
У французского антифашистского движения под названием Сопротивление, созданного в годы Второй Мировой войны, немало русских героев. Один из них — Борис Владимирович Вильде, поэт, лингвист и учёный-этнограф. Можно сказать, что именно с него и началось французское Сопротивление. Вильде стал организатором первой подпольной группы, издателем антифашистской газеты. В противостоянии нацизму Борис Владимирович не пожалел собственной жизни. Во Франции он стал символом народной борьбы с гитлеровской Германией.
Борис Вильде родился в 1908-м году в Петербурге. Когда мальчику исполнилось 4 года, скончался его отец. Мать, дворянка по происхождению, переехала с сыном за город, в их родовую усадьбу Ястребино. Однако и там семья надолго не задержалась. Грянула октябрьская революция 1917-го, за ней — Гражданская война. В 1919-м году Вильде перебрались в эстонский город Тарту. Там Борис пошёл в гимназию, а в 1926-м поступил на физико-математический факультет Тартусского университета. Был завсегдатаем студенческих поэтических вечеров, писал стихи и прозу, публиковался в известных литературных журналах. В 22 года Борис перебрался на жительство в Германию. Ему казалось, что для поэта там открывалось больше перспектив. Не за горами был приход Гитлера к власти, и национал-социалистические идеи пронизывали берлинское общество. У молодого человека они вызывали резкое неприятие. Однажды Борис принял участие в уличных выступлениях противников фашизма. Был арестован, и несколько месяцев провёл за решёткой. В начале 1933-го, когда стало очевидно, что Германия вскоре будет нацистским государством, Вильде уехал во Францию и обосновался в Париже.
Именно там он увлёкся этнографией. Окончил Сорбоннский университет. Изучал историю финно-угорских племён, в частности — эстонской народности сету. Бориса особенно интересовало, что этот реликтовый народ исповедовал православие. Вильде предпринял несколько экспедиций из Франции в Эстонию, собрал ценный этнографический материал и спас от разрушения культурные памятники сету — древние каменные православные кресты. Вильде стал сотрудником Музея человека — антропологического филиала Парижского музея естествознания. Как антрополог, Борис публиковался в научных журналах, выступая против немецких расовых теорий. Одна из самых ярких его статей на эту тему вышла в 1939-м. А буквально через несколько дней фашистская Германия оккупировала Польшу. Началась Вторая Мировая Война. Бориса, который к тому времени успел получить французское гражданство, мобилизовали в первые же дни. На фронт он отправился с готовностью и желанием. Однако почти сразу попал в плен. В июле 1940-го Вильде чудом удалось бежать. Он сумел добраться до Парижа, уже оккупированного немцами. И окунулся в подпольную антифашистскую деятельность.
В типографии Музея человека вместе с единомышленниками Борис Вильде напечатал несколько сотен листовок, обличающих фашизм. Осенью 1940-го под руководством Вильде вышел первый номер подпольной газеты «Сопротивление». Вскоре так станет называться всё антифашистское движение Франции. Группа Бориса Вильде помогала добровольцам, которые хотели сражаться с нацистами на фронтах Второй Мировой. Печатала поддельные документы для подпольщиков. Добывала важные данные, которые передавала разведке стран антигитлеровской коалиции. Зимой 1941-го Борис Владимирович отправился на юг Франции — в планах было создать там несколько ячеек Сопротивления. Однако кто-то выдал его гестапо. В марте Бориса Вильде арестовали.
Год он провёл в фашистских застенках. Прошёл через пытки, но не выдал соратников, взяв всю ответственность на себя. Сохранился тюремный дневник Бориса Вильде. Его записи — живое свидетельство удивительной силы человеческого духа. В них Вильде размышляет о самопожертвовании, цитирует Евангельские слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт ее». 23 февраля 1942 года фашисты расстреляли Бориса Вильде. Он отдал жизнь за свободу ближних от страшной чумы нацизма. После победы над фашизмом на здании парижского Музея человека установили мемориальную доску со словами генерала Шарля де Голля: «Вильде посвятил себя делу Сопротивления, и под пулями палачей явил высший пример храбрости и самоотречения».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 26. Богослужебные чтения

Не сомневаюсь, что вам приходилось слышать цитату: «Кто знает, „зачем“ жить, может вынести любое „как“». 26-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением, очень ярко и я бы сказал — зажигательно! — раскрывает суть приведённой цитаты.
Псалом 26.
Псалом Давида. [Прежде помазания].
1 Господь — свет мой и спасение моё: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце моё; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать святой храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаённом месте селения Своего, вознёс бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принёс бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внЕмли мне.
8 Сердце моё говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 Ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твоё, и надейся на Господа.
Перед нами — очень эмоциональная картина скорбей и напастей, выпавших на долю Давида — но которые не низвергают его в уныние, или тем более отчаяние. Напротив, чем крепче усиливается внешнее давление на него со стороны противостоящих ему — тем сильнее он ощущает потребность в переживании своей близости к Богу.
И здесь лежит чёткая граница между мирским, секулярным пониманием смысла и цели человеческой жизни — и религиозным. Если первое нацелено прежде всего на достижение счастья — как бы оно ни понималось, то религиозный, прежде всего, христианский подход — и тут, наверное, слушатель предвкушает, как я начну апологию страданий и мученичества, правда ведь?..
А вот и нет! Дело в том, что сама тема «счастья — несчастья» в христианской оптике видится совершенно в другом измерении. Что такое «с-частье»? Это же всё — если следовать логике Гесиода — отголоски Мойр, трёх сестер, древнегреческих распорядительниц судьбы — которые проникли и в наш язык в виде понятия «доля». «Благая доля», «обездоленный» — и другие однокоренные слова — всё об одном и том же. Одному — счастье, другому — несчастье. И ничего тут не поделать!
Но глаза Давида — а вместе с ним и наши — смотрят совершенно иначе! Для него важен и значим только Бог — Который, в отличие от капризных, своенравных и непредсказуемых богинь судьбы, — обращён навстречу человеку. Бог открыт для общения, разговора в молитве; к Нему кричит Давид в своей беде — и от Него же получает ответы. Наличие этой — как сегодня бы мы сказали — «продуктивной коммуникации» — вселяет в сердце Давида восторг, от которого становятся смешными любые самые жуткие страхи и опасения. И правда — чего бояться-то, когда за тебя — Сам Бог?..
Псалом 26. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 26. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 26. На струнах Псалтири
1 Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия, скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое, и надейся на Господа.
2 июня. О воздействии дьявола на людей

В 14-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
О воздействии дьявола на людей — священник Алексий Долгов.
Накануне крестных страданий и смерти Христос, утешив апостолов словами о пришествии мира Духа Святого, постепенно подводит их к мысли о том, что время Его земной жизни заканчивается. Вот почему Господь предупреждает Своих учеников, что идёт князь мира сего, который не имеет с Ним ничего общего.
Святые отцы говорят, что князь мира сего — это дьявол. Падший ангел владычествует над миром, так как Бог дал ему эту власть. Об этом говорил дьявол Христу в пустыне, когда искушал Сына Божия после сорокадневного поста.
Дьявол называется князем мира сего потому, что он имеет власть только над людьми порочными, привязанными к земным благам. Над самой природой и животными дьявол власти не имеет, иначе бы он уничтожил всё, что нас окружает.
Над грешниками же дьявол приобретает полную власть, поскольку, служа греху, люди сами добровольно отдают себя в рабство злому духу. Об этом говорил еще апостол Пётр: «Кто кем побежден, тот тому и раб».
К тем же, кто борется с ним, — а эта борьба не против плоти и крови, как говорит апостол Павел в послании к Ефесянам, а против духа злобы поднебесной, — дьявол не может даже приблизиться. Он не способен обладать волей кающегося грешника, твердо ставшего на путь исправления.
Жития многих подвижников благочестия нашей Церкви являются наглядным подтверждением того, что дьявол ничего не может поделать с теми, кто служит Богу и старается жить по заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема