и ну, такой очень остроумный, прекрасный человек, просто вот неверующая подруга, и восторженно кричу в телефон: «Христос Воскресе!», на что я слышу такое холодное: «Вполне возможно».
А. Пичугин
— Ну, кое-что. Я что-то видел, где-то мне с Познером попался ролик, где кто-то ему говорит, что Христос воскрес, Владимир Владимирович. Он говорит: «Может быть».
К. Мацан
— Ты, Аня, сказала эту фразу произнесла, что знакомые на этапе, когда вот, слава Богу за все отвечают на каждую фразу. Я почему-то по ассоциации вспомнил, как часто действительно мы такие какие-то... Фразы верные произносим, как-то во внешнюю формулу их берем, а внутренне не чувствуем. И у меня есть... Я почему-то вот странно вспомнил... Был такой случай, когда была другая, как бы обратная ситуация, когда два человека вот... просили друг у друга прощения, но вот не так, как обычно: «Ладно, прости меня, хорошо, но ты все равно негодяй», а вот искренне, причем это была просто ситуация, она достойная, не знаю, пера Шекспира. В институте, в МГИМО, ну, в какой-то ситуации поссорились два профессора, там оба философы, там оба, в общем, интеллектуалы, оба православные. И вот сцену себе вообразите: вот коридор, идут два профессора навстречу, они в ссоре, в контрах, и вот это вдруг там, условно говоря, посреди коридора оба бухаются друг перед другом на колени и, типа, там так прощение просят друг у друга, и стоят оба такие, значит, лбами друг в друга уперлись, вот. И ну, все с юмором, один другому говорит: «А я первый».
А. Леонтьева
— Вот, ну и еще, да, можно... Просто я еще хочу сказать, что вот в этом состоянии новоначалия, так, что переводится, наверное, на русский «неофит», вот я помню ощущение, что очень жалко всех, кто, так сказать, не получил в руки вот эту вот истину. И когда ты едешь из церкви, вот представьте себе литургию, да, мы едем с детьми, и навстречу там бегуны, гуляльщики с собаками, и мы говорим друг другу: «Ну вот бедные люди, вот как они много теряют». Вот это вот тоже, мне кажется, характерно такое для неофитов.
А. Пичугин
— А они в это время думают тоже что-то свое.
А. Леонтьева
— Эти бедные из церкви идут.
А. Пичугин
— «Светлые истории» на Светлом радио, друзья. Напомню, что у нас сегодня здесь в нашей студии игумен Филарет Пряшников, настоятель Никольского Старолазерского мужского монастыря, Анна Леонтьева, Константин Мацан и Алексей Пичугин. Мы рассказываем свои истории, не только свои истории, но и те, которые мы где-то слышали, знаем, о приходе людей в церковь и курьезных ситуациях, которые с ними могут приключиться или приключаются, когда они переступают порог храма и не очень представляют, что и как здесь делать. У меня на даче есть храм, где меня когда-то крестили маленького. Храм открылся в своё время первым, ещё в 80-е годы. Туда приехал достаточно молодой священник, отец Борис. И вот у меня этот храм такой островок стабильности, потому что отец... ну, в том смысле, что там всё по-прежнему, там до сих пор отец Борис. И я вот... да, он уже преклонного возраста. Ну, слава Богу, всё как бы нормально, он служит. По-моему, единственный священник, там больше нет, кроме него, никого. И он, отец Борис, вот для меня это такой пример. Весь город к нему ездил, тогда это город Климовск, сейчас это часть Подольска. Я всё время смеюсь, что микрорайон Климовск, город Подольск, микрорайон Климовск. А микрорайон, на секундочку, там, ну, это был отдельный большой город всегда. Ну, в той части Климовска, где вот у нас дача, храма вообще никогда не было, вообще никогда. И даже странно, что до сих пор вот, при том, что там город активно застраивается, в этой части храма нет. И весь город ездил в Сертякино, вот куда весь город с 88-89 года ездил на службы. И вот я, такой подросток, уж не помню, какой класс, ну, там, не знаю, условно, может быть, там, девятый, что-то такое, восьмой, девятый. Мы с моим лучшим другом Мишей Хрущёвым, которого многие наши слушатели знают по программе «Прогулки по Москве», поехали в церковь. Мы ночевали на даче и утром шли, значит, на службу. Я, очень-очень православный молодой человек, который, ну, так считает, который на службах-то, в общем, никогда и не бывал, в храм не заходил особо никогда. Ну, там вот, в общем, в кого-то верят. И Миша, который учился в воскресной православной семье, учился в воскресной школе, алтарничал когда-то. На тот момент уже, наверное, нет, но всё равно. Вот он, значит, действительно всё знает. Мы с ним пришли на службу. Я уж там не помню подробностей. Пришли на службу, и вот он мне как-то пытался объяснить, что здесь происходит. Ну, я-то, конечно, естественно, не хуже его знаю, что тут происходит. Но только вот не совсем в терминологии. И, в общем, как это происходит, я вижу там какой-то третий, пятый, шестой раз в жизни. Такой, говорит: «Ну вот, смотри, это литургия Василия Великого». Я говорю: «Здорово. Василий Великий, да, ну, он действительно великий был, князь». Говорит: «Чего, какой князь?». Ну как, ну, князь Василий Тёмный, вот он, вот это он же написал. Помню, говорит, Миша мне отвесил пинок прямо в храме. Такой, я говорю: «Ты чего дерёшься?». Он говорит: «Ну, ты же...». Литургия, он жил там в веке... Это был там архиепископ Кесарии Каппадокийской. Для меня это Кесария Каппадокийская на тот момент была где-то, я не знаю, там вот есть Сертякино, есть Подольск, есть Москва. А Кесария Каппадокийская — это что, это где сейчас, в Турции? А, ну вот... Это примерно этим мои познания ограничивались. Я эту историю вспоминаю... Надо Мишу спросить, помнит он её или нет. Я эту историю вспоминаю достаточно часто, вот как... У меня, наверное, каких-то вот таких весёлых, курьёзных историй при приходе в храм, кроме этой, наверное, и не было. Потом я помню, что я, когда уже попал в храм, где я сам воцерковлялся, вот это был мой первый приход в этот храм, я, по-моему, уже в «Светлых историях» даже это рассказывал. Я уже в школе учился, ну, в каких-то старших, более старших классах, чем когда мы ходили на литургию Василия Тёмного. Как хорошо звучит! Это было, наверное, спустя там год-два, и я... Ну, я тогда покуривал, и у меня была пачка сигарет, с которой я пришёл, вот, постоял, и мне так понравилось в этом храме, что я её прям вот вышел из храма и выбросил. Не могу сказать, что я потом не курил, но это уже другая история. А вот как-то вот на меня произвело это впечатление, эта атмосфера сама летнего дня, заходящего солнца. Я с тех пор полюбил вечерние службы тогда, я на литургию потом не ездил в этот храм долго достаточно. Ну, просто потому что... ну, или в субботу, или в воскресенье. В субботу мне очень нравилось, как свечи, тихо поют, и солнце садится. А в воскресенье, ну, там, в Москве много храмов было. Вот такая история. Ну, мне кажется, она достаточно забавная. Говорят, что этот храм, он для меня до сих пор вот такой... И место, это село, мы туда и не ходили. Вот меня там крестили. Ну, когда уже у меня какой-то осознанный выбор появился, я решил, что мне хочется в храм ходить, я вот попал в соседний как раз, в соседний. Я, собственно, сначала-то пошёл в это самое Сертякино, но там было так много народу, что мне не понравилось. А вот этот новый храм, который, ну, новый, восстановили полуразрушенный храм, я знал, что там по соседству есть, и вот в Никулино, и я туда пешком дошёл, там, километров 5, наверное, 6, и... Но Сертякино — это вот такое первое место, которое меня тогда вот так впечатлило когда-то ещё ребёнком, потому что в детстве всегда где-то мы с родителями по лесу гуляли. Туда меня маленького одного, естественно, не отпускали, потому что это всё-таки достаточно далеко, а мне было 5, 6, 7 лет. И я ходил и смотрел, а ещё храм там невосстановленный был в Сертякино, ещё даже, наверное, может, отца Бориса не было, когда я там первый раз его увидел. Но у меня всегда что-то таинственное в этом было, что-то непонятное. Вот я в начале программы рассказывал, что пока карточки на работе не появились, что в банк ходят только банкиры, поэтому как-то я не знал, как себя вести. А храм был место какое-то тайное, не очень понятно какое, но тайное. Я всё время старался где-нибудь его высмотреть. Для меня там поездка мимо Сертякина, поход в лес так, что будет видно Сертякино, это был какой-то особый такой почти праздник, потому что ну вот что-то такое таинственное тут видно. Не просто дома, деревня, просто что-то рукотворное, но с тайной.
К. Мацан
— Ты когда сказал про литургию Василия Тёмного, я вспомнил историю, она, конечно, не про неофитство, она про то, как вот церковные именования иногда вводят в заблуждение. Когда в МГИМО училась, у нас проходила конференция, какая-то церковная, она называлась «Чтения преподобного Серафима Саровского». Ну, или Чтения Серафима Саровского. Вот есть такая форма, когда конференции в честь кого-то называют, там такие-то чтения. И помню, мы как студенты что-то там организовывали, как бы мы встречали гостей, и я иду по коридору, навстречу моя знакомая или однокурсница, совершенно нецерковная, спрашивает: «Что у вас тут происходит?» Я говорю: «У нас Чтения преподобного Серафима Саровского». Она говорит: «А, он выступать будет?»
А. Пичугин
— А, ну, так вы рассказывали мне историю. Есть у нас РПИ, РПУ, я не помню, как сейчас правильно, РПУ, наверное, да, Российский православный университет. Он то был институтом, то университетом, он так менял название. У меня там много знакомых училось, в том числе и Мишка Хрущёв как раз. И на полном серьезе из канцелярии рассказывали, что позвонили... а, он святого апостола Иоанна Богослова. Ну, и спрашивают. А ректором был отец Иоанн Экономцев, что важно. «Здравствуйте, это РПУ Иоанна Богослова?» «Да». «А можно его к телефону?» Ну, понятно, что звонили ректору, отцу Иоанну. Он же богослов.
А. Леонтьева
— Да, я как раз хотела, когда Алексей рассказал свою историю про церковь. И, ты знаешь, и с Костиной история тоже перекликается. Был такой период, ну, не то что отхода от церкви, я не могла вставать на литургии, потому что, ну, тяжелый был период жизни, я не спала ночью. И Господь как-то так управил, что мы сняли квартиру в Крылатском, и как только я вошла в эту квартиру, то прямо из окна был виден храм Рождества Богородицы, который называется Храм на Холмах. И Холмы — это такой уникальный заповедник, по которому гуляли, как-то исцелялись от своих болей. Но самое в нём было ценное, что ты мог зайти в храм в любой момент и, например, вечером зайти на всенощную, которые были для меня доступны. И вот это вот ощущение абсолютно, знаете, какое-то... Это же уже не неофитство, это как бы заново ты должен прийти к Богу после того, как тебе кажется, что Он поступил с тобой совсем не так, как ты хотел. Но это тоже какая-то вторая волна. Ты приходишь, вот этот храм, он очень искусно расписан, и тишина, и служба, и исповедь, и у тебя проходят, вот на время, пока ты там сидишь, у тебя проходят все твои боли, в том числе, ну, как такие физические боли, там, головные боли, сердечные. Просто вот так вот. Я до сих пор не могу спокойно проезжать мимо этого храма, у меня сердце как-то радуется, потому что он для меня символизирует выздоровление. Вот это вот Рождество Богородицы, какой-то вот этап жизни, когда Господь подает руку, и ты это чувствуешь, вот как Костя за него чувствовал физически.
Игумен Филарет
— У каждого из нас, конечно, есть много историй, наверное, которые мы со временем забудем. Но я бы хотел попросить наших слушателей, нашего Радио ВЕРА, чтобы они, наверное, не боялись делать ошибки, но и не страшились их исправлять. Особенно ты это понимаешь, потому что мы все прошли через вот этот маленький период, может быть, большой период, у всех по-разному, неофитства, да, как это называется, первоначального, начальный. Но я думаю, что блин комом пускай остаются на печке, да, а у нас всё-таки пускай это будет некий опыт, история, которой мы будем потом вспоминать, а может, кому-то и назидательно рассказывать. Поэтому замечательная история. Ещё раз убеждаешься, что мы все одинаково в этом плане проходим путем ко Христу. Спасибо большое.
А. Леонтьева
— Да, вообще вот нужны ваши слова, действительно, для тех, кто начинает свой путь. В общем, не бойтесь ошибок и не бойтесь, что над вами будут смеяться или вас, как это говорят, наругают.
А. Пичугин
— Игумен Филарет Пряшников, настоятель Никольского Староладожского мужского монастыря, мои коллеги Анна Леонтьева, Константин Мацан и Алексей Пичугин. Сегодня мы рассказывали свои «Светлые истории» о первых шагах в храме. Какие-то они могут быть трогательные, курьезные. Их вспоминаешь спустя годы, и хочется вспоминать и даже делиться ими. Спасибо большое, что были с нами, что слушали, смотрели. Прощаемся, до новых встреч, всего хорошего, будьте здоровы, до свидания.
Все выпуски программы Светлые истории
«Любовь и дружба в семейных отношениях». Протоиерей Федор Бородин, Лев Усов

Гостями программы «Семейный час» были настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин и аспирант Московского инженерно-физического института Лев Усов.
Мы говорили о взгляде современных молодых людей на семью, а также о том, на чем основывается любовь и уважение в семейной жизни и может ли между супругами присутствовать дружба.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Важность изучения Библии». Игумен Иоанн (Рубин), Леонид Радченко

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостями программы «Пайдейя» были заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви игумен Иоанн (Рубин) и координатор Патриаршей программы изучения Библии Леонид Радченко.
Разговор шел о том, какие сегодня есть возможности для изучения Библии и как погружение в Священное Писание может влиять не только на духовную, но и на многие остальные стороны жизни человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Тексты богослужений праздничных и воскресных дней. Часы воскресного дня. 29 июня 2025г.

Неде́ля 3-я по Пятидеся́тнице. Перенесе́ние моще́й святи́теля Феофа́на, Затво́рника Вы́шенского.
Глас 2.
Тре́тий час
Иерей: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь. Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 16:
Услы́ши, Го́споди, пра́вду мою́, вонми́ моле́нию моему́, внуши́ моли́тву мою́ не во устна́х льсти́вых. От лица́ Твоего́ судьба́ моя́ изы́дет, о́чи мои́ да ви́дита правоты́. Искуси́л еси́ се́рдце мое́, посети́л еси́ но́щию, искуси́л мя еси́, и не обре́теся во мне непра́вда. Я́ко да не возглаго́лют уста́ моя́ дел челове́ческих, за словеса́ усте́н Твои́х аз сохрани́х пути́ же́стоки. Соверши́ стопы́ моя́ во стезя́х Твои́х, да не подви́жутся стопы́ моя́. Аз воззва́х, я́ко услы́шал мя еси́, Бо́же, приклони́ у́хо Твое́ мне и услы́ши глаго́лы моя́. Удиви́ ми́лости Твоя́, спаса́яй упова́ющия на Тя от проти́вящихся десни́це Твое́й. Сохрани́ мя, Го́споди, я́ко зе́ницу о́ка, в кро́ве крилу́ Твое́ю покры́еши мя. От лица́ нечести́вых остра́стших мя, врази́ мои́ ду́шу мою́ одержа́ша. Тук свой затвори́ша, уста́ их глаго́лаша горды́ню. Изгоня́щии мя ны́не обыдо́ша мя, о́чи свои́ возложи́ша уклони́ти на зе́млю. Объя́ша мя я́ко лев гото́в на лов и я́ко ски́мен обита́яй в та́йных. Воскресни́, Го́споди, предвари́ я́ и запни́ им, изба́ви ду́шу мою́ от нечести́ваго, ору́жие Твое́ от враг руки́ Твоея́. Го́споди, от ма́лых от земли́, раздели́ я́ в животе́ их, и сокрове́нных Твои́х испо́лнися чре́во их, насы́тишася сыно́в, и оста́виша оста́нки младе́нцем свои́м. Аз же пра́вдою явлю́ся лицу́ Твоему́, насы́щуся, внегда́ яви́ти ми ся сла́ве Твое́й.
Псало́м 24:
К Тебе́, Го́споди, воздвиго́х ду́шу мою́, Бо́же мой, на Тя упова́х, да не постыжу́ся во век, ниже́ да посмею́т ми ся врази́ мои́, и́бо вси терпя́щии Тя не постыдя́тся. Да постыдя́тся беззако́ннующии вотще́. Пути́ Твоя́, Го́споди, скажи́ ми, и стезя́м Твои́м научи́ мя. Наста́ви мя на и́стину Твою́, и научи́ мя, я́ко Ты еси́ Бог Спас мой, и Тебе́ терпе́х весь день. Помяни́ щедро́ты Твоя́, Го́споди, и ми́лости Твоя́, я́ко от ве́ка суть. Грех ю́ности моея́, и неве́дения моего́ не помяни́, по ми́лости Твое́й помяни́ мя Ты, ра́ди бла́гости Твоея́, Го́споди. Благ и прав Госпо́дь, сего́ ра́ди законоположи́т согреша́ющим на пути́. Наста́вит кро́ткия на суд, научи́т кро́ткия путе́м Свои́м. Вси путие́ Госпо́дни ми́лость и и́стина, взыска́ющим заве́та Его́, и свиде́ния Его́. Ра́ди и́мене Твоего́, Го́споди, и очи́сти грех мой, мног бо есть. Кто есть челове́к боя́йся Го́спода? Законоположи́т ему́ на пути́, его́же изво́ли. Душа́ его́ во благи́х водвори́тся, и се́мя его́ насле́дит зе́млю. Держа́ва Госпо́дь боя́щихся Его́, и заве́т Его́ яви́т им. О́чи мои́ вы́ну ко Го́споду, я́ко Той исто́ргнет от се́ти но́зе мои́. При́зри на мя и поми́луй мя, я́ко единоро́д и нищ есмь аз. Ско́рби се́рдца моего́ умно́жишася, от нужд мои́х изведи́ мя. Виждь смире́ние мое́, и труд мой, и оста́ви вся грехи́ моя́. Виждь враги́ моя́, я́ко умно́жишася, и ненавиде́нием непра́ведным возненави́деша мя. Сохрани́ ду́шу мою́, и изба́ви мя, да не постыжу́ся, я́ко упова́х на Тя. Незло́бивии и пра́вии прилепля́хуся мне, я́ко потерпе́х Тя, Го́споди. Изба́ви, Бо́же, Изра́иля от всех скорбе́й его́.
Псало́м 50:
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 2:
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь свт. Феофа́на, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шинский подви́жниче, святи́телю Феофа́не богому́дре,/ писа́ньми твои́ми Сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́рным путь ко спасе́нию указа́л еси́,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Богоро́дице, Ты еси́ лоза́ и́стинная, возрасти́вшая нам Плод живота́, Тебе́ мо́лимся: моли́ся, Влады́чице, со святы́ми апо́столы поми́ловати ду́ши на́ша.
Госпо́дь Бог благослове́н, благослове́н Госпо́дь день дне,/ поспеши́т нам Бог спасе́ний на́ших, Бог наш, Бог спаса́ти.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к воскре́сный, глас 2:
Воскре́сл еси́ от гро́ба, Всеси́льне Спа́се,/ и ад, ви́дев чу́до, ужасе́ся,/ и ме́ртвии воста́ша;/ тварь же ви́дящи сра́дуется Тебе́,/ и Ада́м свесели́тся,// и мир, Спа́се мой, воспева́ет Тя при́сно.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Влады́ко Бо́же О́тче Вседержи́телю, Го́споди Сы́не Единоро́дный Иису́се Христе́, и Святы́й Ду́ше, Еди́но Божество́, Еди́на Си́ла, поми́луй мя, гре́шнаго, и и́миже ве́си судьба́ми, спаси́ мя, недосто́йнаго раба́ Твоего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Шесто́й час
Чтец: Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Псало́м 53:
Бо́же, во и́мя Твое́ спаси́ мя, и в си́ле Твое́й суди́ ми. Бо́же, услы́ши моли́тву мою́, внуши́ глаго́лы уст мои́х. Я́ко чу́ждии воста́ша на мя и кре́пции взыска́ша ду́шу мою́, и не предложи́ша Бо́га пред собо́ю. Се бо Бог помога́ет ми, и Госпо́дь Засту́пник души́ мое́й. Отврати́т зла́я враго́м мои́м, и́стиною Твое́ю потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе́, испове́мся и́мени Твоему́, Го́споди, я́ко бла́го, я́ко от вся́кия печа́ли изба́вил мя еси́, и на враги́ моя́ воззре́ о́ко мое́.
Псало́м 54:
Внуши́, Бо́же, моли́тву мою́ и не пре́зри моле́ния моего́. Вонми́ ми и услы́ши мя: возскорбе́х печа́лию мое́ю и смято́хся от гла́са вра́жия и от стуже́ния гре́шнича, я́ко уклони́ша на мя беззако́ние и во гне́ве враждова́ху ми. Се́рдце мое́ смяте́ся во мне и боя́знь сме́рти нападе́ на мя. Страх и тре́пет прии́де на мя и покры́ мя тьма. И рех: кто даст ми криле́, я́ко голуби́не? И полещу́, и почи́ю. Се удали́хся бе́гая и водвори́хся в пусты́ни. Ча́ях Бо́га, спаса́ющаго мя от малоду́шия и от бу́ри. Потопи́, Го́споди, и раздели́ язы́ки их: я́ко ви́дех беззако́ние и пререка́ние во гра́де. Днем и но́щию обы́дет и́ по стена́м его́. Беззако́ние и труд посреде́ его́ и непра́вда. И не оскуде́ от стогн его́ ли́хва и лесть. Я́ко а́ще бы враг поноси́л ми, претерпе́л бых у́бо, и а́ще бы ненави́дяй мя на мя велере́чевал, укры́л бых ся от него́. Ты же, челове́че равноду́шне, влады́ко мой и зна́емый мой, и́же ку́пно наслажда́лся еси́ со мно́ю бра́шен, в дому́ Бо́жии ходи́хом единомышле́нием. Да прии́дет же смерть на ня, и да сни́дут во ад жи́ви, я́ко лука́вство в жили́щах их, посреде́ их. Аз к Бо́гу воззва́х, и Госпо́дь услы́ша мя. Ве́чер и зау́тра, и полу́дне пове́м, и возвещу́, и услы́шит глас мой. Изба́вит ми́ром ду́шу мою́ от приближа́ющихся мне, я́ко во мно́зе бя́ху со мно́ю. Услы́шит Бог и смири́т я́, Сый пре́жде век. Несть бо им измене́ния, я́ко не убоя́шася Бо́га. Простре́ ру́ку свою́ на воздая́ние, оскверни́ша заве́т Его́. Раздели́шася от гне́ва лица́ Его́, и прибли́жишася сердца́ их, умя́кнуша словеса́ их па́че еле́а, и та суть стре́лы. Возве́рзи на Го́спода печа́ль твою́, и Той тя препита́ет, не даст в век молвы́ пра́веднику. Ты же, Бо́же, низведе́ши я́ в студене́ц истле́ния, му́жие крове́й и льсти не преполовя́т дней свои́х. Аз же, Го́споди, упова́ю на Тя.
Псало́м 90:
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́ и изба́влю и́, покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. (Трижды)
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Тропа́рь воскре́сный, глас 2:
Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся Си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче, Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Тропа́рь свт. Феофа́на, глас 8:
Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю и чистоты́,/ Вы́шинский подви́жниче, святи́телю Феофа́не богому́дре,/ писа́ньми твои́ми Сло́во Бо́жие изъясни́л еси́/ и всем ве́рным путь ко спасе́нию указа́л еси́,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Я́ко не и́мамы дерзнове́ния за премно́гия грехи́ на́ша, Ты и́же от Тебе́ Ро́ждшагося моли́, Богоро́дице Де́во, мно́го бо мо́жет моле́ние Ма́тернее ко благосе́рдию Влады́ки. Не пре́зри гре́шных мольбы́, Всечи́стая, я́ко ми́лостив есть и спасти́ моги́й, И́же и страда́ти о нас изво́ливый.
Ско́ро да предваря́т ны щедро́ты Твоя́, Го́споди, я́ко обнища́хом зело́; помози́ нам, Бо́же, Спа́се наш, сла́вы ра́ди И́мене Твоего́, Го́споди, изба́ви нас и очи́сти грехи́ на́ша, И́мене ра́ди Твоего́.
Трисвято́е по О́тче наш:
Чтец: Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Го́споди, поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Иерей: Я́ко Твое́ есть Ца́рство и си́ла и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Чтец: Ами́нь.
Конда́к свт. Феофа́на, глас 4:
Богоявле́нию тезоимени́тый,/ святи́телю Феофа́не,/ уче́ньми Твои́ми мно́ги лю́ди просвети́л еси́,/ со А́нгелы ны́не предстоя́ Престо́лу Святы́я Тро́ицы,// моли́ непреста́нно о всех нас.
Го́споди, поми́луй. (40 раз)
Окончание часа:
И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.
Го́споди поми́луй. (Трижды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
И́менем Госпо́дним благослови́, о́тче.
Иерей: Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас.
Чтец: Ами́нь. Бо́же и Го́споди сил и всея́ тва́ри Соде́телю, И́же за милосе́рдие безприкла́дныя ми́лости Твоея́ Единоро́днаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, низпосла́вый на спасе́ние ро́да на́шего, и честны́м Его́ Кресто́м рукописа́ние грех на́ших растерза́вый, и победи́вый тем нача́ла и вла́сти тьмы. Сам, Влады́ко Человеколю́бче, приими́ и нас, гре́шных, благода́рственныя сия́ и моле́бныя моли́твы и изба́ви нас от вся́каго всегуби́тельнаго и мра́чнаго прегреше́ния и всех озло́бити нас и́щущих ви́димых и неви́димых враг. Пригвозди́ стра́ху Твоему́ пло́ти на́ша и не уклони́ серде́ц на́ших в словеса́ или́ помышле́ния лука́вствия, но любо́вию Твое́ю уязви́ ду́ши на́ша, да, к Тебе́ всегда́ взира́юще и е́же от Тебе́ све́том наставля́еми, Тебе́, непристу́пнаго и присносу́щнаго зря́ще Све́та, непреста́нное Тебе́ испове́дание и благодаре́ние возсыла́ем, Безнача́льному Отцу́ со Единоро́дным Твои́м Сы́ном и Всесвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Твои́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в, ами́нь.