
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как верующие люди мы согласны с тем, что Бог существует. Но мало признать чьё-то существование реальным, не менее важно понять, что его существование значит для нас и как нам к этому относиться? Ответ на этот вопрос звучит в 96-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Как-то один атеист заявил мне, что для него бог — это закон всемирного тяготения, потому что благодаря физическим взаимодействиям существует всё многообразие материального мира. Однако на вопрос: как ты к этому закону относишься, он сказал: «Да никак. Воспринимаю как должное, а иногда даже расстраиваюсь, что не могу просто взять и полетать, как люди летают во сне. Без этого закона невозможно, но в этом конкретном случае его ограничения раздражают. Слушая собеседника, я вспомнил монолог из пьесы Островского, который многие из нас учили в школе: «Почему люди не летают, как птицы»? Действительно, в нашей жизни есть много вещей, которые мы признаём важными и значимыми, но которые не идеализируем. Понимая внутренне, что, если бы мы сами всё устраивали, кое-что сделали бы по-другому. Это как с другом, который стал твоим начальником. Можно быть единомысленными практически во всём, но всё равно то там, то здесь будет возникать мысль — жалко, что решаю не я, я бы сделал по-другому. А уж если он стал царём, абсолютным монархом, решения которого не обсуждаются, будешь не только строить планы, но и бояться того, что ваши взгляды разойдутся, а отношения испортятся.
В мире Библии Бог воспринимается не только как Творец. Он Царь, потому что не только сотворил мир, не только дал законы, по которым тот живёт. Господь вмешивается в историю и сегодня, по Своему усмотрению устраивая те или иные вещи. Впрочем, как известно, некоторые не устраивая самостоятельно, но позволяя устраивать нам как существам мысленным и свободным. Имеет ли Он Своё Мнение о наших решениях и поступках? Конечно! Чтобы обозначить Свою позицию Он открылся нам и дал заповеди. Соблюдая их, или, напротив, не соблюдая, мы выражаем Своё отношение к Нему. Сказать: «Для меня Бог — Царь», это значит сказать: «Я Его подданый и Божия воля для меня закон». Произнести это не сложно, но вот реально так думать и особенно чувствовать — важнейшая задача всей аскетической и нравственной жизни. Грешный человек радуется, когда Божья воля совпадает с его собственной, праведник же учится радоваться торжеству Божьей воли, а не своей собственной, потому что именно Божья воля лежит в основе мироздания и только её исполнение приносит по-настоящему добрые плоды.
96-й псалом начинается и заканчивается словами радости о том, что Господь царствует. Для многих из нас, читающих эти строки, произнести такие слова искренне бывает очень трудно и, обращаясь к ним, мы воспитываем свою душу, подражая праведникам древности. Мало сказать: я верю, что Бог есть. Цель христианства не просто в этом признании. Но в том, чтобы внутренне, сердечно, настолько проникнуться Божьей волей, чтобы мысль о том, что Бог царствует не пугала ограничениями и не расстраивала, но рождала в сердце неподдельную радость.
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема