
В каких делах мы должны призывать Бога на помощь? А в каких Его участие необязательно? Ответ на этот вопрос находим в 143-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 143.
Давида. [Против Голиафа.]
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Филистимляне были язычниками, которые жили на территории Палестины и долгое время досаждали богоизбранному народу. Однажды филистимская армия вторглась в пределы еврейского государства. Царь Саул выдвинул навстречу неприятелю свою силу. Два войска встретились и расположились друг перед другом в боевой готовности. Ни та, ни другая сторона не решалась первой ступить в бой. Тогда из лагеря филистимлян вышел воин по имени Голиаф. Он приблизился к израильским отрядам и потребовал, чтобы евреи выставили против него своего богатыря для схватки. Кто одолеет, того войско и будет победителем в противостоянии.
Никто не решался принять вызов. Дело в том, что Голиаф отличался нечеловеческой силой и огромным ростом. Писание говорит, что в нём было шесть с половиной локтей. То есть около двух метров и 80-ти см. Он был одет в броню, вес которой составлял пять тысяч сиклей меди. То есть около 57 кг металла. Один только наконечник копья, которым был вооружён Голиаф, весил 600 сиклей железа, то есть около 7 кг. Не человек, машина для убийства. Немудрено, что из еврейских воинов никто не вышел. Лишь один юноша по имени Давид принял вызов Голиафа. У Давида не было доспехов. Он был простой пастух. И его единственным оружием была праща — простая верёвка с петлёй для камня на конце. Однако при её помощи он совершил немыслимое — в мгновение ока одолел великана.
Псалом, который мы услышали, посвящён воспоминанию об этом событии. Давид приписывает свой подвиг не столько собственным силам, сколько Божественной поддержке и сверхъестественному вдохновению. По его словам, Бог управлял его действиями: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои — брани, ...щит мой, — и я на Него уповаю». И далее Давид продолжает. Не только в сражении с Голиафом ему помог Господь, но и в не менее сложных делах. В первую очередь — в управлении государством. «Он подчиняет мне народ мой», — пишет Давид.
На этом псалмопевец не останавливается. Он рассуждает о том, кем является человек без этой поддержки свыше? «Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень». То есть без Бога и Его Духа удел человека печален. Его жизнь хрупка и мимолётна. Она проносится, как лёгкий ветерок. Или же, скорее, напоминает бледную тень, которая исчезает после захода солнца.
Мы можем сказать: где мы, а где Давид? Он великий герой. И очевидно, что для таких значимых подвигов ему требовалась особая помощь. Нас это не касается в такой степени. Наша жизнь намного прозаичней, и задачи, которые стоят перед нами, скромнее. Однако Новый Завет подчёркивает и даже усиливает идею псалма. Апостол Павел ставит повседневную жизнь человека в прямую зависимость от Духа Божия. «Мы Им живём и движемся, и существуем», — говорит он. А Христос в Евангелии прямым текстом заявляет Своим ученикам: «без Меня не можете делать ничего». Так, Писание напоминает: то, как мы себя ощущаем в этом мире, напрямую зависит от нашей связи с Творцом. А потому нашей главной повседневной заботой должно быть то, как эту связь усилить и поддерживать. Ведь кто знает, какие подвиги и свершения Господь предопределил нам совершить?
Псалом 143. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 143. (Церковно-славянский перевод)
12 апреля. О творчестве Ивана Ковалёва

Сегодня 12 апреля. В этот день в 1885 году родился фольклорист и сказочник Иван Ковалёв.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Мы отмечаем День рождения ныне совершенно забытого, а в своё время знаменитого сказочника Ивана Фёдоровича Ковалёва, происходившего из крестьян Нижегородской губернии, родившегося в местечке Шадрина, недалеко от того озера и тех заволжских лесов, где впервые воспет был легендарный Светлояр, красавец-город, ушедший под воду со сказочным названием Китеж. Русская природа, тишина лесов, романтично настроенного мальчика Ивана побуждали к размышлениям. А более всего суровый труд помимо сеяния, собирания урожая. Зимой мальчик помогал маме ткать, измочал рогожу, плести лапти — собственно, занимался ткачеством. И этот труд никогда не свершался в безмолвии. Его мама и бабушка рассказывали мальчику сказки, которые тот запоминал на всю жизнь. Так формировался художественный мир замечательного сказочника, который был удостоен членства в Союзе писателей России. Все, кто заинтересован воспитанием детей, все, кто сам хочет уподобиться Арине Родионовне или другим сказителям Святой Руси, единожды раскрыв сборник сказок Ковалёва, найдут для себя импульс к самостоятельному творчеству.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 апреля. О дерзновении человека в изучении и освоении космоса

Сегодня 12 апреля. День космонавтики в России.
О дерзновении человека в изучении и освоении космоса — протоиерей Михаил Самохин.
Самое, думается, важное место священного писания, в котором упоминается космос, мы находим в книге Деяний святых апостолов. Бог сотворил мир, космос и все, что в нем. Для православного человека космос — не только удивительный порядок, в который выстроены планеты, звезды и целые галактики непостижимых уму размеров. Это действительно украшение величественного творческого гения Господа, как Творца, Создателя и Промыслителя, поэтому и переводится «космос» и как «порядок», и как «украшение». Для человека удивительное творение Божие, находящееся за пределами нашей планеты, всегда было предметом восхищения. Иногда этот восторг заходил слишком далеко до оказывания небесным телам божеских почестей, но с тех пор, как мы знаем единого истинного Бога, космос — одно из самых ярких свидетельств не просто бытия Божия, но величия, гениальности и мощи Его творческого замысла. Даже самая дерзкая человеческая мысль в виде теории вероятности свидетельствует нам, что такой космос, который мы имеем возможности наблюдать, невозможен без разумного и благого Творца. Что касается освоения космоса, то мы так гордо называем лишь первый робкий шаг за пределы нашей земной колыбели. Господь позволил нам его в надежде на то, что ближе познакомившись с космосом, мы проникнемся красотой и совершенством творения, и вместе с тем прославим Творца. Дай Бог, чтобы дерзновение человечества всегда направлялось благими помыслами, добрыми намерениями и любовью ко всему творению Господа. А любить нам легче научиться здесь, на Земле.
12 апреля. О духовном смысле Лазаревой субботы

Сегодня 12 апреля. Лазарева суббота.
О духовном смысле праздника — протоиерей Василий Гелеван.
Лазарь был другом Христа. В каждом человеке живет эта дружба с Господом. Кто-то может отказаться от этой дружбы, но Бог не перестает нас любить. Даже когда мы грешим, мы дороги Спасителю. Он не гнушается человеком, даже если запах греха так силен, что может отпугнуть любого, но не Бога. Бог приближается к человеку, лежащему духовному мертвецу, и призывает его встать от смерти и воскреснуть к жизни. Ведь Христос и есть воскресение и жизнь. Встречая Господа и слыша Его слова, сёстры Марфа и Мария укрепляются в вере и в уповании. Увидев воскресшим своего брата, они прославили Бога. И мы в этот день тоже поем такие слова: «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».