
Среди всех богослужебных песнопений есть одно особенное. Согласно церковному преданию, часть его текста сообщил людям сам архангел Гавриил. Это песнопение посвящено Пресвятой Богородице и называется «Достойно есть». Предлагаю поразмышлять над текстом и чудесной историей возникновения этой молитвы, и послушать её отдельными фрагментами в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Так как же появилось песнопение «Достойно есть»? Припев его вошёл в церковный Устав ещё в восьмом веке. В то время в византийских храмах во время богослужения Богородицу стали славить молитвой, написанной церковным поэтом Косьмой Маюмским. Вот как на русском языке звучит текст этого припева: «Ты (Богоматерь) достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения девственной чистоты родила Бога-Слово, как истинную Богородицу мы Тебя величаем». По-церковнославянски этот фрагмент песнопения звучит так: «Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем». Давайте послушаем этот фрагмент.
Молитва «Честнейшую херувим...» была дополнена в конце 10 века от Рождества Христова, когда в одной из монашеских келий на святой горе Афон произошло чудо. Послушник, имя которого история не сохранила, совершал вечернюю молитву. Вдруг в дверь его кельи постучал незнакомец. Послушник приветливо принял гостя, и они стали молиться вместе. Когда послушник запел молитву Богородице «Честнейшую херувим...», незнакомец прервал его и рассказал, что там, откуда он пришёл, молитву Богородице начинают по-иному. Перед припевом «Честнейшую херувим...» они поют строчку, которая так переводятся на русский язык: «Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего». По-церковнославянски этот фрагмент звучит так: «Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего». Давайте послушаем этот фрагмент песнопения.
Когда таинственный незнакомец спел эту строчку, она до того понравилась послушнику, что тот попросил гостя записать её текст. Гость согласился. Он взял плоский камень и начертал слова молитвы пальцем прямо по поверхности камня. А когда послушник спросил его имя, гость ответил: «Архангел Гавриил».
Так появилось, а затем распространилось по всему православному миру песнопение «Достойно есть», которое, к слову, иногда называют «Архангельской песнью». Исполняется оно и на вечерних службах в будни, и на Литургии, за исключением больших церковных праздников. Читается или поётся дома в утреннем и вечернем молитвенном правиле, после трапезы, после окончания работы или учёбы. А ещё звучит при встрече епископа во время архиерейского богослужения и во время венчания.
Существует множество музыкальных вариантов песнопения «Достойно есть». К его возвышенным словам обращались Чайковский и Рахманинов, Бортнянский, Чесноков... Возникли местные распевы, которые сохранились и широко распространились в богослужебной практике: например, распев Ниловой пустыни, Киевский, Македонский, Византийский. Есть даже распев царя Фёдора Алексеевича Романова — его нередко поют в храмах и в наши дни. Но как бы ни исполнялась молитва «Достойно есть», даже без мелодии, звучит она просто и прекрасно. Может быть, потому, что по воле Божией сотворена земным и небесным существами — человеком и архангелом — вместе.
Давайте послушаем песнопение «Достойно есть» полностью в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел
Рим., 86 зач., IV, 4-12.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Поступая правильно, люди могут делать это по разным причинам. Например, кто-нибудь уважительно говорит с другим человеком, потому что от его решения зависит нечто значимое, или может быть щедрым, надеясь на какие-то выгоды в будущем. В данном случае мы как будто бы на рынке, покупаем у других ответное добро. Подобный подход настолько распространён, что обычно люди не видят в этом ничего особенного. Но как выстраиваются наши отношения с Богом? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.
5 А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.
6 Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:
7 Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.
8 Блажен человек, которому Господь не вменит греха.
9 Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.
10 Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.
11 И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность,
12 и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.
Большинство людей на земле имеют опыт родительской любви. Более того, даже те, кто не имеют этого опыта или имеют искажённый опыт, обычно знают, каким должен быть правильный. И хотя современные стратегии родительских отношений явным образом отличаются от того, что мы знаем о подобных отношениях в XX или XIX и прежних веках, всё же одно в них было очевидно всегда: родители любят своих детей не за что-то, а просто по факту того, что они есть. Очевидно, что поведение детей на эту любовь влияет, строптивость и эгоистичность ребёнка, естественно, усложняет эмоциональную сторону отношений. Но первичность родительской любви неоспорима, мы так устроены. При этом нельзя не видеть, что рыночная модель отношений довольно быстро улавливается детьми, и они могут вести себя так, чтобы родителям нравилось, преследуя свои интересы. Но означает ли это, что родительская любовь такими вещами определяется?
В сегодняшнем чтении из послания к Римлянам апостол Павел ставит похожие вопросы, рассуждая о Боге и человеке. Хотя о том, что Бог есть любовь писал Евангелист Иоанн, для Павла это тоже было очевидно. Господь и мир-то сотворил только лишь по Своей любви, совершенно в нём не нуждаясь. Привлекая иудеев к праведной жизни, Бог нередко формулировал заповеди так, что им казалось, что Его любовь к ним зависит от их поведения. Но дело было не в Его любви, а в несовершенстве людей, которые жили в окружении языческих народов, про любовь Божию вообще ничего не знавших. Иными словами, как и иудеи, так и язычники, верили, что любовь Божию надо заслужить и только в таком случае Он посчитает человека праведным. Апостол Павел, несомненно, был согласен с тем, что праведность нужна, но также он знал, что с неё невозможно начать, так как праведным сам по себе человек быть не может. Учитывая же, что спасение необходимо всем, Бог заранее всех готов простить, и соблюдавших закон и не соблюдавших, всем готов позволить начать сначала.
Но, если Бог готов не вменять нам грехов и принимает нас в Своё общение даром, означает ли это, что можно вовсе обойтись без дел праведности, просто сославшись на Его любовь? Конечно, нет. Потому что общение с Богом, как общение с любым личностным существом, не может быт односторонним. Родитель может любить ребёнка сколько угодно, но пока ребёнок не полюбит его в ответ, подлинно глубокого общения не состоится. Подобным образом и в наших отношениям с Богом, своими добрыми делами мы не заслуживаем Его любовь, но подтверждаем свою собственную любовь к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим Дом, где живут особенные люди

8 лет назад в городе Омске священник Антоний Хмелёв создал Дом для людей с инвалидностью, которые остались без попечения близких. Располагается он при храме Рождества Христова в микрорайоне Крутая горка. Со временем проект получил название «Дом, который очень нужен». Здесь вместе с отцом Антонием о подопечных заботятся сёстры милосердия и добровольцы. Людям помогают решать бытовые задачи, приучают к самостоятельности, дают возможность заниматься творчеством и учиться.
Ксения и Александр почти ровесники. По паспорту им обоим чуть больше 40 лет, а по развитию они совсем, как дети. У каждого была семья и дом, но после смерти близких заботиться о них стало некому. Ксению и Сашу должны были отправить в психоневрологический интернат. Тогда бы не о какой свободной и радостной жизни — не было бы и речи. К счастью, про особенных мужчину и женщину узнал священник Антоний, так они и оказались в «Доме, который очень нужен». Условия в этом церковном приюте максимально приближены к домашним. Здесь подопечные готовят, ухаживают за садом во дворе, свободно общаются, играют в спортивные игры и не только.

Кроме Ксении и Саши в приюте при храме Рождества Христова находятся ещё 9 человек с инвалидностью. Они тоже, как могут, ведут самостоятельную жизнь и даже участвуют в делах местной службы милосердия — развозят вместе с волонтёрами гуманитарную помощь нуждающимся.
Сегодня Дому, где живут люди с ментальными и физическими нарушениями, необходима поддержка. Помогайте финансово, становитесь добровольцами или просто рассказывайте другим об этом добром проекте из Омска. Узнать о нём больше можно на сайте Православной службы «Милосердие. Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Предпосылки Первого Вселенского Собора». Петр Пашков

У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Пётр Пашков.
Разговор шел о предпосылках и причинах созыва Первого Вселенского Собора в 325 году в Никее.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти программ, посвященных Первому Вселенскому Собору, проходившему 1700 лет назад.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер