
Нужно ли просить прощения, если не чувствуешь раскаяния? Одно событие из моей жизни, в период, когда я был трудником в «Оптиной пустыни», заставило меня задуматься на эту тему.
В тот день меня вместе с напарником отправили за мукой на подсобное хозяйство монастыря. Мой товарищ был крепче и шустрее — пока я нёс на погрузчик один мешок, он уже бежал за вторым.
Но при разгрузке выяснилось, что мы привезли больше, чем требовалось. Ошибку исправили, — муку вернули на склад, — но в отношениях с напарником появилось какое-то напряжение.
— Впредь, пожалуйста, не торопись, — сказал я ему.
— А, то есть, это моя вина? — спросил он с обидой в голосе.
— Не важно, чья вина, просто не спеши.
Эти слова его обидели. Да так, что он перестал со мной разговаривать. Почему? Я не понял.
Ссора была совсем некстати. Собирался ведь причащаться. В Последовании ко Святому Причащению мы читаем: «Божественную же пия Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим»... А как тут примириться, когда своей вины не чувствуешь? «Что ж! — сказал я себе — Пойду и извинюсь, даже если ни в чём не виноват». Но в ответ на протянутую руку и слова: «Прости меня, брат», — товарищ просто прошел мимо. Меня это задело. «Больше не подойду», — решил я, но совесть не давала покоя.
Да, в моём извинении не было искренности, но, с другой стороны, как можно раскаяться, если внутри прочно засела убеждённость в своей правоте? Делаешь шаг к примирению, хотел бы искренне, но не получается. Может в таких случаях лучше вообще не пытаться?..
Ответ для себя я нашёл в тот же день у Игнатия Брянчанинова. Святитель писал: «Добродетели христианина должны истекать из Христа, из обновленного Им человеческого естества, а не из естества падшего». То есть, всё хорошее произрастает не из нас, а приходит сверху — от Бога. Я стал молиться. Просить у Господа послать мне то, что поможет помириться. И вдруг, вся ситуация увиделась мне в другом свете.
Напарник обиделся, потому что... Что?! Ведь я даже не попытался это выяснить. Решил подойти к нему снова и просто предложил поговорить. Он, как ни странно, согласился.
Оказалось, что мой товарищ сильно переживал. Я был старшим на этом послушАнии, и он старался произвести на меня впечатление добросовестного сотрудника, а теперь ему казалось, что получилось, наоборот.
— Я решил, что ты меня считаешь виноватым в ситуации с мукой, но прямо не говоришь, — объяснил он, извиняясь за мнительность.
— И ты меня прости за то, что не почувствовал, как ты стараешься и как переживаешь, — сказал я. — Да и в первый раз я просил прощения из корыстных соображений — хотел причаститься... Считал себя ни в чём не виноватым.
Мы разговаривали и становится как-то теплее. Договорились, что теперь при погрузке мешков будем сверяться. А в конце обнялись и даже прослезились. На следующее утро мы оба причастились. В тот день у меня на душе была Пасха...
Для себя я понял: если нет раскаяния, то просить прощения не стоит. Нужно помолиться и попросить у Бога, чтобы он вразумил, открыл истинные причины конфликта, показал, как и с чем из него выйти. И Он обязательно откроет и покажет! Просить прощения можно только тогда, когда чувствуешь, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема