
В каких делах мы должны призывать Бога на помощь? А в каких Его участие необязательно? Ответ на этот вопрос находим в 143-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 143.
Давида. [Против Голиафа.]
1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани,
2 милость моя и ограждение моё, прибежище моё и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.
3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание?
4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.
5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся;
6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их;
7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных,
8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе,
10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.
11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.
12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.
13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;
14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших.
15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.
Филистимляне были язычниками, которые жили на территории Палестины и долгое время досаждали богоизбранному народу. Однажды филистимская армия вторглась в пределы еврейского государства. Царь Саул выдвинул навстречу неприятелю свою силу. Два войска встретились и расположились друг перед другом в боевой готовности. Ни та, ни другая сторона не решалась первой ступить в бой. Тогда из лагеря филистимлян вышел воин по имени Голиаф. Он приблизился к израильским отрядам и потребовал, чтобы евреи выставили против него своего богатыря для схватки. Кто одолеет, того войско и будет победителем в противостоянии.
Никто не решался принять вызов. Дело в том, что Голиаф отличался нечеловеческой силой и огромным ростом. Писание говорит, что в нём было шесть с половиной локтей. То есть около двух метров и 80-ти см. Он был одет в броню, вес которой составлял пять тысяч сиклей меди. То есть около 57 кг металла. Один только наконечник копья, которым был вооружён Голиаф, весил 600 сиклей железа, то есть около 7 кг. Не человек, машина для убийства. Немудрено, что из еврейских воинов никто не вышел. Лишь один юноша по имени Давид принял вызов Голиафа. У Давида не было доспехов. Он был простой пастух. И его единственным оружием была праща — простая верёвка с петлёй для камня на конце. Однако при её помощи он совершил немыслимое — в мгновение ока одолел великана.
Псалом, который мы услышали, посвящён воспоминанию об этом событии. Давид приписывает свой подвиг не столько собственным силам, сколько Божественной поддержке и сверхъестественному вдохновению. По его словам, Бог управлял его действиями: «Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои — брани, ...щит мой, — и я на Него уповаю». И далее Давид продолжает. Не только в сражении с Голиафом ему помог Господь, но и в не менее сложных делах. В первую очередь — в управлении государством. «Он подчиняет мне народ мой», — пишет Давид.
На этом псалмопевец не останавливается. Он рассуждает о том, кем является человек без этой поддержки свыше? «Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень». То есть без Бога и Его Духа удел человека печален. Его жизнь хрупка и мимолётна. Она проносится, как лёгкий ветерок. Или же, скорее, напоминает бледную тень, которая исчезает после захода солнца.
Мы можем сказать: где мы, а где Давид? Он великий герой. И очевидно, что для таких значимых подвигов ему требовалась особая помощь. Нас это не касается в такой степени. Наша жизнь намного прозаичней, и задачи, которые стоят перед нами, скромнее. Однако Новый Завет подчёркивает и даже усиливает идею псалма. Апостол Павел ставит повседневную жизнь человека в прямую зависимость от Духа Божия. «Мы Им живём и движемся, и существуем», — говорит он. А Христос в Евангелии прямым текстом заявляет Своим ученикам: «без Меня не можете делать ничего». Так, Писание напоминает: то, как мы себя ощущаем в этом мире, напрямую зависит от нашей связи с Творцом. А потому нашей главной повседневной заботой должно быть то, как эту связь усилить и поддерживать. Ведь кто знает, какие подвиги и свершения Господь предопределил нам совершить?
Псалом 143. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 143. (Церковно-славянский перевод)
14 сентября. О Радио ВЕРА

Сегодня 14 сентября. День рождения Радио ВЕРА.
О Радио ВЕРА — игумен Лука (Степанов).
Появление Радио ВЕРА — исполнение слов Господних: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия во всех языках». Очевидно, что именно возможность быть доступным на кухне, в транспорте, ушам и сердцам человеческим для Слова Божьего — это великое событие последних десятилетий.
Сколько чудесных минут молитвенных, сколько размышлений полезных, сколько воздыханий покаянных пробуждает это радио в наших соотечественниках, которые среди радиоволн многообразных и, как правило, развлекающих, натыкаются на те волны, источником которых является сам Создатель мира и Спаситель наш.
Так что Радио ВЕРА, 11 лет назад зазвучавшее в нашем эфире, — это приближение Слова Божьего к сердцам соотечественников, а значит, приумножение и спасающихся.
Потому наши с вами, дорогие радиослушатели, молитвы должны быть непрестанны о тех, кто делает это радио, кто делает возможным нам и среди путей нашей жизни назидаться и укрепляться в православной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О церковном календаре

Сегодня 14 сентября. Начало индикта — церковное новолетие.
О церковном календаре — протоиерей Максим Горожанкин.
Вступая в церковное новолетие, мы можем обратить пристальное внимание на то, как устроен вообще церковный календарь. Каждый день церковного календаря посвящён тому или иному святому или нескольким святым. И в обиходе православного христианина, наряду с совершением келейного правила, утреннего и вечернего, может быть ознакомление с житиями тех или иных святых, которые празднуются в этот день.
Также за богослужением ежедневно прочитываются отрывки из Священного Писания, как из Евангелия, так и из апостольских посланий. Эти отрывки также можно читать дома.
Имея перед своим мысленным и физическим взором православный церковный календарь, мы можем более грамотно и более полно выстраивать свою внутреннюю, келейную, домашнюю, молитвенную жизни. И церковный календарь имеет огромное значение в выстроении внутренней духовной жизни православного христианина.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 сентября. О творчестве Юлии Вознесенской

Сегодня 14 сентября. В этот день в 1940 году родилась прозаик и поэтесса Юлия Вознесенская.
О её творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Юлия Николаевна Вознесенская, в девичестве Тараповская, стала одним из самых ярких православных прозаиков нашего времени. Её книги никого не оставляли равнодушными — их любили и критиковали. Однако сегодня уже очевидно, что произведения Юлии Вознесенской заставили задуматься о жизни и прийти к вере многих людей.
Писательница родилась в Ленинграде, училась в Ленинградском институте театра, музыки и кино и была активной участницей ленинградской неформальной культуры. В 1973 году приняла крещение. После ссылки и лагерей за антисоветскую пропаганду в 1980 году Вознесенская эмигрировала вместе с двумя сыновьями в Германию.
В 90-х годах жила в Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы во Франции. Там, по благословению игуменьи Афанасии, написала повесть-притчу «Мои посмертные приключения», ставшую одной из самых популярных книг писательницы. Кроме этого произведения, Вознесенская опубликовала романы «Путь Кассандры», «Утоли мои печали», «Паломничество Ланселота».
Поздние произведения Вознесенской часто называют христианским или православным фэнтези, в которых захватывающий сюжетный вымысел наполнен глубоким духовным нравоучением. В последние годы жизни Юлия Николаевна была активным волонтёром-публицистом нескольких антикризисных сайтов, утешавших людей в тяжелейших жизненных обстоятельствах. Её публикации помогли множеству людей вновь обрести веру и опору в жизни.
Юлия Николаевна Вознесенская отошла ко Господу 20 февраля 2015 года.
Все выпуски программы Актуальная тема