Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Здравствуйте! Я бы хотела оформить подписку на журнал «Фома» на год, если можно.
— Конечно... Минуточку... А не расскажете ли, пока посетителей кроме вас на почте нет, что это за издание? И почему этот журнал называется «Фома».
— Назван он именем одного из учеников Христа — апостола Фомы. Слышали о нём что-нибудь?
— А, тот самый, про которого говорят Фома неверующий! Признаться, кроме этого, мне больше ничего о нём неизвестно. А почему так говорят про апостола Фому?
— Знаете, я вам не просто расскажу, а даже проиллюстрирую свой рассказ. У меня в телефоне есть изображение одной картины Рембрандта... Минутку, я сейчас её покажу. Оригинал работы находится здесь, в Москве, в Пушкинском музее и она как раз посвящена этому апостолу. Вот, нашла. Называется картина «Неверие апостола Фомы». Голландский художник Рембрандт ван Рейн написал её в 1634 году.
— Позвольте взглянуть... На картине изображены люди. Посреди них — наверное, Христос. На Его груди — открытая рана. Облик Христа светится на тёмном фоне. А перед Ним — седовласый мужчина. Поза и взгляд человека говорят о том, что он удивлён или скорее, потрясён.
— Да, этот мужчина — и есть апостол Фома. И он в самом деле глубоко потрясён тем, что увидел перед собой воскресшего Христа.
— Он не верил в то, что Христос воскрес...
— Да, именно так. Сначала для него стало шоком то, что произошло с его Учителем: арест, истязания, мучительная смерть Его на кресте... Весть о явлении Иисуса Христа воскресшим апостол Фома воспринял с недоверием, он усомнился в том, что это может быть правдой. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, — приводит слова Фомы евангелист Иоанн, — и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю».
— И Христос явился ему?
— Да. Спаситель снова явился апостолам, среди которых был Фома. Христос предложил Фоме вложить палец в Его рану. Именно этот момент мы видим на картине Рембрандта «Неверие апостола Фомы». Спаситель находится среди Своих учеников. Они изумлены происходящим.
— А кто-то пал перед Ним на колени...
— Поза апостола Фомы указывает на его крайнее эмоциональное потрясение, он буквально теряет равновесие от увиденного. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул апостол Фома. В этот момент он всем сердцем уверовал в воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мёртвых.
— Но хорошо ли это — уверовать только тогда, когда получишь доказательства?
— Знаете, это сложный вопрос... Думаю, что у каждого свой путь ко Христу. Кто-то, как Мария Магдалина, которая первая узнала от ангела о воскресении Христа из мёртвых, сразу, ни секунды не сомневаясь, поверит в это.
— А кто-то, как апостол Фома сомневается...
— Истории учеников Спасителя, да и не только... Вообще всё Евангелие пронизано мыслью о том, что свет Христовой веры воссиял для всех людей и всех народов. Для бедных и богатых, для простых рыбаков и людей знатных, для доверчивых и сомневающихся...
— Знаете, всё так интересно... Вот бы почитать что-то на эту тему...
— Нет ничего проще — оформите себе подписку на журнал «Фома», там много полезных материалов. Об апостолах, о святых подвижниках, да и вообще о нашей жизни...
— Да, обязательно выпишу себе журнал. А ещё схожу как-нибудь в музей имени Пушкина, чтобы воочию увидеть картину Рембрандта «Неверие апостола Фомы».
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица