
У французского антифашистского движения под названием Сопротивление, созданного в годы Второй Мировой войны, немало русских героев. Один из них — Борис Владимирович Вильде, поэт, лингвист и учёный-этнограф. Можно сказать, что именно с него и началось французское Сопротивление. Вильде стал организатором первой подпольной группы, издателем антифашистской газеты. В противостоянии нацизму Борис Владимирович не пожалел собственной жизни. Во Франции он стал символом народной борьбы с гитлеровской Германией.
Борис Вильде родился в 1908-м году в Петербурге. Когда мальчику исполнилось 4 года, скончался его отец. Мать, дворянка по происхождению, переехала с сыном за город, в их родовую усадьбу Ястребино. Однако и там семья надолго не задержалась. Грянула октябрьская революция 1917-го, за ней — Гражданская война. В 1919-м году Вильде перебрались в эстонский город Тарту. Там Борис пошёл в гимназию, а в 1926-м поступил на физико-математический факультет Тартусского университета. Был завсегдатаем студенческих поэтических вечеров, писал стихи и прозу, публиковался в известных литературных журналах. В 22 года Борис перебрался на жительство в Германию. Ему казалось, что для поэта там открывалось больше перспектив. Не за горами был приход Гитлера к власти, и национал-социалистические идеи пронизывали берлинское общество. У молодого человека они вызывали резкое неприятие. Однажды Борис принял участие в уличных выступлениях противников фашизма. Был арестован, и несколько месяцев провёл за решёткой. В начале 1933-го, когда стало очевидно, что Германия вскоре будет нацистским государством, Вильде уехал во Францию и обосновался в Париже.
Именно там он увлёкся этнографией. Окончил Сорбоннский университет. Изучал историю финно-угорских племён, в частности — эстонской народности сету. Бориса особенно интересовало, что этот реликтовый народ исповедовал православие. Вильде предпринял несколько экспедиций из Франции в Эстонию, собрал ценный этнографический материал и спас от разрушения культурные памятники сету — древние каменные православные кресты. Вильде стал сотрудником Музея человека — антропологического филиала Парижского музея естествознания. Как антрополог, Борис публиковался в научных журналах, выступая против немецких расовых теорий. Одна из самых ярких его статей на эту тему вышла в 1939-м. А буквально через несколько дней фашистская Германия оккупировала Польшу. Началась Вторая Мировая Война. Бориса, который к тому времени успел получить французское гражданство, мобилизовали в первые же дни. На фронт он отправился с готовностью и желанием. Однако почти сразу попал в плен. В июле 1940-го Вильде чудом удалось бежать. Он сумел добраться до Парижа, уже оккупированного немцами. И окунулся в подпольную антифашистскую деятельность.
В типографии Музея человека вместе с единомышленниками Борис Вильде напечатал несколько сотен листовок, обличающих фашизм. Осенью 1940-го под руководством Вильде вышел первый номер подпольной газеты «Сопротивление». Вскоре так станет называться всё антифашистское движение Франции. Группа Бориса Вильде помогала добровольцам, которые хотели сражаться с нацистами на фронтах Второй Мировой. Печатала поддельные документы для подпольщиков. Добывала важные данные, которые передавала разведке стран антигитлеровской коалиции. Зимой 1941-го Борис Владимирович отправился на юг Франции — в планах было создать там несколько ячеек Сопротивления. Однако кто-то выдал его гестапо. В марте Бориса Вильде арестовали.
Год он провёл в фашистских застенках. Прошёл через пытки, но не выдал соратников, взяв всю ответственность на себя. Сохранился тюремный дневник Бориса Вильде. Его записи — живое свидетельство удивительной силы человеческого духа. В них Вильде размышляет о самопожертвовании, цитирует Евангельские слова Христа: «Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт ее». 23 февраля 1942 года фашисты расстреляли Бориса Вильде. Он отдал жизнь за свободу ближних от страшной чумы нацизма. После победы над фашизмом на здании парижского Музея человека установили мемориальную доску со словами генерала Шарля де Голля: «Вильде посвятил себя делу Сопротивления, и под пулями палачей явил высший пример храбрости и самоотречения».
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Мягкая пища»

Фото: Elena Leya / Unsplash
Однажды ночью у меня сильно разболелся зуб, который давно следовало удалить, да я всё тянула, не шла к врачу. А тут встала перед фактом: надо. И поехала в поликлинику с самого утра. Стоматолог после осмотра просто ахнул: оказалось, что удалять нужно целых пять зубов! «Ну что — за один раз сделаем? Решитесь? Потом на мягкой пище поживёте, на детском питании, а через месяц придёте — начнём готовить протез...» Я решилась: надо — значит, надо.
Ехала от врача домой и улыбалась, не чувствуя замороженной наркозом челюсти. Вот, значит, как — на мягкой пище... А ведь буквально вчера муж мне говорил: «Ты уж сколько лет в церкви, а всё на мягкой пище: что детям читаешь — то и сама. Пора бы посерьёзнее книги с полки брать, святых отцов, например, а Великим Постом Ветхий Завет почитать непременно — не в пересказе для детей, а оригинал и с комментариями... Или опять скажешь, что некогда?»
Нет, теперь уж не скажу. Совсем мне не хочется так долго на мягкой пище жить... Кашку детскую я месяц, конечно, поем — куда деваться. А книги духовные буду читать — взрослые. Вот мне и задание на Великий Пост, что скоро-скоро начнётся... Веру свою надо знать, глубоко и прочно. Спасибо, Господи, за утренний урок.
Текст Анны Покровской читает Алёна Сергеева.
Все выпуски программы Утро в прозе
25 февраля. О молитве Церкви за воинство

23 февраля, в День защитника Отечества, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у стен Московского Кремля и рассказал о молитве Церкви за воинство.
Церковь молится за наши вооруженные силы на каждом богослужении. Ни об одной другой профессии церковь не молится. Она молится о властях, которые несут особую ответственность за судьбу страны и за воинство, которое обеспечивает безопасность, свободу и независимость России. Поэтому молитва о воинах — это важная часть молитвы, которую возносит Церковь за весь свой народ.
Сегодня все мы хорошо знаем, что не так просто. Не просто тем, кто с оружием в руках защищает Россию, потому что не только время холодной войны продолжается, имея в виду отношения с разными странами, далеко стоящими от нас по своим политическим взглядам на происходящее, но и в силу военных действий совсем непросто, потому что там, где совершаются эти военные действия, в каком-то смысле решается будущее нашей исторической Руси. Вот именно поэтому еще раз подчеркну особая молитва Церкви за властей и воинство, за вас, мои дорогие братья, и за всех тех, кого вы представляете, всех представителей разных родов войск, людей, которые в мирное время должны сохранять высокий уровень своей подготовки, чтобы в любой момент ответить на вызовы со стороны противника, но тем более тогда, когда идет реальная битва за будущее России.
Все выпуски программы Актуальная тема
25 февраля. Об объединяющем факторе почитания икон Богородицы

Сегодня 25 февраля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
Об объединяющем факторе почитания икон Богородицы — священник Стахий Колотвин.
Сегодняшний праздник Иверской иконы Божией Матери показывает, как может Господь по молитвам Своей Пречистой Матери объединить такие разные национальные церковные традиции православные. Смотрим на Иверскую икону Божией Матери — грузинская икона. Грузинская по своему названию, грузинская по своему происхождению, по своему монастырю нахождения. Но мы видим, что из пределов греческой и святой горы Афон приходит список в Русскую землю и становится одной из самых почитаемых святынь. Той святыней, которая хранит сердце нашей богоспасаемой Родины: Красная Площадь, Часовня Иверская у Воскресенских ворот. И мы видим, что нету никакой проблемы, никто не пытается сказать: Грузины, ой, это наша икона. Греки говорят, нет, это там наша икона. Тем более грузинский монастырь вроде уже много веков как греческим стал. Им и у нас вроде только список-то на Руси был, да и тот уже потерялся в годы гонений. Но, тем не менее, Богородица всех нас объединяет, и мы остаемся разные в своем православии, но вместе любим и приближаемся к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема