Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуйте! Я бы хотела оформить подписку на журнал «Фома» на год, если можно.
— Конечно... Минуточку... А не расскажете ли, пока посетителей кроме вас на почте нет, что это за издание? И почему этот журнал называется «Фома».
— Назван он именем одного из учеников Христа — апостола Фомы. Слышали о нём что-нибудь?
— А, тот самый, про которого говорят Фома неверующий! Признаться, кроме этого, мне больше ничего о нём неизвестно. А почему так говорят про апостола Фому?
— Знаете, я вам не просто расскажу, а даже проиллюстрирую свой рассказ. У меня в телефоне есть изображение одной картины Рембрандта... Минутку, я сейчас её покажу. Оригинал работы находится здесь, в Москве, в Пушкинском музее и она как раз посвящена этому апостолу. Вот, нашла. Называется картина «Неверие апостола Фомы». Голландский художник Рембрандт ван Рейн написал её в 1634 году.
— Позвольте взглянуть... На картине изображены люди. Посреди них — наверное, Христос. На Его груди — открытая рана. Облик Христа светится на тёмном фоне. А перед Ним — седовласый мужчина. Поза и взгляд человека говорят о том, что он удивлён или скорее, потрясён.
— Да, этот мужчина — и есть апостол Фома. И он в самом деле глубоко потрясён тем, что увидел перед собой воскресшего Христа.
— Он не верил в то, что Христос воскрес...
— Да, именно так. Сначала для него стало шоком то, что произошло с его Учителем: арест, истязания, мучительная смерть Его на кресте... Весть о явлении Иисуса Христа воскресшим апостол Фома воспринял с недоверием, он усомнился в том, что это может быть правдой. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, — приводит слова Фомы евангелист Иоанн, — и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю».
— И Христос явился ему?
— Да. Спаситель снова явился апостолам, среди которых был Фома. Христос предложил Фоме вложить палец в Его рану. Именно этот момент мы видим на картине Рембрандта «Неверие апостола Фомы». Спаситель находится среди Своих учеников. Они изумлены происходящим.
— А кто-то пал перед Ним на колени...
— Поза апостола Фомы указывает на его крайнее эмоциональное потрясение, он буквально теряет равновесие от увиденного. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул апостол Фома. В этот момент он всем сердцем уверовал в воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мёртвых.
— Но хорошо ли это — уверовать только тогда, когда получишь доказательства?
— Знаете, это сложный вопрос... Думаю, что у каждого свой путь ко Христу. Кто-то, как Мария Магдалина, которая первая узнала от ангела о воскресении Христа из мёртвых, сразу, ни секунды не сомневаясь, поверит в это.
— А кто-то, как апостол Фома сомневается...
— Истории учеников Спасителя, да и не только... Вообще всё Евангелие пронизано мыслью о том, что свет Христовой веры воссиял для всех людей и всех народов. Для бедных и богатых, для простых рыбаков и людей знатных, для доверчивых и сомневающихся...
— Знаете, всё так интересно... Вот бы почитать что-то на эту тему...
— Нет ничего проще — оформите себе подписку на журнал «Фома», там много полезных материалов. Об апостолах, о святых подвижниках, да и вообще о нашей жизни...
— Да, обязательно выпишу себе журнал. А ещё схожу как-нибудь в музей имени Пушкина, чтобы воочию увидеть картину Рембрандта «Неверие апостола Фомы».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема