Чем ты наполнишь свою жизнь? - вопрошает рекламный щит нового, и очень дорогого смартфона. Тот же щит предлагает выгодный кредит - так что предлагаемый ответ на вопрос довольно очевиден. Ты наполнишь свою жизнь выплатой кредитов, чем же еще. При этом навороченный смартфон устареет раньше, чем ты закончишь выплачивать кредит, и его сменит другая, еще более навороченная модель.
Как метко подметил один интернет-пользователь: «мы тратим деньги, которые не заработали, на вещи, которые нам не нужны, чтобы произвести впечатление на людей, которые нам не нравятся». Реклама постоянно предлагает нам вещи, которые мы не можем себе позволить - и без которых вполне можем обойтись. Но нам их все равно предлагают купить. Как? В долг. «Жить в кредит — не повредит!» «Позволь себе!» - призывают рекламные слоганы. Покупай сейчас, расплачивайся потом. Для многих людей это оборачивается - и уже обернулось - трагедией. Купленный в кредит смартфон делается ненавистен, потому что на него сыплются СМС-ки: «Уважаемый клиент! Напоминаем Вам, что подошло время очередного платежа по кредитному плану "Пировали-Веселились"» . Потом начинаются звонки на этот самый смартфон, потом - звонки в дверь. Людям приходится выплачивать не только суммы, которые они занимали, но и немалые проценты. Сумма каждый день растет, агенты, которым поручено добиваться возвращения долгов, становятся все более грубыми - иногда люди, не выдержав нервного напряжения, совершают самоубийство.
Людям, попавшим в такую беду, можно посоветовать согласовать с кредиторами реалистичный план возврата долга - и его придерживаться. Какое-то время придется подтянуть пояса - но это совсем не смертельно, главное - не унывать, потому что уныние никогда никому не помогало.
Но еще лучше - в такую беду не попадать. Лучше с самого начала выяснить - насколько мне необходима эта покупка? Насколько я в состоянии выплатить этот долг? Нельзя ли просто обойтись без этого? Перевесит ли радость от обладания новой вещью все те проблемы, которые я себе создаю?
Уже в библейские времена попасть во власть заимодавцев считалось большим несчастьем, даже проклятием.
Долги — это то, чего следует избегать. Да, при этом придется научиться отказываться от вещей, которые не по карману. В церковной традиции для страсти к ненужным вещам есть специальное название — мшелоимство. Эта страсть сознательно поощряется и распаляется рекламой — чтобы сделать нас рабами кредитов, рабами, которые будут работать сначала на производителей модных гаджетов, потом — на банки.
Но, как и любая страсть, она не делает человека счастливым. У нас есть другой источник радости, и если мы обратится к Нему, деньги и вещи в нашей жизни станут тем, чем они и должны быть — слугами, а не господами.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.