
Деян., 8 зач., III, 11-16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Христос воскресе! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Думаю, практически каждый человек попадал в ситуацию, в которой ему так и хотелось сказать уничтожающую фразу: «А ведь я тебе говорил...». В этих словах звучит столько превозношения, столько эгоизма и желания показать, что ты умнее другого... И самое главное, очень часто они лишают человека всякой надежды изменить или улучшить сложившуюся ситуацию. Но как стоит вести себя христианину, когда обстоятельства подталкивают его к тому, чтобы повести себя именно так? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.
12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?
13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.
14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,
15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.
16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.
Почему человеку не нравится, когда ему делают замечания? Сегодня психологи могут объяснять это по-разному, но с библейской точки зрения всё очевидно. Человек был сотворён по образу Божию, расположенным к любви и доверию. В греховном порыве, обратившись к древу познания добра и зла, первые люди возомнили себя богами, знающими добро и зло, хотя внутренне понимали, что они узурпаторы, воры и обманщики. Именно поэтому, когда Бог обращается к ним, они бегут от Него и прячутся за деревьями рая. Он открыт к Ним и любит их, но они внутренне знают свою неправоту и бегут от Него. И этот страх распространяется в жизни людей на всё — доброе и злое. Прошли тысячи лет, но и сегодня, когда нам делают замечания, мы, как существа падшие и испорченные грехопадением, не доверяем тем, кто перед нами и ощущаем в их словах угрозу. Угрозу не просто нашим действиям, но угрозу нашему бытию, нам самим. Когда мы занимаемся каким-то делом, для нас бывает вполне естественно, спросить совета у того, кто, по нашему мнению, лучше знает. Но тут мы внутренне остаёмся хозяевами положения. А вот если нам дают непрошенный совет, делают замечание или, что уж совсем тяжело, обличают, в нас всё внутренне восстаёт и мы противимся. Конечно, кому-то воспринимать комментарии в адрес своего поведения легче, кому-то труднее, но так или иначе в замечаниях и обличениях мы чувствуем угрозу.
В сегодняшнем чтении из книги Деяний апостольских мы слышим историю о том, как хромой человек, исцелённый Петром и Иоанном, привлёк к себе внимание тех, кто привык видеть его убогим нищим, лежащим у входа в храм. Объясняя произошедшее, апостолы прямо сказали спрашивающим, что хромой воскрешён силой Того, от Кого вопрошающие отреклись и в конце концов даже убили, выпросив себе вместо Него разбойника Варавву. Сегодня мы не любим, когда нам делают замечания, но ведь некоторые из них буквально спасают нам жизни. Можно сколько угодно злиться и возмущаться, но инструктор в автошколе, специалист по технике безопасности на заводе, врач в больнице делают нам замечания, чтобы обезопасить нашу жизнь. Апостолы поступают схожим образом. Они не пытаются обойти острые углы и прямо говорят своим соотечественникам, что Мессию, который к ним пришёл от Бога, они убили. Без этой прямоты, без честного разговора о произошедшем, иудеи попросту бы их не поняли. Однако в рассказе апостолов, кроме обличения, есть ещё явное указание на исцеляющую силу веры в распятого и воскресшего Христа. И это указание даёт слушающим надежду на исправление. Это главное, что должно отличать христианина. Критика с его стороны, насколько бы обоснованной она ни была, не может быть уничижающей и всегда должна указывать путь к возможному исправлению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 79. Богослужебные чтения

Скажите честно: вы когда-нибудь, проходя где-то мимо частных домов, срывали висящие из-за чужого забора ягоды или плоды? Признаюсь, и я порой от этого соблазна не мог удержаться! 79-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, одним из центральных образов имеет именно проблему разросшейся и вышедшей далеко за пределы ограды виноградной лозы. Давайте послушаем.
Псалом 79.
1 Начальнику хора.
На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
О чем псалмопевец плачется Богу — причём каждая из трёх частей псалма этот плач усиливает всё больше? Образ виноградной лозы — это образ еврейского народа, который Бог «насадил» в чужой земле, изгнав оттуда прежних жителей, — земле благодатной и плодородной, и не только насадил, но и тщательно и бережно вырастил так, что народ заполнил очень большое пространство. Казалось бы, остаётся только радоваться — но вот, неожиданно с разных сторон надвигаются напасти: народ становится добычей для соседей, которые немилосердно «обрывают» его, словно вывалившуюся из-за забора сочную виноградную ветвь, а с другой стороны наседают могущественные враги, словно дикий кабан, своим рылом подкапывающий и уничтожающий корни лозы.
Автор псалма выражает общее недоумение народа: Боже, что происходит? Зачем Ты допускаешь поругание плода Твоих же рук? Ведь Ты, Ты сам нас сюда привёл, Ты нас возрастил, Ты оберегал — и вдруг всё рассыпается!..
Чтобы найти ответ на эти вопросы, нам надо вернуться к изначальному образу свисающего за пределы территории винограда. Это произошло потому, что ограда, отделявшая частную территорию от общего пространства, сгнила и развалилась. Когда падает забор, снимаются определённые внутренние защиты, и человек уже может себе позволить переступить через границу — а что, тут, похоже, никто не живёт — или не следит за хорошим состоянием хозяйства! Значит, забор для этого псалма — своего рода «ключ» к его пониманию: пока забор крепок — и к плодам никто не притронется, и дикий зверь не подойдёт!
Что же это за столь важный «забор»? Для иудейского мышления ответ очевиден: «забор» — это Закон Божий, заповеди, данные Богом Моисею как условия сохранения завета между Богом и еврейским народом. Пока эти заповеди исполняют, пока в головах людей они — чёткая грань между нормальным и абсолютно недопустимым — всё в порядке. Но как только отношение к этой «грани» становится поверхностным, как только размываются границы — жди беды!
Вот к чему и призывает сегодняшний псалом: помнить о том, что пока внутри нас есть ясные и понятные для нас самих принципы — «внутренние границы» — и Бог нас охраняет и бережёт!
Псалом 79. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 79. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 79. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошанним-Эдуф. Псалом Асафа.
2 Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на Херувимах, яви Себя.
3 Пред Ефремом и Вениамином и Манассиею воздвигни силу Твою, и приди спасти нас.
4 Боже! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
5 Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего?
6 Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере,
7 положил нас в пререкание соседям нашим, и враги наши издеваются над нами.
8 Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
9 Из Египта перенес Ты виноградную лозу, выгнал народы и посадил ее;
10 очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю.
11 Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии;
12 она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки.
13 Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути?
14 Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее.
15 Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей;
16 охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе.
17 Он пожжен огнем, обсечен; от прещения лица Твоего погибнут.
18 Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей, над сыном человеческим, которого Ты укрепил Себе,
19 и мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем призывать имя Твое.
20 Господи, Боже сил! восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся!
Возможность развиваться и общаться для детей с тяжёлыми нарушениями

Эрик пришёл в московский Елизаветинский детский сад с большим багажом трудностей. Он плохо двигается и сам почти ничего не слышит, его выручают слуховые аппараты. Поначалу Эрику было некомфортно в новой обстановке, он нервничал, не хотел ни с кем общаться и отказывался от еды. Но в Елизаветинском саду, где помогают особенным детям, знают, что ко всем нужно относиться с любовью, терпением и пониманием. В этот детский сад приводят ребят с тяжёлыми двигательными и другими нарушениями. С каждым занимаются разные специалисты, и отталкиваясь от возможностей ребёнка, учат его важному: ладить с другими, выражать эмоции и желания, самостоятельно есть и не только. К Эрику тоже нашли подход. Подобрали правильный темп занятий и определили вектор развития — через книги и визуальные пособия.
Теперь он с радостью приезжает в сад, у него появились друзья и любимое занятие — изучать книги. Он с удовольствием пролистывает страницы, вглядывается в текст и рассматривает картинки.
Пример Эрика — это доказательство того, что даже в самых сложных обстоятельствах можно найти подход к ребёнку и помочь ему совершить успехи в развитии.
За каждым достижением подопечных Елизаветинского детского сада стоит ежедневный труд сотрудников: воспитателей, музыкального педагога, специалиста по социальной адаптации, дефектолога и других.
Поддержите проект и его команду, сделав любой благотворительный взнос на сайте Елизаветинского сада. И пусть дети с тяжёлыми нарушениями обретают возможность развиваться и общаться.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов