
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Думаю, что всякому из нас знакомо слово «жертва», причём совсем не обязательно понимаемое в религиозном смысле. Кто-то считает, что красота требует жертв, кто-то считает правильной жертву красотой внешней ради красоты внутренней. Мы жертвуем силами, временем, деньгами... ради целей, которые кажутся нам более важными. Но ждёт ли Бог от нас жертвенного отношения и, если да, в чём оно должно проявляться? Ответ на этот вопрос звучит в 15-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 15.
Песнь Давида.
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имён их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
Слово «жертва» этимологически происходит от глагола «гореть», потому что жертву обычно сжигали, считая, что вместе с огнём она вознесётся на небо, к богам, которые смогут ею воспользоваться. Неслучайно считалось, что боги язычников ели и пили, оказываясь в этом вполне похожими на людей. Более того, люди были уверены, что высшие силы в подобной поддержке нуждались и без неё попросту не могли. Некоторые народы даже были уверены, что люди вообще сотворены лишь для того, чтобы кормить богов и в их собственной жизни нет никакой ценности. При этом этих творцов в кавычках совершенно не интересовало, что люди думают по этому поводу. Любой, кто откроет Библию и прочитает хотя бы первые несколько глав, поймёт, что в ней содержится совершенно другой взгляд на Бога. Он сотворил человека как не того, кто будет Его кормить или поддерживать любым другим способом. Бог абсолютно самодостаточен и не нуждается ни в какой поддержке. Творение людей — это акт чистой любви и щедрости, которой свойственно распространятся. При этом люди, которых Господь сотворил, зависят от Него, просят Его о помощи и защите. Они приносят жертвы, не потому что Бог в них нуждается, но как свидетельство того, что они со своей стороны способны к щедрости и не поглощены окончательно всепроникающим эгоизмом.
В псалме, который мы сегодня услышали, царь и пророк Давид обращается к Богу с просьбой о поддержке. В мире людей такие просьбы предполагают обоюдную выгоду, но Давид просит о помощи не человека, а Бога, и знает, что его человеческие блага, то есть всё, что он ценит, считает важным и значимым, Творцу не нужны. По большому счёту одна эта фраза, могущая показаться проходной и незначительной, со всей глубиной показывает разницу между языческими представлениями о богах и Богом Библии. Творцу не нужны жертвы, не нужны человеческие блага... Но, если так, что же Ему нужно? Давид показывает это на деле. Он стремится общаться со святыми, не изменяет Богу, не участвует в жертвоприношениях ложным богам. В том, как складывается его жизнь, в том, какой на его долю выпал жребий, он видит Божью волю. Вместо того, чтобы тяготиться этой волей, возмущаться наставлениями Творца, псалмопевец благословляет Его, ведь он буквально своим нутром чувствует наставления Господа. Он не пытался сбежать от Бога, но всегда знал, что Бог рядом и Его близость не тяготила царя, но была источником радости и блаженства.
Настрой подобный тому, что был у Давида, не возникает в сердце случайно, но бывает результатом кропотливого внутреннего подвига. Собственно, подобный подвиг и добродетельная жизнь, которая из него вырастает, и есть та жертва, которую ждёт от нас Бог.
Псалом 15. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 15. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер