
Когда вместе с альпинистским клубом Московской духовной академии я ходил в горы, одним из удивительных открытий стало то, что я узнал о наиболее частой причине трагической гибели профессиональных альпинистов. Оказалось, вовсе не то, о чём поначалу думалось: не природные катаклизмы, не ошибки карт, не внезапная болезнь и даже не какие-то сверхъестественные причины приводят к гибели — а всего-навсего... самоуверенность. Как только альпинист начинает думать, что у него «всё под контролем», «всё продумано и просчитано», «всё досконально проверено» и никаких неожиданностей быть не может — точно жди беды!..
Сегодня в храмах за богослужением читается 29-й псалом Давида — который помогает нам лучше понять, почему так случается не только с альпинистами — но и с каждым из нас. Давайте послушаем.
Псалом 29.
1 Псалом Давида; песнь при обновлении дома.
2 Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.
3 Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.
4 Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошёл в могилу.
5 Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его,
6 ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.
7 И я говорил в благоденствии моём: «не поколеблюсь вовек».
8 По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лицо Твоё, и я смутился.
9 Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа моего умолял:
10 «что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?
11 услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».
12 И Ты обратил сетование моё в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием,
13 да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.
Прозвучавший 29-й псалом начинается с благодарения Богу за то, что Он не дал врагам порадоваться, исцелил от болезни, вывел «от ада душу» (то есть спас от смертельной опасности). Далее автор призывает всех праведников славить Господа, ибо Он обращает плач в радость, а гнев Его мимолётен по сравнению с вечной милостью. При этом Давид замечает, что когда он находился «в обилии», то есть в состоянии полной удовлетворённости, полного довольства и благоденствия, — ему казалось, что он — крепкий камень, кремень по отношению к Богу, к верности Его заповедям. И ничто не способно сдвинуть его с этой твёрдой, непоколебимой позиции! Но — как далее следует из псалма — стоило Давиду так помыслить — и очень скоро Господь «отвратил Своё лицо» от него — и Давид серьёзно оступился. Святитель Афанасий Великий так объясняет эту причину падения устами самого Давида: «Поскольку во время благоденствия думал я о себе много; то за это самое и приведён в смущение. Случилось же со мною это не потому, что Ты, Господи, навёл меня на то, но потому что отвратил только от меня лицо Своё. Итак, поскольку без Твоей силы не можем и стоять, то соделай, чтобы исполнять мне волю Твою и чтобы снова воссияла красота души моей».
Если сам великий царь Давид не смог удержаться от падения — будучи абсолютно уверен в невозможности этого — то что уж говорить нам, грешным? Одна только надежда: почаще вспоминать слова, сказанные апостолами на Тайной вечери в ответ на пророческие слова Христа — «истинно, истинно говорю вам: один из вас предаст Меня». И тотчас все стали спрашивать Иисуса: «не я ли, Господи?..» Именно в этом постоянном вопрошании, обращённом к Богу, и сокрыта надежда на то, что через понимание нашего непостоянства, уязвимости, нестойкости — Бог покроет нас Своей милостью и не позволит оступиться!
Псалом 29. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 29. (Церковно-славянский перевод)
Сила окружения. Елизавета Берназ

Я верю в Бога с детства. Мои родители были не воцерковленные, но бабушка — очень верующая. Она и воспитывала во мне веру своим примером. Бабушка много молилась, даже во время работы. Одно из ярких воспоминаний моего детства — как мы собираем яблоки и поем тропарь преображения Господня: «Преобразился еси на горе Христе Боже...»
Потом в моей жизни случилась воскресная школа, место, где я получила свои первые знания о церкви, потом начала петь в детском церковном хоре и часто посещать богослужения, а затем последовал подростковый период.
От знакомых в храме я не раз слышала такое выражение — «кризис веры». Это — момент, когда человек по какой-то причине отходит от Бога, начинает сомневаться в вере, или совсем перестаем вести религиозный образ жизни. И когда я обсуждала с моими знакомыми этот самый кризис, большинство сказали, что он пришелся именно на подростковый период. Именно в это время происходили какие-то потрясения, как-то менялось мировоззрение и вера становилась холоднее.
А у меня кризиса не было. Я пережила подростковый возраст, не сомневаясь, не переставая верить в Бога. Интересно, почему так — вертелось в моей голове. Я начала анализировать свой образ жизни, и поняла, что предотвратило мой кризис Веры — православное окружение.
Я училась в православный гимназии и ходила в воскресную школу при храме. Именно эти два учебных заведения сформировали мой круг общения. Знаете, как прекрасно, когда вокруг православные друзья? Никто тебя не осудит за веру, никто не будет удивляться тому, что в воскресенье ты в храме. Все твои друзья — в храме. И это — норма. Все постятся великим постом.
Я помню, что первый раз решила осознанно поститься в великую четыредесятницу именно потому, что все друзья постились. Если день рождения выпадал на великий пост, мы переносили празднование. А если ходили в гости — то ели варёную картошку с зеленым луком.
Конечно, вне поста, мы проводили время, как все подростки! Гуляли, ходили в кино, отдыхали. Но всегда чувствовали грань, за которую нельзя заходить. Это осознание было в каждом из нас.
Оглядываясь назад, я вновь и вновь благодарю Бога за то, что в такой непростой подростковый период послал мне православное окружение, православных друзей, которые помогли мне не только не потерять, но еще и укрепить свою веру.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
«Мягкая пища»

Фото: Elena Leya / Unsplash
Однажды ночью у меня сильно разболелся зуб, который давно следовало удалить, да я всё тянула, не шла к врачу. А тут встала перед фактом: надо. И поехала в поликлинику с самого утра. Стоматолог после осмотра просто ахнул: оказалось, что удалять нужно целых пять зубов! «Ну что — за один раз сделаем? Решитесь? Потом на мягкой пище поживёте, на детском питании, а через месяц придёте — начнём готовить протез...» Я решилась: надо — значит, надо.
Ехала от врача домой и улыбалась, не чувствуя замороженной наркозом челюсти. Вот, значит, как — на мягкой пище... А ведь буквально вчера муж мне говорил: «Ты уж сколько лет в церкви, а всё на мягкой пище: что детям читаешь — то и сама. Пора бы посерьёзнее книги с полки брать, святых отцов, например, а Великим Постом Ветхий Завет почитать непременно — не в пересказе для детей, а оригинал и с комментариями... Или опять скажешь, что некогда?»
Нет, теперь уж не скажу. Совсем мне не хочется так долго на мягкой пище жить... Кашку детскую я месяц, конечно, поем — куда деваться. А книги духовные буду читать — взрослые. Вот мне и задание на Великий Пост, что скоро-скоро начнётся... Веру свою надо знать, глубоко и прочно. Спасибо, Господи, за утренний урок.
Текст Анны Покровской читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 февраля. О молитве Церкви за воинство

23 февраля, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля и рассказал о молитве Церкви за воинство.
Церковь молится за наши вооруженные силы на каждом богослужении. Ни об одной другой профессии церковь не молится. Она молится о властях, которые несут особую ответственность за судьбу страны и за воинство, которое обеспечивает безопасность, свободу и независимость России. Поэтому молитва о воинах — это важная часть молитвы, которую возносит Церковь за весь свой народ.
Сегодня все мы хорошо знаем, что не так просто. Не просто тем, кто с оружием в руках защищает Россию, потому что не только время холодной войны продолжается, имея в виду отношения с разными странами, далеко стоящими от нас по своим политическим взглядам на происходящее, но и в силу военных действий совсем непросто, потому что там, где совершаются эти военные действия, в каком-то смысле решается будущее нашей исторической Руси. Вот именно поэтому еще раз подчеркну особая молитва Церкви за властей и воинство, за вас, мои дорогие братья, и за всех тех, кого вы представляете, всех представителей разных родов войск, людей, которые в мирное время должны сохранять высокий уровень своей подготовки, чтобы в любой момент ответить на вызовы со стороны противника, но тем более тогда, когда идет реальная битва за будущее России.
Все выпуски программы Актуальная тема