
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Думаю, что всякому из нас знакомо слово «жертва», причём совсем не обязательно понимаемое в религиозном смысле. Кто-то считает, что красота требует жертв, кто-то считает правильной жертву красотой внешней ради красоты внутренней. Мы жертвуем силами, временем, деньгами... ради целей, которые кажутся нам более важными. Но ждёт ли Бог от нас жертвенного отношения и, если да, в чём оно должно проявляться? Ответ на этот вопрос звучит в 15-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 15.
Песнь Давида.
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имён их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Слово «жертва» этимологически происходит от глагола «гореть», потому что жертву обычно сжигали, считая, что вместе с огнём она вознесётся на небо, к богам, которые смогут ею воспользоваться. Неслучайно считалось, что боги язычников ели и пили, оказываясь в этом вполне похожими на людей. Более того, люди были уверены, что высшие силы в подобной поддержке нуждались и без неё попросту не могли. Некоторые народы даже были уверены, что люди вообще сотворены лишь для того, чтобы кормить богов и в их собственной жизни нет никакой ценности. При этом этих творцов в кавычках совершенно не интересовало, что люди думают по этому поводу. Любой, кто откроет Библию и прочитает хотя бы первые несколько глав, поймёт, что в ней содержится совершенно другой взгляд на Бога. Он сотворил человека как не того, кто будет Его кормить или поддерживать любым другим способом. Бог абсолютно самодостаточен и не нуждается ни в какой поддержке. Творение людей — это акт чистой любви и щедрости, которой свойственно распространятся. При этом люди, которых Господь сотворил, зависят от Него, просят Его о помощи и защите. Они приносят жертвы, не потому что Бог в них нуждается, но как свидетельство того, что они со своей стороны способны к щедрости и не поглощены окончательно всепроникающим эгоизмом.
В псалме, который мы сегодня услышали, царь и пророк Давид обращается к Богу с просьбой о поддержке. В мире людей такие просьбы предполагают обоюдную выгоду, но Давид просит о помощи не человека, а Бога, и знает, что его человеческие блага, то есть всё, что он ценит, считает важным и значимым, Творцу не нужны. По большому счёту одна эта фраза, могущая показаться проходной и незначительной, со всей глубиной показывает разницу между языческими представлениями о богах и Богом Библии. Творцу не нужны жертвы, не нужны человеческие блага... Но, если так, что же Ему нужно? Давид показывает это на деле. Он стремится общаться со святыми, не изменяет Богу, не участвует в жертвоприношениях ложным богам. В том, как складывается его жизнь, в том, какой на его долю выпал жребий, он видит Божью волю. Вместо того, чтобы тяготиться этой волей, возмущаться наставлениями Творца, псалмопевец благословляет Его, ведь он буквально своим нутром чувствует наставления Господа. Он не пытался сбежать от Бога, но всегда знал, что Бог рядом и Его близость не тяготила царя, но была источником радости и блаженства.
Настрой подобный тому, что был у Давида, не возникает в сердце случайно, но бывает результатом кропотливого внутреннего подвига. Собственно, подобный подвиг и добродетельная жизнь, которая из него вырастает, и есть та жертва, которую ждёт от нас Бог.
Псалом 15. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 15. (Церковно-славянский перевод)
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!