
«Алпамыс идёт в школу», студия «Казахфильм», режиссёр Абдулла Карсакбаев
— Много в мире нашем удивительного, сынок. Где-то дождь зимой идёт. Где-то девушка ищет свою любовь. А кто-то летит к звёздам. Учись, и обо всём узнаешь.
— Меня в школу не записали!
— Ну, ну, не плачь. Разве батыры плачут? Тебя запишут в школу. Обязательно.
Алпамыс, шестилетний мальчик из горного казахского аула, пришёл к своему старшему другу, мудрому дедушке Мынар-ате, чтобы поделиться огорчением. Многие знакомые ему ребята пошли в школу. Даже лучший друг Алпамыса, Калихан — и тот сел за парту, хотя вовсе не желал идти в первый класс. И только Алпамыс остался дома. Взрослые ему сказали: не дорос ещё, через год пойдёшь. Но он не хочет ждать целый год! Мальчик тонко чувствует мир, и стремится узнать обо всём, что его в этом мире окружает. Заветная мечта Алпамыса — как можно скорее стать учеником. Умный, любознательный паренёк — главный герой киноленты «Алпамыс идёт в школу». В 1976-м году на студии «Казахфильм» её снял режиссёр Абдулла Карсакбаев, по сценарию писательницы и драматурга Розы Хуснутдиновой, сценариста «Ералаша». Картина отчасти получилась в духе знаменитого детского юмористического тележурнала. Добрая, светлая, наполненная ребячьим смехом и радостью. В киноархивах «Казахфильма» сохранились протоколы заседаний художественного совета, которые проходили во время работы над картиной. В них принимал участие режиссёр Андрей Кончаловский — он взял тогда неформальное шефство над съёмками фильма. Кончаловский отмечал, что в ленте «Алпамыс идёт в школу» замечательно раскрывается сложный, многогранный и поэтичный внутренний мир ребёнка.
Мир Алпамыса — это родной аул и его дом. Мама и папа — уже немолодые, поэтому, как сами признаются, мальчик для них — долгожданное дитя. Атмосфера сплочённой, любящей семьи царит не только в жилище главного героя, но и во всей деревне. Маленький Алпамыс дружит с её жителями. С молодой портнихой Варей, которая ждёт письма от жениха и переживает, что оно долго не приходит. Мальчик старается разговорами отвлечь девушку от грустных мыслей. Со стариком Мынар-атой — к нему за советом Алпамыс приходит со своими бедами. С соседским мальчуганом, первоклассником Калиханом — хоть у того и вздорный характер.
Алпамыс каждый день просит Калихана рассказать, что происходит в школе. И когда понимает, что подробностей от товарища не добиться, решает узнать сам. Он забирается на яблоню, которая растёт у окна класса Калихана, и слушает уроки. Алпамыс усваивает всё, о чём рассказывает ребятам учитель. Наблюдая за жизнью класса со стороны, мальчик учится читать, умножать, решать задачки. И готов идти в школу хоть завтра! Это его заветная мечта. Но нужно, чтобы учитель, Батыржан Батырханович, узнал о способностях Алпамыса. Вот только как это сделать?
Молодой педагог — персонаж фильма, который заслуживает отдельного представления. Он недавно приехал в аул. Он горит работой и искренне любит своих учеников. Однажды Калихан, желая позлить учителя, принёс для школьного живого уголка... змею. Но Батыржан Батырханович совсем не разозлился, а, наоборот, похвалил мальчика за оригинальность. Его доброта и отзывчивость проникают в сердца учеников. И даже озорник Калихан меняется в лучшую сторону. Он решает помочь Алпамысу осуществить его мечту — не ждать целый год, а сесть за парту прямо сейчас. На День учителя в школе проходит концерт. Калихан понимает: вот он, шанс для Алпамыса — предстать перед учителем и заявить о себе. И Калихан вносит в программу концерта неожиданные изменения...
— Вторым номером нашей программы выступит мой друг Алпамыс. Он прочтёт вам таблицу умножения! Алпамыс, давай сюда!
Чем закончится эта затея — зрители узнают, посмотрев фильм режиссёра Абдуллы Карсакбаева «Алпамыс идёт в школу». Мне же под занавес нашей программы хочется вспомнить стихотворение-хайку японского поэта Кобаяси Иссы, которое в одном из эпизодов картины совсем неспроста цитирует молодой учитель:
«Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету».
Деяния святых апостолов

Деян., 20 зач., VIII, 26-39.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Все христиане знают, что нужно регулярно читать Священное Писание. Однако между этим знанием и самим чтением огромный зазор, а потому на исповеди священники постоянно слышат упоминание одного и того же греха: люди каются в том, что они не читают Писание, а если и читают, то мало и редко. Как же приучить себя к чтению Слова Божия? Давайте попытаемся дать ответ на этот вопрос после того, как послушаем отрывок из 8-й главы книги Деяний святых апостолов. Этот отрывок звучит сегодня во время литургии в православных храмах, и центральное место в нём занимает рассказ о чтении одной из книг Ветхого Завета.
Глава 8.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
В наши дни иудаизм — это религия евреев. Иудеи не пытаются привлекать к себе кого-либо иного, по этой причине нам неизвестны иудейские миссионеры, действующие, скажем, в юго-восточной Азии или же в Центральной Америке. Однако иудаизм далеко не всегда был таким, каким знаем его мы, и свидетельство тому — только что услышанный нами отрывок книги Деяний, который начался с сообщения о том, что апостол Филипп встретил эфиопа, который приехал в Иерусалим для поклонения. Иными словами, этот африканец воспринимал Иерусалим как место религиозного паломничества, единственным же объектом для паломничества в Иерусалиме в ту пору был Иерусалимский храм. Получается, что эфиоп знал о Едином Боге, более того, у него с собой были священные книги, одну из которых — книгу пророка Исайи — он читал во время встречи с апостолом Филиппом.
Именно с книги пророка Исайи начал свой разговор с эфиопом Филипп: он спросил, понимает ли африканец то, что он читает? Оказалось, что нет, не понимает, и апостол принялся разъяснять. На моменте непонимания нам стоит остановится подробнее, ведь оно нам всем в той или иной степени знакомо, да и вообще: вряд ли существуют те люди, которые бы полностью понимали Священное Писание. Практика показывает, что если кто-то утверждает, что Библия для него не представляет никакой загадки, то такой человек, скорее всего, и вовсе никогда не держал в руках Писание.
Библия — это сборник очень непростых книг. Их сложность — причина того, что наш мозг отчаянно сопротивляется чтению, ведь мозг любит понятное и предсказуемое, а нагромождение древних образов и слов — это совсем не то, что является для него привлекательным. Можно ли каким-то образом обхитрить собственный мозг? Да, можно. Услышанный нами только что отрывок книги Деяний подсказывает, как это можно сделать: нужно остановиться на одном непонятном отрывке, и попытаться его разъяснить через привлечение внебиблейских источников, именно таким источником для эфиопа стал апостол Филипп. Ну а дальше один «расшифрованный» отрывок повлечёт за собой другие, и Библия постепенно перестанет казаться чем-то совершенно непонятным и ненужным. Постепенно она начнёт открывать себя человеку, увлекая его собой всё больше и больше.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим юных спортсменов из детских домов Ярославской области

Каждый год ребята из детских домов Ярославской области при поддержке фонда «Спасибо» принимают участие в разных спортивных событиях. Например, в футбольных матчах или забегах, которые проходят как в регионе, так и за его пределами. У ребят появляется возможность заниматься спортом и развивать свои способности. Кроме этого, воспитанники детских домов знакомятся с другими городами и новыми людьми, в том числе спортсменами, которые становятся для них добрым примером.
Диме 15 лет, впервые он попал на забег в прошлом году. Подросток не планировал участвовать в спортивном состязании. Но его уговорили друзья из детского дома. Они знают, что Дима хорошо бегает, и у него есть все шансы развиваться в этом направлении. Соревнование проходило в городе Ростов Великий Ярославской области, куда съехались люди из разных регионов. Это и спортсмены, и просто любители, как Дима. Парень показал высокий результат, прибежал на финиш четвёртым, обогнав сильных бегунов. С тех пор при поддержке ярославского фонда «Спасибо», он участвует в разных спортивных забегах и ему это нравится.
Благодаря команде фонда ребята из детских домов развиваются в спорте, обретают уверенность и у них появляются цели в жизни.
Вы можете помогать таким ребятам вместе с фондом — организовывать для них разные события, встречи, экскурсии и не только. Сейчас нужна помощь в покупке кроссовок для подростков и в оплате регистрационного взноса на участие в забеге, который состоится 17 мая в городе Мышкин. В нём примут участие 6 воспитанников из детских учреждений Ярославской области.
Чтобы поддержать юных спортсменов, переходите на сайт ярославского фонда «Спасибо».
Записаться в волонтёры: https://bfondspasibo.ru/stat-volonterom
Поддержать фонд и его подопечных, сделав любой благотворительный взнос: https://bfondspasibo.ru/donate
Уточнить подробности можно у сотрудников фонда: +7 (4852) 66-25-10
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Христианские мотивы в фильме «Зеркало». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в фильме Андрея Тарковского «Зеркало».
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер