
Как правильно выйти из поста, чтобы не растерять пользу, накопленную за время духовного и телесного воздержания? Для меня этот вопрос стал актуальным в начале воцерковления, во время первого поста.
Сразу скажу, я совершил ошибку ещё на старте — не посоветовался со священником. Решил, что самое важное — это выполнить предписания, которые касаются пищи. Я не задумывался о главной цели воздержания — об отказе от всего того, что мешает быть с Богом.
В тот период жизни чревоугодие легко укладывало меня на лопатки, и я решил, что во время поста смогу его победить. Все ограничения, касающиеся еды, были выполнены. Но страсть почему-то стала только сильнее. Сразу после Пасхи я расслабился и совсем перестал себя сдерживать. Ел много. Очень много! О последствиях думать вообще не хотелось. Появились мысли о том, что пост оказался бесполезным.
Помог батюшка, к которому я пришёл на исповедь, когда стало совсем тяжело на душе. Он объяснил моё положение отступлением благодати. И произошло оно из-за неправильно поставленных целей.
— Такое часто происходит по самонадеянности, — сказал священник, — люди, которые борются с чревоугодием, соблюдают ограничения в течение всего поста, а во время светлой седмицы срываются и начинают есть ещё больше. А потом делают неверный вывод о том, что пост им только навредил.
Батюшка дал совет, который помог мне в будущем. Не нужно ставить цели — победить свои страсти. Нужно просить Господа, чтобы в итоге появились навыки борьбы. Для этого и нужен священник. Он должен помочь человеку определить его духовную меру с учётом личных обстоятельств.
В следующий пост каждое моё утро начиналось с молитвы о том, чтобы Бог послал мне хорошее настроение. Да, в моём случае, именно настроение позволяло вовремя пресекать помыслы, приводящие к чревоугодию. И это была вполне конкретная задача на каждый день. А её выполнение, в свою очередь, давало ощутимую энергию. Конечно, бывали дни, когда я всё-таки срывался и объедался, но это были лишь неудачные эпизоды, которые не обесценивали весь пост.
В итоге, пятидесятидневная борьба сформировала первые навыки, которые я применяю и сейчас. Да, страсть до сих пор не исчезла. И это тоже важный урок — понять, что сам я победить вредную привычку не могу, только Бог может освободить от неё. Конечно, это не значит, что не нужно противостоять вредным желаниям. Именно в процессе борьбы, я научился вовремя замечать и отсекать помыслы чревоугодия. Срабатывает что-то вроде духовной сигнализации, сообщающей мне, что опасность близка. Тогда я автоматически начинаю молиться.
Думаю, что в этом и есть ответ на вопрос — как правильно выходить из поста? Во-первых, нужно изначально принять тот факт, что победа над страстями — это прерогатива Бога. Мы можем только бороться и не опускать руки. Во-вторых, важно адекватно оценить свои возможности, обсудив их со священником. К воздержанию нужно подходить, как к процессу развития: мы учимся противостоять вредным привычкам и не требуем от себя невозможного. В-третьих, навыки борьбы в нас не заложены. В послании к Ефесянам говорится: «приимите всеоружие Божие дабы вы могли противостать в день злой». Апостол Павел пишет «приимите», то есть, у нас у самих нет этого оружия. Оно даётся свыше. Но только тем, кто не сдаётся. А значит, что после каждого падения мы должны вставать и снова вступать в бой.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер