
Апостол Павел
1 Кор., 146 зач., X, 23-28.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Что является основанием христианского поведения, знание правил или любовь? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 10-й главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Недавно один близкий человек сказал мне: «Я уверен, что постоянное стремление к своему спасению для человека неправильно». Сначала я опешил. Эта мысль совершенно очевидно противоречила всему, о чём мы постоянно слышим, думаем сами и говорим. А ведь передо мной был единомышленник, человек с богословским образованием, в вере и церковности которого я не сомневался. Но как же так, ведь в Евангелии довольно много говорится о спасении. Это может быть сформулировано в разных выражениях, например «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его и всё остальное приложится вам». Уже из этих слов очевидно, что вся мирская деятельность воспринимается как работа на понижение. Понятное дело, что, когда мы, работая, сосредоточены на решении конкретной бытовой или научной задачи, мы, конечно, о ней думаем и, как кажется, не думаем о спасении. Но это не так, потому что мысль о спасении глубже, чем сиюминутные задачи. Многое, в том числе и бытовое, мы делаем, всё равно учитывая спасение, хотя бы тогда, когда ограничиваем себя в том, что спасению мешает. Так или иначе, слушая своего собеседника, я уже был готов сказать, что совершенно не согласен, как вдруг понял, что он мог иметь в виду. Если человек всё время думает о своём спасении, он совершенно перестаёт думать о спасении другого, как будто бы на этом пути действует правило: «каждый сам за себя».
В сегодняшнем отрывке апостол призывает нас задуматься над правильностью подобного подхода. С самого начала Павел говорит о границах того, что дозволено христианину. Отойдя от фарисейского формализма, он понимает, что многие правила носят условный характер. Одно дело — заповедь, нарушение которой искажает самую суть жизни, а другое дело — дисциплинарное постановление, которое в качестве тренажёра воли оказывается важно, но может быть отложено из-за каких-то обстоятельств. Но что же это за обстоятельства? Апостол пишет: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого». Кажется, где же здесь по обстоятельства? Но апостол сознательно говорит очень широко, чтобы каждый мог рассудить сам, перед лицом своей совести. Главное, что должен понять верующий: цель всего, что мы делаем — не столько наша польза, сколько польза другого. И в первую очередь польза духовная. В случае коринфян, к которым обращался апостол Павел, польза заключалась в том, чтобы просвещённый и знающий человек не смутил своим поведением того, кто знает меньше. Ведь иногда люди делают акцент на чём-то незначительном, но для них важном и дорогом, и надо иметь такт и рассуждение в том, чтобы, не пренебрегая их доброй волей, их настроем, найти возможности к тому, чтобы переориентировать их усилия на главное.
Духовная цель Великого поста, в преддверии которого звучит сегодняшнее чтение, в том, чтобы через усиленное внимание к собственной духовной жизни, через покаяние, через совершение добрых дел, приготовиться к Пасхе и внутренне обновиться. Но формы, через которые люди это делают, обычно вполне внешние. Сами по себе они верны и важны, но подходить к ним надо с рассуждением, чтобы не навредить другому. Ведь неумеренной строгостью можно прийти к обратному эффекту, так что ближние — дети, подростки, люди с меньшими силами, просто возненавидят все эти правила. Стремясь к собственному спасению, но не обращая внимания на другого, мы можем буквально катком проехать по его физическому и духовному состоянию. Стремиться надо не только к личному, но и к общему спасению, вдумчиво относясь к нуждам и духовным силам каждого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
8 мая. О почитании святого Апостола Марка

Сегодня 8 мая. День памяти Апостола и евангелиста Марка.
О почитании святого Апостола — священник Августин Соколовски.
В этот день Марк, к тому времени глава христианской общины города и первый епископ Александрии, был мученически убит языческой толпой за проповедь Христова имени. Это произошло в 68 году. В 828 тело апостола было перенесено из Александрии в Венецию. Спустя 1900 лет после мученической кончины апостола в 1968 часть мощей святого в знак покаяния католической церкви перед древними православными христианами за похищение святынь была возвращена в Египет и положена в Каире, где и покоится по сей день. Таковы главные даты земной биографии апостола. Уже даже покинув этот мир, он продолжал проповедовать не только оставленным после себя Евангелием, но и присутствием своих мощей и своего имени в весьма важных частях христианского мира. Примечательно, что день памяти апостола совпадает с самой поздней из возможных дат празднования Пасхи в Православии. Это удивительное знамение, совпадение дат, не только помогает запомнить памятные дни, но и таинственным образом указывает на то, что Евангелие Марка, как и любое другое из канонических апостольских Евангелий, это не просто исторический памятник или рассказ о земной жизни Господа Иисуса, но благовествование о Христе Воскресшем. С именем апостола Марка сохранилась божественная литургия. Хотя в современном уставе о богослужении она не употребляется, содержание ее богато молитвенным описанием глубин богословия и передает ощущение пасхальной тайны, как ее выражал в словословии Богу вот уже почти две тысячи лет назад сам евангелист Марк и основанная им Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 мая. О личности и творчестве родного дяди поэта Александра Сергеевича Пушкина

Сегодня 8 мая. В этот день в 1766 году родился русский поэт Василий Львович Пушкин.
О личности и творчестве родного дяди поэта Александра Сергеевича Пушкина — протоиерей Артемий Владимиров.
Во многом, благодаря именно его влиянию и инициативе, наш гений направлен был в лицей. И можно сказать, что Василий Львович, обмениваясь с племянником поэтической перепиской, дал ему импульс к творчеству. «Племянник и поэт! Позволь, чтоб дядя твой на старости в стихах поговорил с тобой». Развивался талант Александра Сергеевича и пристально за ним наблюдал даровитый литератор, творчество которого стоит в одной линии с наследием Василия Жуковского, Фёдора Глинки, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Козлова. «Христос воскрес, питомец Феба», обращался к дяде племянник. «Дай бог, чтоб милостию неба рассудок на Руси воскрес; Он что-то, кажется, исчез». Между тем, как дух Василия Львовича — это дух веры, благоговения перед Матью Церковью, любви к Отечеству и, конечно, радостного признания, что пальма поэтического первенства принадлежит его племяннику, благодаря которому фамилия Пушкин, переданная родителями нашему гению, закреплена и за творчеством Василия Львовича.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 мая. Об истории движения Красного Креста и Красного Полумесяца

Сегодня 8 мая. Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца.
Об истории этого международного движения — священник Дионисий Сакович.
Всем нам известный символ медицинских сотрудников и гуманитарной помощи Красный Крест на белом фоне был предложен Анри Дюнаном в 1863 году, а также в этот год создан Международный комитет помощи раненым, позднее Красный Крест. Это произошло после того, как в 1859 году Анри стал свидетелем битвы при Сольферино, где тысячи раненых солдат остались без помощи. В 1867 году было основано Российское общество Красного Креста под покровительством императрицы Марии Александровны. С этого периода совместно с Русской Православной Церковью Красный Крест открывал в Российской империи благотворительные больницы и приюты, госпитали и другие организации. Отдельно стоит отметить роль Красного Креста во взаимодействии с княгиней Елизаветой Федоровной в деле организации первых общин сестер Милосердия. А в Первую мировую войну более двух тысяч священников служили в госпиталях комитета, где также трудились императрица Александра Федоровна с дочерьми. На современном этапе продолжается активное сотрудничество Церкви и Красного Креста в гуманитарной помощи, добровольческом служении, при тушении лесных пожаров, оказании помощи беженцам в донорских акциях и многое другое. Нужно добавить, что существует альтернативная эмблема, которая также относится к данной организации — Красный Полумесяц, который решила использовать Османская империя во время Русско-Турецкой войны. Всемирный день Красного Креста и Красного Полумесяца — это не только память о подвиге Анри Дюнана, но и напоминание важности, заботы о людях, которые попали в тяжелую ситуацию. Русская Православная Церковь, разделяя идеалы милосердия, продолжает укреплять сотрудничество с Красным Христом, доказывая, что добро не знает границ.
Все выпуски программы Актуальная тема