
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
История человечества показывает, что иногда и самые откровенные злодеи бывали искренне уверены в том, что они понимают волю Божию и что Бог благословляет их действия, а сами они — избранники Божии, Его инструмент в нашем мире. Не хочется называть имена таких людей, ведь мы все и так их прекрасно знаем. Впрочем, широко известными негодяями дело не ограничивается, и довольно часто мы сами оказываемся теми, кто, несмотря на своё несоответствие замыслу Божиему, уверен как в собственной исключительности, так и в собственном понимании воли Бога. Это очень печальное состояние, но Библия не оставляет нас без помощи и предлагает нашему вниманию 14-й псалом царя Давида. Это очень краткий псалом, он даёт характеристику того человека, который действительно может думать о себе как о том, кто верен Богу и знает Его волю. Сегодня 14-й псалом звучит за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его.
Псалом 14.
Псалом Давида.
1 Господи! кто может пребывать в жилище Твоём? кто может обитать на святой горе Твоей?
2 Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своём;
3 кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего;
4 тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянётся, хотя бы злому, и не изменяет;
5 кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
Только что услышанный нами псалом говорит о людях, которые могут обращаться к Богу и быть услышанными, о людях, которые вправе говорить с Богом лицом к лицу, не опасаясь при этом последствий собственного дерзновения.
Такие люди «ходят непорочно», «делают правду» и «говорят истину». Конечно, каждая из этих формулировок достойна глубокого анализа, однако общее направление мысли псалмопевца понятно без комментариев: истинно чтущий Бога человек должен стремиться к чистоте поступков и их согласию с законом Божиим, должны быть чисты не только дела такого человека, но и его мысли.
Далее Давид перешёл к конкретным пунктам нравственного библейского учения, которые, с его точки зрения, наиболее важны, и написал, что Бог не терпит клеветы, какого-либо сознательного зла против ближнего, но при этом Бог благословляет человека, безоговорочно верного своему слову, и того, кто не пытается нажиться на чужом несчастье.
Вроде бы в словах Давида нет ничего сверхъестественного, он не требует от человека особого молитвенного усердия или же чрезвычайной аскезы, он вообще ничего не написал про эту сторону жизни человека, слова Давида касаются элементарной порядочности, и эти слова легко свести ко всем известному евангельскому универсальному правилу нравственности: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12).
Конечно, 14-й псалом и евангельские слова Христа — это далеко не все места Священного Писания, в которых говорится о человеке, молитва которого угодна Богу. Можно сказать, что всё Писание представляет собой размышления на эту тему, иногда библейские слова начинают казаться уж слишком навязчивыми и чрезмерно банальными, однако само по себе существование такого множества повторений одной и той же мысли указывает на одну из наших всеобщих печальных особенностей: мы, прекрасно зная, что основа нравственности состоит в порядочном отношении к окружающим нас людям, склонны постоянно об этом забывать, полагая, что конкретно наша ситуация является исключением из общего правила. Библия буквально кричит: нет, не бывает никаких исключений, и тот, кто ощущает себя не таким, как все прочие, тот, кто думает о себе слишком высоко и притесняет ближних, вряд ли будет услышан Богом.
Псалом 14. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 14. (Церковно-славянский перевод)
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.