
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
История Иова Многострадального заканчивается тем, что с ним в беседу вступил Бог. Дальнейшие события книги Иова — выздоровление праведника и восстановление нормального течения жизни — было для Иова уже неважным, значение имело лишь явление Бога. Если же мы обратим внимание на другие свидетельства Священного Писания, то заметим, что для многих из праведников Ветхого Завета явление Бога становилось тем событием, которое радикальным образом меняло отношение ко всему прочему. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 114-й псалом. В этом псалме описана радость того человека, молитва которого была услышана.
Псалом 114.
1 Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё;
2 приклонил ко мне ухо Своё, и потому буду призывать Его во все дни мои.
3 Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.
4 Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.
5 Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.
6 Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.
7 Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.
8 Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слёз и ноги мои от преткновения.
9 Буду ходить пред лицом Господним на земле живых.
В жизни человека может происходить много всякого зла, мы подвержены болезням, мы можем внезапно погибнуть, мы можем всего лишиться, не исключена вероятность попадания в места лишения свободы, или же в эпицентр боевых действий, возможно, мы окажемся внутри урагана. С нами вообще может случиться что угодно и когда угодно. От размышлений обо всех этих гипотетических ужасных сценариях можно сойти с ума.
Библия предлагает нам другой путь, и путь этот известен любому верующему человеку: не стоит тратить время и силы на прогнозирование будущего, нужно просто стараться жить по совести, а всё прочее возлагать на Бога. Конечно, эта фраза — «возлагать на Бога» — успела «набить оскомину», при этом довольно сложно понять, что именно она под собой подразумевает.
В какой-то степени услышанный нами сегодня псалом помогает понять, что же означает способность возлагать на Бога свои страхи, печали и вообще всю свою жизнь.
Этот псалом начался с той фразы, которая, к сожалению, не совсем корректно передана в русском Синодальном переводе. В нём она звучит так: «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое» (Пс. 114:1). Если же мы откроем оригинальный еврейский текст псалма, то увидим, что значительно ближе к нему церковнославянский перевод, который звучит так: «Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего». То есть тот факт, что Господь услышал молитву праведника, стал основанием любви к Богу. Святитель Василий Великий по поводу этой фразы 114-го псалма заметил, что «не всякому можно сказать: возлюбих, а только тому, кто уже совершен, вышел из рабского страха и приял дух сыноположения. К слову возлюбих не присовокуплено, кого именно возлюбил, подразумевается же: Бога всяческих».
Далее святитель Василий продолжил свою мысль и сказал: «Возлюбил я Самого Бога и с радостью принял за Него страдания. Какие же то страдания, Пророк описывает несколько ниже: болезни смертныя, беды адовы, скорбь и болезнь — всё это казалось ему достолюбезным по любви к Богу и по упованию того, что соблюдается понесшим страдания за благочестие».
Если же мы вернёмся к нашему вопросу о том, каким образом можно возложить своё упование на Бога, то мы сможем ответить: сделать это позволяет любовь к Богу, которая рождается в сердце человека тогда, когда Бог откликается на его молитвы, и если сердцем человека завладела любовь ко Господу, то всё прочее перестаёт иметь определяющее значение, такой человек живёт Богом и ради Бога, такой человек способен к невероятным подвигам веры, и его сердца уже никогда не коснётся страх, ведь, по слову святого апостола и евангелиста Иоанна, «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4:18).
Псалом 114. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 114. (Церковно-славянский перевод)
4 мая. Об Иосифе Аримафейском

В 15-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Об Иосифе Аримафейском — игумен Лука Степанов.
Святой Иосиф Аримафейский был членом Синедриона, то есть Верховного Иудейского сообщества, которое управляло жизнью и Иерусалимского храма, и народа еврейского, но он не соответствовал их духу и уклонился от участия в осуждении Господа Иисуса Христа. Оставался он тайным учеником Господа до момента Его распятия. После того, как тело Господа было с креста снято, он уже отложил свое скрытничество, сам направился к Пилату, не боясь оскверниться в языческих помещениях, и испросил тело Иисусово с тем, чтобы предать Его погребению, а где предать, тем более, что место у него промыслительно оказалось заготовлено для самого себя. Он в непосредственной близости с горой Голгофой приуготовил эту пещеру, в которой надеялся сам сложить свои останки, но понял, что предназначены они теперь для Господа, и получив это разрешение, он полагает Господу вместе с женами-мироносицами, таким образом исповедуя свое богопочитание и становясь в ряды христиан на все времена.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О ранней христианской Церкви

В 6-й главе Книги Деяний святых апостолов есть слова: «Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме».
О ранней христианской Церкви — протоиерей Михаил Самохин.
Сегодняшнее замечание автора книги «Деяния святых апостолов» об увеличении количества верующих напрямую связано с эпизодом об избрании семи диаконов, когда первые нестроения в Церкви, связанные с распределением благотворительности и с организацией общих застолий ранней Церкви, были разумным образом улажены. Многие эпизоды, когда были приняты правильные и разумные решения, апостол, который написал книгу «Деяний», сопровождает такими замечаниями: А увеличилось количество верующих. Здесь же еще он добавляет о том, что многие из священников, которые, как мы знаем, были принципиальными противниками Христа, веры и самой ранней Церкви, уверовали во Христа. И сейчас, через две тысячи лет, не очень многое поменялось в отношении людей к Церкви. Именно благотворительность располагает людские сердца к вере Христовой. Именно милосердное лицо Церкви для нашего общества остается самым привлекательным. Именно правильная организация помощи тем, кто в этом особенно нуждается, тем, кому особенно нужна поддержка наша в сложной жизненной ситуации, показывает нам, что мы настоящие христиане. И недаром мы читаем у апостола-евангелиста Иоанна Богослова о том, что «потому знают, что вы мои ученики, что будете иметь любовь между собою». А благотворительность — это и есть проявление христианской любви. Будем же и мы продолжать свое делание на ниве милосердия, руководствуясь книгой «Деяний святых апостолов».
Все выпуски программы Актуальная тема
4 мая. О святых жёнах и их проповеди

Сегодня 4 мая. День памяти святых жён-мироносиц.
О святых жёнах и их проповеди — священник Павел Гумеров.
Жены-мироносицы — это те женщины, которые были свидетелями Воскресения Христова и первыми увидели Христа Спасителя, восставшим из гроба. Нам известны имена жен-мироносиц. Это Мария Магдалина, другая Мария, Соломия, Марфа и Мария, сестры Лазаря, Сусанна и некоторые другие. Также вместе с женами-мироносицами мы нередко видим изображенную на иконе Пресвятую Богородицу. Существует предание, что святая Мария Магдалина проповедовала Христа Воскресшего самому императору Тиберию. И когда он сказал, что не может случиться такого, что человек воскреснет, она дала ему белое яйцо, которое стало красным. Святая Мария Магдалина проповедовала в Галлии, в Эфесе. Известно также, что святые жены-мироносицы, такие как Марфа и Мария, проповедовали в Римской империи. То есть они несли проповедь равноапостольную. Вместе со святыми апостолами проповедовали Слово Божие, распространяли Благую Весть.
Все выпуски программы Актуальная тема