
Нужно ли просить прощения, если не чувствуешь раскаяния? Одно событие из моей жизни, в период, когда я был трудником в «Оптиной пустыни», заставило меня задуматься на эту тему.
В тот день меня вместе с напарником отправили за мукой на подсобное хозяйство монастыря. Мой товарищ был крепче и шустрее — пока я нёс на погрузчик один мешок, он уже бежал за вторым.
Но при разгрузке выяснилось, что мы привезли больше, чем требовалось. Ошибку исправили, — муку вернули на склад, — но в отношениях с напарником появилось какое-то напряжение.
— Впредь, пожалуйста, не торопись, — сказал я ему.
— А, то есть, это моя вина? — спросил он с обидой в голосе.
— Не важно, чья вина, просто не спеши.
Эти слова его обидели. Да так, что он перестал со мной разговаривать. Почему? Я не понял.
Ссора была совсем некстати. Собирался ведь причащаться. В Последовании ко Святому Причащению мы читаем: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим»... А как тут примириться, когда своей вины не чувствуешь? «Что ж! — сказал я себе — Пойду и извинюсь, даже если ни в чём не виноват». Но в ответ на протянутую руку и слова: «Прости меня, брат», — товарищ просто прошел мимо. Меня это задело. «Больше не подойду», — решил я, но совесть не давала покоя.
Да, в моём извинении не было искренности, но, с другой стороны, как можно раскаяться, если внутри прочно засела убеждённость в своей правоте? Делаешь шаг к примирению, хотел бы искренне, но не получается. Может в таких случаях лучше вообще не пытаться?..
Ответ для себя я нашёл в тот же день у Игнатия Брянчанинова. Святитель писал: «Добродетели христианина должны истекать из Христа, из обновленного Им человеческого естества, а не из естества падшего». То есть, всё хорошее произрастает не из нас, а приходит сверху — от Бога. Я стал молиться. Просить у Господа послать мне то, что поможет помириться. И вдруг, вся ситуация увиделась мне в другом свете.
Напарник обиделся, потому что... Что?! Ведь я даже не попытался это выяснить. Решил подойти к нему снова и просто предложил поговорить. Он, как ни странно, согласился.
Оказалось, что мой товарищ сильно переживал. Я был старшим на этом послушАнии, и он старался произвести на меня впечатление добросовестного сотрудника, а теперь ему казалось, что получилось, наоборот.
— Я решил, что ты меня считаешь виноватым в ситуации с мукой, но прямо не говоришь, — объяснил он, извиняясь за мнительность.
— И ты меня прости за то, что не почувствовал, как ты стараешься и как переживаешь, — сказал я. — Да и в первый раз я просил прощения из корыстных соображений — хотел причаститься... Считал себя ни в чём не виноватым.
Мы разговаривали и становится как-то теплее. Договорились, что теперь при погрузке мешков будем сверяться. А в конце обнялись и даже прослезились. На следующее утро мы оба причастились. В тот день у меня на душе была Пасха...
Для себя я понял: если нет раскаяния, то просить прощения не стоит. Нужно помолиться и попросить у Бога, чтобы он вразумил, открыл истинные причины конфликта, показал, как и с чем из него выйти. И Он обязательно откроет и покажет! Просить прощения можно только тогда, когда чувствуешь, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 150. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых непростых вопросов, которые мы так или иначе себе задаём, — это вопрос о смысле нашего существования. Зачем мы существуем? Какая конечная цель нашей жизни? Для чего вообще нужно всё то, с чем сталкивается человек на своём жизненном пути? У Библии есть свой ответ на эти вопросы, и найти его мы можем в звучащем сегодня во время богослужения в православных храмах 150-м псалме.
Псалом 150.
[Аллилуия.]
1 Хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Всё дышащее да хвалит Господа! Аллилуия.
Если следовать еврейскому тексту Библии, то только что услышанный нами псалом закрывает собой Псалтырь. Такая концовка вполне предсказуема: Псалтырь, пройдя через множество мыслей, образов, переживаний, упомянув о начале творения, сказав о конечной судьбе человека и всего мира, пришла к своему логичному завершению — к хвале Бога. Собственно, прославление Бога и есть та цель, ради которой, по мнению Библии, существует человек.
Конечно, само по себе словосочетание «хвала Бога» как указание на смысл нашего существования не может не вызвать недоумение. Во-первых, зачем такая хвала нужна Богу? Во-вторых, каким образом хвала может быть смыслом и целью жизни человека?
Дело в том, что хвала — это следствие радости. Невозможно искренне восхвалять Бога из какого-то иного состояния, кроме радости и восторга. А радость о Боге и в Боге была основным наполнением райского пребывания наших прародителей. Радость и, как следствие, хвала — это синонимы рая. Поэтому можно переформулировать и сказать, что смысл и цель жизни человека состоят в возвращении к райскому блаженству, то есть в спасении души.
Легко понять, идёт ли человек по этому пути или же уклонился от него. Критерий прост и очевиден: стремление к восхвалению Бога указывает на внутреннее состояние человека, именно оно определяет собой степень веры, надежды и любви.
150-й псалом не только призывает к прославлению Бога, он даёт перечень музыкальных инструментов, которые стоит использовать для хвалы. Этих инструментов довольно много, а потому становится очевидным: искусство, как и всякая иная человеческая деятельность, должны и могут быть орудием хвалы Бога.
Говорит псалом и о тех местах, в которых стоит хвалить Бога — «хвалите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его». Здесь мы видим указание на особое место почитания Бога — на воздвигнутый в Его честь храм. Однако на этом перечень мест не заканчивается, эта же строка псалма упоминает некую таинственную «твердь силы Его». В других переводах мы можем найти не менее загадочные выражения «могущество силы Его» и «твердь небес Его». Туманность этого выражения даёт возможность толкователям воспринимать его довольно широко — от указаний на ни с чем не сопоставимую силу Божию до свидетельства о Его Церкви. Впрочем, чаще всего эти слова понимаются как указание на сотворённый Богом мир, который неизбежно и неизгладимо несёт в себе отпечаток творческой силы Бога, а потому, по мысли псалма, невозможно наблюдать за миром, исследовать его и при этом не восходить умом к прославлению Бога, ведь сам мир фактом своего бытия хвалит, славит и благодарит Бога.
Псалом 150. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 150. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 150. На струнах Псалтири
1 Хвалите Бога во святыне Его; хвалите Его на тверди силы Его.
2 Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его.
3 Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях.
4 Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе.
5 Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных.
6 Все дышащее да хвалит Господа!
Аллилуия.
5 сентября. О признаках лжеапостолов

В 11-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид апостолов Христовых».
О признаках лжеапостолов — протоиерей Владимир Кашлюк.
Апостол Павел предупреждает о серьёзной духовной опасности — появлении лжеапостолов, которые искусно маскируются под истинных служителей Христовых.
Лжеапостолы распознаются по следующим признакам. Первое: они являются лукавыми делателями, которые только кажутся созидающими, но на самом деле разрушают насаждённые истинные учения. Второе: притворяются апостолами Христовыми, принимая их внешний вид и образ, то есть действуют как волки в овечьей шкуре. И третье: действуют лицемерно и обманчиво, скрывая свои истинные намерения под личиной истины.
Важно напомнить, что сам Сатана умеет принимать вид Ангела Света, поэтому неудивительно, что его служители маскируются под служителей правды.
Последствия общения с лжеапостолами могут быть губительными для души, поэтому важно сохранять бдительность и распознавать их по плодам их учения и жизни.
Истинные служители Христовы, в отличие от лжеапостолов, действуют открыто, не искажают Слово Божие и проповедуют Христа, а не себя.
Все выпуски программы Актуальная тема