
Человек-праведник и человек-грешник — кто это такие? Чем они отличаются друг от друга? И как определить, по какому пути двигаюсь я? Ответ на эти вопросы можно найти, размышляя над 1-м псалмом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 1.
Псалом Давида.
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
В только что прозвучавшем псалме царь Давид даёт очень простую, но точную характеристику того, что такое праведность и что такое греховность.
Признак праведника прост. По словам псалмопевца, «в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь». Иными словами, человек праведный — это не обязательно человек безгрешный и лишённый всяческих недостатков. Но это тот, кто непрестанно ищет волю Бога. Тот, кто постоянно размышляет о том, как бы ему быть ещё усердней и плодотворней в исполнении заповедей Творца. Перед началом всякого дела он советуется с Богом, в надежде выяснить, а что Господь думает по поводу его инициативы. Старается честно ответить себе на вопрос, какие мотивы на самом деле управляют его поступками. Не скрываются ли за его мыслями, чувствами, словами и действиями эгоизм, своекорыстие или страх. Чтобы не обмануться в своих выводах, он каждодневно сверяет свою совесть со Священным Писанием и обязательно советуется с духовно опытными людьми. Одним словом, праведный человек — тот, кто во всех своих делах ищет и старается исполнять волю Бога.
Человек, которому чужд такой образ жизни, может испугаться. «А когда же тогда жить? — спросит он — Когда работать, обеспечивать семью, отдыхать, если всё время думать о Боге и Его воле?» Предвосхищая эти вопросы, Давид специально подчёркивает, что предельная сосредоточенность на Творце и Его заповедях никогда не бывает в ущерб человеку. Тем более это никогда не сказывается отрицательно на продуктивности в бытовых сферах жизни. Но даже напротив. Для того, чтобы донести эту идею, он использует образ дерева, которое растёт рядом с водным источником. В отличие от пустынных растений, оно приносит плод в своё время и никогда не засыхает. Так и тот, кто непрестанно думает о Боге, насыщен жизнью. Дела спорятся в его руках. Как пишет псалмопевец, «во всём, что он ни делает, успеет». И здесь нет ничего удивительного. Ведь если мы в первую очередь думаем о том, как бы нам исполнить волю Творца, Господь берёт на Себя решение наших бытовых задач. Это не означает, что дела вдруг делаются сами, как по волшебству. Это означает, что те проблемы, которые раньше казались нам непреодолимыми, перестают быть проблемами. Зачастую они требуют для своего решения меньше энергозатрат или удивительным образом исчезают вовсе.
Совсем иная картина у грешника. Грешник — это не обязательно убийца, вор и насильник. Грешник — это тот, чьи мысли заняты всем чем угодно, но только не Богом. В жизни такого человека беда. По словам Давида, он «прах, возметаемый ветром». Периодически грешник перестаёт ощущать себя и почву под своими ногами. Словно висит в пустоте. Для того, чтобы вернуть себе уверенность, он вынужден цепляться за людей, за деньги, за собственность. Так он надеется обрести стабильность, уверенность и благополучие. Но чем настырнее грешник идёт к своей цели, чем усерднее расталкивает локтями окружающих, тем сильнее ощущает душевную пустоту. В итоге остаётся всего лишь одна мысль: я ничего в этой жизни не успел, всё было зря.
Повод в очередной раз задуматься о том, какой образ жизни провожу я. Ведь праведниками не рождаются. Привычка думать о Боге, искать Его волю, исполнять его заповеди — это навык. Навык, который воспитывается. Вырабатывается благодаря тому, что мы усилием воли понуждаем себя направлять своё внимание к Творцу. Чтобы наша жизнь постепенно наполнялась смыслом, все наши дела спорились, а наша душа обретала мир и покой.
Псалом 01. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 01. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 105 зач., XI, 2-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В истории еврейского народа было несколько очень серьёзных ошибок, когда ошибались не какие-то отдельные люди, а почти весь народ. В качестве примера можно вспомнить последнюю ошибку: народ не сумел узнать в Иисусе из Назарета посланного Богом Мессию. Однако, нельзя сказать, что ошиблись все, нет, ведь есть апостолы, которые были евреями, да и в наше время среди христиан немало людей, которые по своему происхождению принадлежат к израильскому народу. Существование христиан из евреев давало апостолу возможность надеяться и верить в благую участь его родного народа. Именно об этом мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах в отрывке из 11-й главы Послания апостола Павла к Римлянам.
Глава 11.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут.
4 Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом.
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня.
9 И Давид говорит: да будет трапеза их сетью, тенетами и петлею в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда.
11 Итак спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
Вполне естественно, что апостола Павла беспокоила судьба его родного народа, и, конечно же, Павел был не одинок в своём беспокойстве, много вопросов было и у других христиан из числа евреев: какой будет дальнейшая судьба их народа? Как соотнести между собой обетования Ветхого Завета и неприятие Христа израильтянами? Неужели же нет никакой надежды?
Ответ апостола Павла можно свести к довольно простому и очевидному утверждению: неприятие Христа — это далеко не первое духовное преступление израильтян, в качестве примера апостол вспомнил историю пророка Илии, в годы жизни которого народ тоже совершал немало преступлений, в какой-то момент пророк вовсе остался в одиночестве. Впрочем, так казалось лишь Илье, потому-то Бог и указал ему на семь тысяч человек, не осквернивших себя язычеством, следовательно, отпали от Бога хоть и многие, но далеко не все. Так было и во время жизни апостола Павла: не верили во Христа многие евреи, но не все, среди первого поколения христиан было немало евреев, немало их среди христиан и в наши дни. Этот факт означает, что Бог не отверг Свой народ, ведь если в народе сохраняется праведность, если есть ещё те, кто остаётся верным Богу, значит, народ не утратил смысл своего бытия, значит, люди ещё могут обрести Христово Царство.
Эту логику легко продлить и на любой другой народ: пока есть праведники, те, кто несмотря ни на что, хранит веру во Христа, значит мы не можем сказать, что Бог отвернулся от этого народа. Здесь довольно сложно не вспомнить историю русского народа в минувшем веке, у нас тоже было всеобщее отступление от Бога, мы уничтожали храмы и пытались искоренить саму веру, но были и те, кто не только сохранил себя от этого помрачения, но и сумел обрести святость, благодаря этим людям Церковь возродилась. Впрочем, успокаиваться рано, ведь Второе Христово Пришествие ещё не произошло, следовательно, мы снова можем массово отречься от нашего Спасителя. Пусть же Бог сохранит нас от этого греха!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер