Псалом 15. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 15. Богослужебные чтения

Псалом 15
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Думаю, что всякому из нас знакомо слово «жертва», причём совсем не обязательно понимаемое в религиозном смысле. Кто-то считает, что красота требует жертв, кто-то считает правильной жертву красотой внешней ради красоты внутренней. Мы жертвуем силами, временем, деньгами... ради целей, которые кажутся нам более важными. Но ждёт ли Бог от нас жертвенного отношения и, если да, в чём оно должно проявляться? Ответ на этот вопрос звучит в 15-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Псалом 15.

Песнь Давида.

Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.

2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.

3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё.

4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имён их устами моими.

Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.

6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.

Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.

8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.

9 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,

10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,

11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.

Слово «жертва» этимологически происходит от глагола «гореть», потому что жертву обычно сжигали, считая, что вместе с огнём она вознесётся на небо, к богам, которые смогут ею воспользоваться. Неслучайно считалось, что боги язычников ели и пили, оказываясь в этом вполне похожими на людей. Более того, люди были уверены, что высшие силы в подобной поддержке нуждались и без неё попросту не могли. Некоторые народы даже были уверены, что люди вообще сотворены лишь для того, чтобы кормить богов и в их собственной жизни нет никакой ценности. При этом этих творцов в кавычках совершенно не интересовало, что люди думают по этому поводу. Любой, кто откроет Библию и прочитает хотя бы первые несколько глав, поймёт, что в ней содержится совершенно другой взгляд на Бога. Он сотворил человека как не того, кто будет Его кормить или поддерживать любым другим способом. Бог абсолютно самодостаточен и не нуждается ни в какой поддержке. Творение людей — это акт чистой любви и щедрости, которой свойственно распространятся. При этом люди, которых Господь сотворил, зависят от Него, просят Его о помощи и защите. Они приносят жертвы, не потому что Бог в них нуждается, но как свидетельство того, что они со своей стороны способны к щедрости и не поглощены окончательно всепроникающим эгоизмом.

В псалме, который мы сегодня услышали, царь и пророк Давид обращается к Богу с просьбой о поддержке. В мире людей такие просьбы предполагают обоюдную выгоду, но Давид просит о помощи не человека, а Бога, и знает, что его человеческие блага, то есть всё, что он ценит, считает важным и значимым, Творцу не нужны. По большому счёту одна эта фраза, могущая показаться проходной и незначительной, со всей глубиной показывает разницу между языческими представлениями о богах и Богом Библии. Творцу не нужны жертвы, не нужны человеческие блага... Но, если так, что же Ему нужно? Давид показывает это на деле. Он стремится общаться со святыми, не изменяет Богу, не участвует в жертвоприношениях ложным богам. В том, как складывается его жизнь, в том, какой на его долю выпал жребий, он видит Божью волю. Вместо того, чтобы тяготиться этой волей, возмущаться наставлениями Творца, псалмопевец благословляет Его, ведь он буквально своим нутром чувствует наставления Господа. Он не пытался сбежать от Бога, но всегда знал, что Бог рядом и Его близость не тяготила царя, но была источником радости и блаженства.

Настрой подобный тому, что был у Давида, не возникает в сердце случайно, но бывает результатом кропотливого внутреннего подвига. Собственно, подобный подвиг и добродетельная жизнь, которая из него вырастает, и есть та жертва, которую ждёт от нас Бог.


Псалом 15. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 15. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем