«Торжество Православия. Вторая неделя Великого поста». Священник Стахий Колотвин - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Торжество Православия. Вторая неделя Великого поста». Священник Стахий Колотвин

Торжество Православия. Вторая неделя Великого поста (08.03.2025)
Поделиться Поделиться
Священник Стахий Колотвин в студии Радио ВЕРА

о. Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.

Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (Евр.11:24—26,32—12:2) и Евангельского (Ин.1:43—51) чтений в первое воскресенье Великого поста (Торжество Православия), о второй неделе Великого поста, о Литургии Преждеосвященных Даров, а также о днях памяти священномученика Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, Иконы Божией Матери, именуемой «Державная».


Марина Борисова

— Добрый вечер, дорогие друзья. В эфире Радио ВЕРА наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.

Священник Стахий Колотвин

— Добрый вечер.

Марина Борисова

— С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в первое воскресенье Великого поста, воскресенье Торжества Православия, и на наступающей второй седмице Великого поста. Как всегда, по традиции, для начала обратимся к смыслу тех отрывков их апостольских посланий и Евангелия, которые прозвучат завтра в храме за Божественной литургией. Мы услышим отрывок из послания апостола Павла к евреям. Отрывок этот начинается в 11-й главе стихами 24-26-м и 32-м и заканчивается в 12-й главе 2-м стихом. Первое, что говорится в этом отрывке, вызывает вопрос в силу нашего общераспространенного невежества. Апостол пишет: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством». Поскольку мы очень плохо знаем Ветхий Завет, я думаю, что будет небесполезно напомнить нашим радиослушателям, о чем, собственно говоря, пишет апостол Павел.

Священник Стахий Колотвин

— Конечно, наши благочестивые предки, которые учились по Библии читать, может быть, за неимением другой литературы перед глазами, хорошо Ветхий Завет знали. У нас выбор значительно богаче, но, увы, здесь мы проседаем. Дорогие братья и сестры, давайте вспомним, что Господь открылся спустя многие века, столетия, возможно, тысячелетия после смешения языков во время строительства Вавилонской башни Аврааму, который сохранил, через отца к сыну шло и до Авраама дошло, что Бог один, нет идолов. Но о Боге ничего не известно. И Господь потихонечку начал готовить Свое пришествие в мир. Авраам, Исаак, Иаков, от отца к сыну, причем мы помним, разные ситуации были, не все братья автоматически унаследовали. У Авраама один был Измаил, про которого Господь сказал: отошли сына от любовницы. Да, у Исаака Исав и Иаков, Исав вроде законный сын, а как он себя вел, как он своего брата родного хотел убить, тоже Господь его отодвинул. Как поет русский народ в частушках: у дяди Якова 12 сыновей. Вот как раз праотец Иаков и история, как попали в принципе люди богоизбранного ветхозаветного народа в Египет через Иосифа, который стал царедворцем, премьер-министром, можно сказать, двора фараонова. Для нас сейчас Египет — это страна с древностями, курортная, там пирамиды есть, море теплое, Нил течет. А надо понимать, что в древнем мире это была главная сверхдержава, которая просто мощнее всех на свете. Уже во времена, когда апостол Павел пишет, слава позади, давно это римская провинция завоеванная. Раньше еще была завоевана персами, греками. Но, тем не менее, уважение даже у римлян было. Когда Октавиан Август приезжал в Египет, он, можно сказать, языческое паломничество совершал к гробницам фараонов. Вот тот, кто такую необъятную империю построил, которого мы на праздник Рождества Христова тоже воспевали: «Августу, единоначальствующу на земли». И вот мы видим, что от всей этой мощи Моисей отрекается, потому что идет геноцид, по сути, еврейского народа. И спасенный дочерью фараона младенец Иосиф не просто он отрекся в моменте, он вырос, как сын дочери фараона, он стал могущественным человеком. И он мог оказаться на стороне языческой силы, и у него бы было всё: и деньги, и власть, и культура, и его бы статуи гигантские стояли. Его какую-нибудь гробницу с неописуемыми фресками, как сейчас приезжаешь в Египет, мы могли бы видеть. Но он выбрал скитальчество по пустыне и смерть на чужбине. Причем, он даже не вошел в землю обетованную, когда повел народ во избавление. Нет, по своим грехам, сделанным ранее, убийство допустил, он не вошел. То есть он всё делал не ради земной награды, он отказывался, ему было что терять. Кажется, тут где-то поработать лишний день, подработать что-то, тут чуть-чуть отдохнуть, тут чуть-чуть поразвлечься. А во время Великого поста все-таки Церковь нам напоминает: пусть ты, как Моисей, не отказываешься от сверхвозможности, от власти, от гигантского богатства, откажись хотя бы от каких-то мелких пустяков, сделай этот жертвенный шаг ради Господа. И Господь тебе ни много — ни мало даст возможность наследовать Царствие Небесное.

Марина Борисова

— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Иоанна, 1-я глава, стихи с 43-го по 51-й. Начинается отрывок словами: «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». Филипп же в свою очередь приходит к Нафанаилу, которого еще называют Варфоломеем и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». И получает, я думаю, хорошо известный нашим радиослушателям ответ: «Из Назарета может ли быть что доброе?». В результате Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Сколько я ни читаю этот отрывок, думаю: вот удивительно изящный парадокс. Казалось бы, человек только что сказал то, что думал, что в Назарете ничего хорошего быть не может. И Иисус встречает его словами совершенно парадоксальными: «Это Израильтянин, в котором нет лукавства». То есть это ему идет как бы в плюс. В результате тут звучат слова, их говорит апостол Филипп, которые во множестве интерпретаций вошли в культуру. Филипп говорит Нафанаилу: «Пойди и посмотри». Вот это «иди и смотри» даже в названиях художественных произведений присутствует, настолько это укололо в какое-то очень болезненное и чувствительное место всех последователей Христа на многие и многие века. Почему это важно нам в этот день? День-то — Торжество Православия? Почему вся эта коллизия с Филиппом и Нафанаилом нам напоминается именно в этот день?

Священник Стахий Колотвин

— Конечно, когда праздник Торжества Православия устанавливался, то уже расцвет Византийской империи первой остался далеко позади. Наоборот, под ударами арабов, с севера аваров, славян империя съежилась до минимальных размеров. Но потом еще был впереди период второго возвышения. Поэтому Торжество Православия было отнюдь не очевидно в мире, потому что православное царство было маленькое-крохотное. Что там в варварских королевствах творилось с христианством отдельный вопрос, как христиане жили под властью иноверцев — это вообще третья ситуация. Поэтому Христос говорит, Царство Мое не от мира сего, и чтобы показать торжество этого царства, человеку... Ты не сможешь показать его так, что вышел объемный Крестный ход, где толпы народа. Конечно, это красивая картинка, потом видео приятно пересматривать, присоединиться тоже приятно. Но это лишь некий элемент, который может человека затронуть, а может и нет. Когда ты человека пытаешься подвести ко Христу и дать ему почувствовать Торжество Православия, очень важно, как Господь говорит, не метайте бисер перед свиньями. А если у тебя что-то ценное есть, и ты с кем-то сердечно можешь обменяться, то даже человек далекий от веры, но который тебя готов воспринимать, ты сможешь его ко Христу поближе подвести. Конечно, если ты начнешь ему всё объяснять про себя, и какой он неправильный, какой ты правильный, это вызовет только отторжение. Слова одного апостола другому будущему апостолу о том, что можно ко Христу приблизиться и через то, что «иди и смотри» — это не отмашка. Это то, что ты отошел в сторону и не становишься между Христом и другим человеком. Для меня, как для священника это тоже постоянное напоминание, что священник должен вести людей не к себе, а ко Христу. Священник должен привязывать людей, но опять же, не к себе, а ко Христу, чтобы люди держались в этом бурном, бушующем море страстей за Господа, а не за батюшку. Но стал Филипп меньшим другом Нафанаила? Не стал, наоборот их дружба стала крепче, которая даже, когда Христос вознесся на небеса, не закончилась, и она продолжается и сейчас в Царствии Небесном. Это так же, когда ты не давишь человека рядом с собой, причем, не только в вопросах вероучения. Когда ты к нему относишься более чутко, выслушиваешь его, то эта дружба будет крепче. Причем, это не только про равную дружбу между друзьями. Это отношение детей и родителей. Это отношения в рабочем коллективе, когда ты даешь некоторое доверие, и человек более ревностно трудится. Когда ты ребенку даешь возможность, да, он еще глупенький, он не понимает, но ты даешь возможность высказать свою глупость, он не пережил, опыта не имеет, но пусть он попробует, пусть он скажет, послушай его. Как Господь нас, своих бестолковых всех чад слушает, что мы Его просим. Мы просим Его о таких пустяках, а Он нам Царство Небесное уготовал. Поэтому, дорогие друзья, убираем лукавство из собственных сердец, идем, смотрим и не загораживаем Христа другим.

Марина Борисова

— Но есть еще один присущий дню Торжества Православия нюанс, который каждый год мы пытаемся напомнить, и всё равно за год забывается часто. И светская наша культура настолько неправильно понимает это слово, что умудряется заморочить голову даже тем, которые, в принципе, уже однажды хотя бы разобрались для себя. Я имею в виду чин Торжества Православия с возглашением анафемы. Эта анафема воспринимается как жуткое проклятие из страшной сказки, на самом деле ничего общего с этим не имеет, и имен там давно уже, много веков не произносится никаких. Мне кажется, будет не лишним напомнить нашим радиослушателям сам смысл этого слова и смысл этого чина.

Священник Стахий Колотвин

— Когда мы видим на двери табличку: закрыто, прохода нет — для чего это сделано? Чтобы человек не тратил силы, не тратил времени, не шел куда-то в тупик, чтобы не пришлось возвращаться, а шел сразу в нужном направлении. Когда мы видим на электрощитке указание: не влезай, убьет — тут не надо обижаться, что они про убийство говорят, какие они страшные, злые. Нет, действительно, лучше не влезать. Чин анафемы, который в рамках чина Торжества Православия совершается в той или иной степени, самый минимальный можно и не заметить, если ты после службы устал и переживаешь радость принятия Святых Христовых Тайн. Как-то это промелькнет на краю сознания, какое-то знакомое слово прозвучало, ничего страшного. Кого больше задевают эти слова, и кто больше обращает внимание: ой, анафема прозвучала? Тот, кто в этот день не причастился Святых Христовых Тайн. Поэтому, дорогие братья и сестры, кто думает об анафеме и думает, как это ужасно, задумайтесь: а завтра я иду причащаться или нет? И если не успеете подготовиться к завтрашнему дню, то уж через недельку обязательно до исповеди, до причастия добирайтесь. Так вот, что такое анафема? Чтобы люди, которые идут ко Христу, которые хотят жить в Православной Церкви, не ошиблись, им подсказывают: ты приходи в Церковь, но знай, что вот этот человек не православный. Если ты к нему пойдешь, ты ко Христу не придешь. Как сектанты к себе заманивают? С одной женщиной говорил не так давно. Она говорит: позвали не так давно, вроде христианский адвокат, он говорит: а придете к нам на службу? Она пошла на службу, а это какая-то секта, просто в офисе. Она думала, что она в храм идет, что какой-то человек от православного храма ей помог какие-то юридические вопросы. Но сейчас люди хотя бы знают: вот храм, а вот какое-то загадочное офисное здание, значит, скорее всего, это секта. А в древности вроде стоит храмовое здание, а уже его захватили еретики, ариане захватили, захватили монофизиты. Так и сейчас у нас больше ассоциации не то, что другое вероучение... Как на многострадальной украинской земле раскольники захватывают храмы, человеку говорят: если ты туда пойдешь, ты к Церкви Христовой не сможешь приобщиться, Таинства Христова не сможешь, ты можешь попасть только на некоторое кощунственное цирковое представление, которое будет напоминать о православии. Мы никого не обижаем, не говорим, что они такие плохие, мы должны их ненавидеть. Нет, христианин должен всех любить, но если ты туда пойдешь, знай, ты ко Христу не придешь. Надо же еще понимать, не было такого доступа к книгам, не было доступа к интернету, нельзя было зайти на сайт патриархии, епархии, позвонить куда-то по телефону, что-то уточнить. Людей просто в этот воскресный день предупреждали: аккуратнее, появилась, помимо старой ереси...Ты уже знаешь, что святитель Николай с арианами боролся, в арианство ты не попадешь, а появилась новая ересь, будь аккуратней с ней. Потом появилось еще, иконоборчество, будь аккуратен, это тоже ко Христу не ведет. Сейчас, дорогие друзья, много чести, если бы мы современные секты перечисляли во время чина анафемы. Но если думаете, что какие-то риски остаются, зайдите на сайт комиссии по реабилитации лиц, отпавших от православия, Центр Иринея Лионского, можете ознакомиться с этим перечнем, куда ходить не надо. А наша самая главная радость в том, что мы в этот день собрались в храме православном, причастились Святых Христовых Тайн и никуда мимо Церкви не уклонились.

Марина Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям, сегодня, как всегда по субботам, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. Начинается Великий пост во всей его особенности, эту особенность каждый год священники призывают прочувствовать. Мы уже говорили о том, что субботы и воскресенья — это особые дни, они хотя и не позволяют нам выбиться из Великого поста, но они дни праздничные, они общий тон великопостный немножечко отпускают. Все-таки они посвящены литургии, праздничному ощущению соединения с Христом. А что касается службы, которую практически все священнослужители очень рекомендуют хотя бы однажды за Великий пост посетить — это литургия Преждеосвященных Даров или литургия Григория Двоеслова. Но это же не литургия в том понимании, которое мы вкладываем в это слово. А что это за такая удивительно ни на что не похожая служба и чем именно она отличается от литургии? И вообще, кто такой Григорий Двоеслов, и причем он тут?

Священник Стахий Колотвин

— Святитель Григорий Двоеслов — это замечательный святой западной части православного мира, которая сейчас территориально больше заполнена приверженцами католической церкви. И тем, что он Папа Римский, не надо смущаться, он был православным патриархом в ту эпоху, когда чаще всего еретики оказывались на Константинопольском, или Антиохийском, или Александрийском патриаршем престоле, времена немножко другие были. Двоеслов, его загадочное прозвище, на русском языке это значит, что всего лишь он писал диалоги. А диалог, если перевести на русский язык и будет двоеслов. То есть он старался донести, объяснить суровые, непростые богословские истины для людей, которые не настолько погружены в православие, а легче всего в диалоге. Это со времен еще античных, со времен Платона, который в уста Сократа, его собеседника, вкладывал серьезные философские вопросы, эту философскую традицию вопросов-ответов, диалогов почерпнули многие православные святые отцы, в том числе святитель Григорий Двоеслов. Другое дело, что к литургии Преждеосвященных Даров он отношения не имеет. Надо понимать, что 16-й век, это когда уже Византия пала в 15-м веке. И ученость византийская, утечка мозгов от турецкого завоевания, магометанского, оказалась на Западе. Поэтому люди православного мира, для того, чтобы получить образование богословское, системное, нередко ехали на Запад, учились у католиков, как бы это ни звучало. Мы знаем, что даже были деятели, которые формально переходили в униатство, в католичество, чтобы поучиться, потом говорили: нет, отрекаюсь от униатства, я все, что надо, выучил, теперь я буду учить дальше. Всё равно влияние некоторое оказывалось. Каким-то образом, мне кажется, под влиянием этого западного обучения о литургии Преждеосвященных Даров, которая отличается от обычного круга нашего восточного богослужения, думают: это, наверное, что-то с Запада пришедшее. Тем не менее, надо понимать, что по своей литургической структуре она никак не похожа на те литургические чины, которые употреблялись с глубокой православной древности в западной Европе. Это точно, она авторству святителя Григория принадлежать не может. Слово литургия — общее делание, недаром греки никогда не напишут литургия в расписании, они всегда напишут Божественная литургия. Я тоже сам, когда расписание пишу, люблю все-таки уточнить — Божественная литургия. Литургия Преждеосвященных Даров. Да, на этой Божественной литургии Дары не приносятся Богу. Мы, тем не менее, знаем, что в практике благочестивых христиан, и особенно в практике монахов... У монахов в первые века не было священников в монастырях. Священник должен жить в миру, чтобы служить людям, он не должен убегать от мира куда-то в пустыню. Это потом, когда у Саввы Освященного 8 тысяч собралось монахов, ему епископ говорит: хватит моих батюшек гонять из города причащать монахов, уже матушки меня в осаду берут. Давай я тебя поставлю, рукоположу, будешь монахом-священником. Сейчас наоборот люди: ой, батюшка-монах, их не удивить. А тогда, в древности такого не было, поэтому практика была, что люди причащались особыми Дарами, сохранялась частичка Даров, спустя неделю, месяц, или как мы знаем из жития Марии Египетской, монахи уходили на весь пост, брали с собой Дар и причащались. Более того и мирянам это было доступно, в руки давались Святые Дары. С помощью лжицы стали причащать просто из-за того, что люди магически стали относиться. Причем, не только к магическим ритуалам, каким-то языческим переходили, а, к сожалению, люди могли взять Дар из одного храма, побежать в другой, там набрать. Набрали с собой и думают, больше благодати станет, а это наоборот кощунство получалось. Тем не мене, мы видим, что литургия Преждеосвященных Даров — это не просо причастие запасными Дарами. Это действительно тоже жертва Богу, которая приносится, и самая главная задача Божественной литургии это то, чтобы мы смогли причаститься во всей полноте Тело и Крови Христовой. Поэтому во время Божественной литургии священник от лица Церкви просит: Господи, Ты совершил эту Божественную литургию в Свой день Господень. День Господень, воскресенье, это как мы помним, первый и восьмой день. Сейчас у нас после большевистских времен сдвиг в сознании произошел. До сих пор люди, хотя уже 30 лет свободной жизни позади, могут думать, что воскресенье это седьмой день. Иногда даже себя оправдывают: я так устал, в храм не иду, потому что за неделю устал. Хотя как можно устать, если воскресенье первый день, неделя еще не началась, а ты уже устал, получается. Воскресенье это первый и восьмой день недели. А восьмой в том плане, что не вмещающийся в неделю день будущего века. Таким образом, мы знаменуем, что Господь дает нам возможность приобщиться брачному пиру Царства Небесного, которое нас ждет впереди. Поэтому Дары, заготовленные на Божественной литургии в воскресенье, погружаются в Чашу с вином, и люди после этого могут из этой Чаши причаститься Тела и Крови Христовой. Могут прийти, младенцев причастить спокойно. Почему? Потому что литургия совершилась. Если бы это были просто запасные Дары, как батюшка идет причащать, вызвали в больницу, в реанимацию, и бывает большая проблема, что частичку маленькую сложно человеку, который еле глотает, проглотить. Если ты идешь после обычной Божественной литургии, то можешь в Чашу капельку крови. А Преждеосвященная литургия — это все-таки литургия во всей полноте. Да не совершается в храме молитва возношения. Да, можно сказать, пост настолько суровый, что мы не достойны. Каждая праздничная литургия... день становится не постный, если ее совершить. Главное торжество — не застолье в семье или в кафе, а главный элемент праздника — это то, что Дух Святой сошел сейчас на Дары. Но то, что ты приобщаешься отблеску воскресного дня, и ты, и твои детки, и пожилые люди — все мы можем собраться. Кроме того эта литургия необычная в том плане, что ее уставное время совершения — вечернее время. В приходской практике чаще распространено, что она в привычное время утром совершается. Но обратите внимание, во многих городах уже есть приходы, где, по крайней мере в среду, можно прийти на литургию вечером. Соблюдаешь такой же литургический пост, 6 часов уже не ешь, не пьешь. Пораньше пообедал и потом всё, не ешь, не пьешь. Охота чайку с коллегами погонять, нет, в другой день. А в этот день ты успеваешь после работы, какая радость прийти после работы. Действительно, ты выныриваешь из этой суеты. Люди приходят, приобщаются Святых Христовых тайн вечером, и день совсем по-другому проходит. Поэтому не упустите, только Великим постом есть такая возможность. Если у вас рядом нет храма, где можно попасть после работы, вечером в уставное время, то постарайтесь пораньше отпроситься утром и все-таки прийти на эту службу. Потому что службы субботнего и воскресного дня с великопостными элементами, но не совсем великопостные. А если вы ни на одну литургию Преждеосвященных Даров за Великий пост не придете, по сути, Великий пост в литургическом плане может пройти мимо вас.

Марина Борисова

— В эфире Радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. Мы ненадолго прервемся. Вернемся к вам буквально через минуту. Не переключайтесь.

Марина Борисова

— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья. Продолжаем нашу еженедельную субботнюю программу «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. У микрофона Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. Несмотря на то, что главное внимание наше занимают богослужения, которые собраны в постной Триоди, остается все-таки наша любимая Минея, то есть богослужения, посвященные святым, которые мы находим в церковном календаре. Мне хочется напомнить, что 13 марта день памяти священномученика Арсения, митрополита Ростовского. Почему из всего сонма святых мне хочется напомнить именно об этом? Очень редко, когда в житиях святых встречается человек, который пережил 8 царей и цариц. Хотя бы одно это уже выделяет его из общего ряда. А если еще учесть, что, будучи в сознательном возрасте, уже архиереем и, несмотря на различные религиозные убеждения царей и цариц Российских в 18-м веке, он умудрился не прогнуться ни под одного. Вообще-то это история очень странная. Если можно так сказать, я себе ее объясняю тем, что введенный Петром I Синодальный строй жизни Русской Православной Церкви был тогда еще чрезвычайно непривычен. Он был революционен и, я думаю, что священноначалие долго привыкало к этому новому строю. Арсений Ростовский в какой-то степени был одним из самых ярких представителей тех архиереев, которые не могли поступиться принципами, как говорилось во времена перестройки. Он не мог увязать новое отношение к церковной иерархии, когда непонятные, сменяющиеся на русском престоле где-то немцы, где-то какие-то непонятные женщины, далеко не благочестивые, зачастую не понимающие своей ответственности перед русским православием, становятся во главу угла, и становятся как бы вместо патриарха. Они имеют право руководить делами Церкви. Этот честный митрополит не мог это пережить и говорил об этом вслух. Говорил об этом всем правителям, с которыми вместе совпал по времени. И если благочестивая царица Елизавета Петровна воспринимала это, как верующая православная женщина, то есть без последствий трагических для владыки, то императрица Екатерина II не снесла такого безобразия, и разгорелась буквально целая распря личная между великой императрицей и митрополитом, который говорил императрице то, что думал. А думал он вполне солидарно с огромным количеством русских православных людей в 18-м веке, когда видел, что Церковь становится в положение гонимой или, по крайней мере, с отношением небрежения к ней относится верховная власть. Ее ущемляют в правах, у нее отнимают имения, ей не дают жить по естественным для нее законам и канонам, Так уж надоел этот митрополит властительнице нашей, что она сделала всё, что от нее зависит, чтобы его практически сжить со свету. Притом, что вся коллизия вокруг взаимоотношений этого митрополита с властью разворачивалась вот так трагически, удивительно, что он сохранился в памяти народной. Несмотря на то, что его вообще в результате расстригли и уморили голодом, надолго вычеркнули из святцев, только уже в 20-м веке память о нем, как о святом, была восстановлена, но в народной памяти осталось два чудесных явления. По пути в последнюю ссылку он попросил конвоиров дать ему возможность зайти в церковь и причаститься. Задержался в храме дольше, чем конвоиры думали, после чего они вошли, чтобы его поторопить, и увидели архиерея вместе жалкого узника, которого они сопровождали. В полном архиерейском облачении он стоял в алтаре. Такое же видение было у священника, которого допустили к нему перед кончиной, поисповедовать и причастить, и он в ужасе выбежал из его камеры, потому что увидел там архиерея, лежащего на смертном одре, вместо, как его стали при Екатерине называть, Андрей враль. Если он что-то начинал говорить, было приказано вставлять кляп в рот. Этот удивительный святой, мне кажется, достоин нашего о нем воспоминания, потому что он в какой-то степени очень современен.

Священник Стахий Колотвин

— Если мы будем иметь некое лубочное представление, то будет казаться, что совсем в глубокой древности прямо всё было по святому, потом в не столько глубокой, чуть менее свято, но потом, может быть, по нашим грехам что-то страшное было, но всё равно, как хорошо в прошлом. Вот эта тяга к прошлому вместо будущего — это стремление антихристианское. Христианин, который каждый день читает в молитвах Символ Веры и говорит, «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», который эти слова пропевает в храме, устремлен вперед, в сторону Царства Небесного. Если он что-то хочет реконструировать, то это его будет сбивать с основной цели и задачи. Конечно, бывают периоды совсем ужасающие, как безбожный советский период, страшные гонения, пытки, издевательства, геноцид русского народа. Только человек, который попался на какую-то пропаганду современных инфоцыган, может в это всё поверить, что это благо. Однако есть всё-таки опасная крайность считать, что при царе-то батюшке, да может быть, там были злые бояре, до Бога высоко, до царя далеко, бояре злые, а царь всегда добрый. Даже когда в Ветхом Завете израильтяне просили Бога: дай нам царя, вот, нас иноплеменники завоюют — Господь говорит: давайте я вами буду руководить. Они говорят: не, не, не, без царя нам плохо. Он говорит: ну, вот еще пожалеете. Потом, действительно, сколько жалели, стонали, и сколько было царей в Ветхом Завете гонителей. Пророк Илья от кого бежал? От царя, от законного, от царя — помазанника Божия, ни много ни мало. Ну, ладно, Византия, эпоха Вселенских Соборов, один император арианин, другой император монофизит, третий император иконоборец, четвертый униат. Где же какая-то святость? Более того, у нас все-таки на Руси как-то получше было. Почему, может быть, так запомнился русскому народу святитель Арсений, что если открываешь жития святых, на которых вырос русский человек... После Библии вторая по популярности книга были Четьи-Минеи. Святитель Дмитрий Ростовский написал, поэтому жития древних святых люди хорошо знали, и знали, что в древности, в эпоху борьбы с различными ересями, когда те или иные правители, императоры были еретиками, очень часто расстригам были как раз люди, которые прославлены в лике святых. Например, святитель Иоанн Златоуст, его литургия — может быть, самый знаменитый человек, который пострадал от светской власти, от ее гонений, хотя вроде православная империя была. Поэтому для русского человека ничего удивительного нет. Другое дело, этим пользуются различные сектанты и раскольники. Говорят: нас начали гнать за то, что мы на страже благочестия православной веры. Нет, все-таки апостол Павел говорит: рассуждайте, какого духа. Если кто-то на кого-то похож, какое-то обстоятельство биографии совпадает, это вовсе не значит, что совпадает дух. Как человек по гордости, протопоп Аввакум, талантливый человек, основатель старообрядчества. Или сейчас человек говорит: не охота мне Богу предстоять, мне какие-то политические взгляды интересней, чем служение перед престолом Божиим. Это уже настоящая трагедия, и лукавый может умных и талантливых людей уловить. Все-таки надо понимать, что окончательный суд творится в Царстве Небесном, даже если столетие человек находится в небрежении, совсем не страшно. Мы вспоминаем Максима Исповедника, ему не то, что кляп, как святителю Арсению, а вообще отрезали язык и отрубили правую руку, чтобы он ни сказать, ни написать ничего технически не мог. И поскольку ему уже 82 года было, он не очень долго после этого прожил, особенно в ссылке, когда его погнали по этапу. Поэтому когда мы оглядываемся назад, то видим, что когда Ленин закрывал монастыри, то ему было на что оглянуться. При императрице Екатерине Великой, у которой действительно значительные успехи во внешней политике, а все-таки монастыри... Пусть они не были разрушены, пусть монастырские храмы стали храмами приходскими, это же опыт ее, который большевики взяли на вооружение. По сути, святитель Арсений, как некоторая фигура, был очень важен для первого поколения новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые выросли с осознанием того, что есть государь, защитник православной веры, за власть надо молиться, вся власть от Бога. И тут они выросшие, их родители и деды и прадеды на 900 лет назад оглядываешься и все росли при православном царе. А тут наоборот власть Церковь гонит, непривычно, не так, как в древние времена эпохи Вселенских Соборов. И тут оглянуться и увидеть святого, который может дать такой исключительный пример. Царское время лучше безбожного советского периода не потому, что оно идеально, а потому что в нем было больше доброго и светлого. И потому что норма гонений, которая была в советские годы, в царские времена была некоторым исключением, дает возможность сопоставить и выбрать, что лучше, что хуже для христианина, который прежде всего думает о спасении души. Наша задача, опираясь на опыт самых разных святых, помнить, что если ты думаешь, что по принадлежности к той или иной политической партии — коммунистической, монархической, либеральной — ты станешь ближе к Богу, ты ошибаешься. «Царство Мое не от мира сего». Как святитель Арсений не был политическим бунтовщиком, он не выступал против императрицы, даже не выступал, что императрица немка по рождению и лютеранка по крещению. Нет, его не это смущало. Он всегда был за положительную, за созидательную повестку. Ему просто была монашеская жизнь. Он беспокоился о преемстве этого монашеского делания. Он беспокоился о том, что действительно потом расхлебывал русский народ. В начале 20-го века народ в целом был менее грамотным, чем в начале18-го века, потому что после закрытия монастырей... Монастыри не просто грамоте людей учили, они готовили людей, которые потом везде по деревням людей грамоте учили. Вот эти последствия пришлось расхлебывать. Поэтому человек духовно опытный, если он на Бога уповает, если он с Богом пребывает, то он может просчитать стратегические последствия, не благодаря сверхъестественной прозорливости. Сейчас смотрят: вот такой-то не так давно почивший старец что-то предсказал. Приходилось это обсуждать, говоришь: не то, что ему ангел явился и сказал, будет так. Просто он видел, если человек выбирает грех, какие будут последствия. Соответственно, если множество людей будут выбирать грех, какие будут масштабные греховные последствия. Поэтому мы должны помолиться о некоторой стойкости в вере и самое главное о преодолении уныния в любой тяжелой ситуации. Когда тебе кажется, что от тебя Сам Господь отвернулся, это не так. От тебя могут отвернуться только грешные люди, а Господь, если ты стремишься к Нему, всегда будет тебя ждать.

Марина Борисова

— Напоминаю нашим радиослушателям, в эфире Радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. На этой неделе 15 марта Церковь празднует в честь иконы Божией Матери Державная. Мне кажется, что это очень важный праздник, хотя чем дальше мы от 20-го века, тем меньше вызывает ассоциаций икона Державная. Но это действительно знаковое событие — обретение этой иконы в Москве, в том городе, где венчали на царство на протяжении всего царского периода на Руси, и именно в тот день, когда государь император Николай II отрекся от престола. Не бывает совпадений, собственно все так и поняли, что совпадений не бывает. Почему икона Державная стала моментально такой популярной, что списки этой иконы были во множестве храмов. Хотя до этого этот сюжет в иконописи русских храмов не очень был распространен. Вообще вся история отречения и всё, что последовало в виде февральской революции, мне кажется это не столько историческое описание, сколько описание, достойное главы в священной истории. Всё очень неоднозначно или всё очень переплетено с какими-то откровениями или с такими знаками, которые потом прочитываются, что мне кажется, полезно вспомнить всю эту историю, как произошло отречение и откуда взялась эта икона в Коломенском.

Священник Стахий Колотвин

— У нас есть три основных типа изображения Пресвятой Богородицы. И за ними все исключения, правда, теряются. Икона Божией Матери «Умиление». Владимирская самая знаменитая на Руси. Маленький малыш-Христос новорожденный, к которому пришли поклониться простые пастухи, которым ангелы сообщили. Икона «Одигитрия», «Путеводительница», где Богородица уже подросшего Христа держит на коленочках, но указывает на Него, и Он уже как Правитель, Которому поклоняются волхвы, которые уже спустя длительное время Своего пути пришли, принесли злато, ливан и смирну. Дальше из иконы «Вознесение», где Богородица посреди иконы, а Христос наверху, на облаках, в окружении ангелов, возносится на Небеса — «Оранта», Знамение. Тем не менее, помимо этих трех основных типов есть еще тип иконы Богородицы, который, можно сказать, знаменует не земную жизнь Богородицы, а все-таки Ее пребывание превыше, Честнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим. Образ Богородицы, Которая на престоле, Богородицы Всецарицы. У нас есть икона, которая так и называется — «Всецарица». Но по большому счету, можно сказать, как у нас есть икона, которая называется «Умиление». Тем не менее «Умиление», помимо названия конкретной иконы, это иконографический тип. Точно так же и икона Божией Матери «Всецарица». Помимо одной афонской иконы, которая тоже популярна и в списках, и у нас на Руси, люди молятся, когда, увы, с онкологией пришлось столкнуться — раз Богородица Неба и земли царица, то в таком-то деле может помочь — надо помнить, что это иконографический тип. Но он, действительно, очень редкий. Поэтому то, что иконы такие писались, не удивительно. Ведь Державная икона Божией Матери — это тоже Богородица, Которая правит Небом и Землею. Например, как бывает, когда скончался епископ, который управляет епархией какой-то? Прежде чем будет заседание Синода и будет избран новый архиерей на эту кафедру, кому-то поручается правление. Если есть викарный епископ, он правит временно. Если нет, то поручают епископу соседней какой-то области, что он заодно осуществляет управление. Точно так же Царица Небесная — как мы поем, «Ты мой покров и надежда моя», в замечательном гимне Богородице — когда наша русская земля остается в результате самого настоящего предательства тех людей, которые были обласканы доверием, кто должен был служить... Мы видим ситуацию, в которой каждый святой, как апостол Павел говорит: «Подобны мне бывайте, как я подобен Христу». Человек любой грешен. И апостол Павел тоже говорит: жало в плоть, ангел сатанин, какие меня страсти мучают. Мы знаем, апостол Павел тоже с грехами боролся и где-то им проигрывал, но в чем-то он был подобен Христу. Когда мы оборачиваемся на фигуру царя страстотерпца Николая, то тоже видим, что как Христос, даже Пилат говорил, царя ли вашего распну. Как кайзер Вильгельм думает, как можно, я против него воюю, я бы так не поступил против него, как собственные генералы, как собственная знать предает своего царя. А на самом деле, это же просто евангельская картина. И это не чувствовать может человек, для которого Евангелие просто чуждо. Тут не нужно Евангелие ставить как некоторую опору для политической позиции, наоборот нужно всю свою жизнь... Как мы молимся на любом богослужении: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Христианин всю свою жизнь строит на Евангелии. И когда он строит, то если он видит отблеск Евангелия в ближнем, в обществе, в правителе, то он это не может не заметить. Император Николай был лишен престола в результате февральского первого переворота, потом куда большее зло пришло, что уже окажется, что отречение не так страшно, что уже вместо предательства мученический венец. Мы помним, что можно сравнивать, кто больше виноват? Виноваты первосвященники и книжники, которые предают Христа, или виноват Пилат, предавший Его смерти. Господь Пилату отвечает: те, кто Меня предали, больше виноваты, чем ты. Хотя именно Пилат отправляет Христа на смерть. Мы можем тоже смотреть, кто больше виноват в этом предательстве, которое к такой трагедии и геноциду русского народа привело, к разрушению храмов, к гонению веры. Кто в феврале революцию или в октябре устраивал? Тут тоже можно, по евангельской аналогии, что больше, кто в феврале. Те-то хоть революционеры не обещали служить царю, а эти обещали, клялись на Евангелии, перед Христом Богом обещали, что не отрекутся, а все равно предают. Другое дело, стал ли Пилат святым от того, что на нем вина меньше? Если у тебя котел воды будет не такой кипящий, понятно, дорогие друзья, это некий образ, то от этого легче ли тебе будет или нет? Точно так же и здесь, когда ты выбираешь, что здесь канализационный люк и там какая-то жижа кипит, а вот какое-то тухлое болото, зачем выбирать, где пить, когда рядом есть колодец со святой водой. И когда дают тебе какие-то пропагандисты ложный выбор и говорят, неужто октябрь лучше февраля, или февраль лучше октября, они между собой так рьяно спорят. Как у нас в русской литературе сказано: «Чума на оба ваши дома». Потому что если ты будешь пить воду из канализации или из болота, то какие-то, может быть, не чумные, но другие бактерии вредные твой организм подвергнут болезни и смерти. Так и наша держава богоспасаемая, увы, по грехам наших предков, по нашим грехам тоже, была подвергнута этому страшному запустению и разорению. А Пресвятая Богородица даже в этой ситуации, как у одра болящего человека, который лежит и, может быть, болеет по своим грехам, по своим ошибкам, сам за здоровьем не следил, но все равно близкий человек его не оставит. Он будет о нем заботиться, будет его выхаживать. Точно так же, вроде по нашим грехам и февральский, потом октябрьский переворот, а Пресвятая Богородица, как любящая Мать, от нас не отрекается. Может быть, русские люди какие-то от Нее отрекаются, а Она нет. Как архиерей, который почил, и другого пока не назначили, не избрали, и Пресвятая Богородица вступает в управление, так и здесь. Конечно, это символ, конечно, это знак. Господь, когда притчу о сеятеле говорит, Он говорит не про посевную кампанию. И когда говорят, Богородица — Державная, это не значит, что Богородица вместе с главой Временного правительства, потом вместе с генсеком государством нашим управляла. Отнюдь нет. Символ мы понимаем все-таки отдельно от практических земных вещей. Но для нас это некий символ надежды. Как Господь говорит? Еще в Псалтири, в библейском тексте: «Не надейтесь на князи, на сыны человеческие, в них же нет спасения, изыдут и возвратятся в землю свою». Точно так же любой человек, «земля и в землю отыдет», даже человек святой жизни, даже правитель святой жизни, это все равно временное явление. А Господь вечен, и каждый христианин, который ради жизни будущего века живет, может на Господа уповать, надеяться на помощь Пресвятой Богородицы. И оглядываюсь назад на весь сонм святых, которых уже Церковь нам явила, просить о помощи их.

Марина Борисова

— Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица». С вами были Марина Борисова и клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин. Слушайте нас каждую субботу. Поститесь постом приятным. До свиданья.

Священник Стахий Колотвин

— С Богом.


Все выпуски программы Седмица

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем