
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как верующие люди мы согласны с тем, что Бог существует. Но мало признать чьё-то существование реальным, не менее важно понять, что его существование значит для нас и как нам к этому относиться? Ответ на этот вопрос звучит в 96-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 96.
1 Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова.
2 Облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его.
3 Пред Ним идёт огонь и вокруг попаляет врагов Его.
4 Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет.
5 Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.
6 Небеса возвещают правду Его, и все народы видят славу Его.
7 Да постыдятся все служащие истуканам, хвалящиеся идолами. Поклонитесь пред Ним, все боги.
8 Слышит Сион и радуется, и веселятся дщери Иудины ради судов Твоих, Господи,
9 ибо Ты, Господи, высок над всею землёю, превознесён над всеми богами.
10 Любящие Господа, ненавидьте зло! Он хранит души святых Своих; из руки нечестивых избавляет их.
11 Свет сияет на праведника, и на правых сердцем — веселие.
12 Радуйтесь, праведные, о Господе и славьте память святыни Его.
Как-то один атеист заявил мне, что для него бог — это закон всемирного тяготения, потому что благодаря физическим взаимодействиям существует всё многообразие материального мира. Однако на вопрос: как ты к этому закону относишься, он сказал: «Да никак. Воспринимаю как должное, а иногда даже расстраиваюсь, что не могу просто взять и полетать, как люди летают во сне. Без этого закона невозможно, но в этом конкретном случае его ограничения раздражают. Слушая собеседника, я вспомнил монолог из пьесы Островского, который многие из нас учили в школе: «Почему люди не летают, как птицы»? Действительно, в нашей жизни есть много вещей, которые мы признаём важными и значимыми, но которые не идеализируем. Понимая внутренне, что, если бы мы сами всё устраивали, кое-что сделали бы по-другому. Это как с другом, который стал твоим начальником. Можно быть единомысленными практически во всём, но всё равно то там, то здесь будет возникать мысль — жалко, что решаю не я, я бы сделал по-другому. А уж если он стал царём, абсолютным монархом, решения которого не обсуждаются, будешь не только строить планы, но и бояться того, что ваши взгляды разойдутся, а отношения испортятся.
В мире Библии Бог воспринимается не только как Творец. Он Царь, потому что не только сотворил мир, не только дал законы, по которым тот живёт. Господь вмешивается в историю и сегодня, по Своему усмотрению устраивая те или иные вещи. Впрочем, как известно, некоторые не устраивая самостоятельно, но позволяя устраивать нам как существам мысленным и свободным. Имеет ли Он Своё Мнение о наших решениях и поступках? Конечно! Чтобы обозначить Свою позицию Он открылся нам и дал заповеди. Соблюдая их, или, напротив, не соблюдая, мы выражаем Своё отношение к Нему. Сказать: «Для меня Бог — Царь», это значит сказать: «Я Его подданый и Божия воля для меня закон». Произнести это не сложно, но вот реально так думать и особенно чувствовать — важнейшая задача всей аскетической и нравственной жизни. Грешный человек радуется, когда Божья воля совпадает с его собственной, праведник же учится радоваться торжеству Божьей воли, а не своей собственной, потому что именно Божья воля лежит в основе мироздания и только её исполнение приносит по-настоящему добрые плоды.
96-й псалом начинается и заканчивается словами радости о том, что Господь царствует. Для многих из нас, читающих эти строки, произнести такие слова искренне бывает очень трудно и, обращаясь к ним, мы воспитываем свою душу, подражая праведникам древности. Мало сказать: я верю, что Бог есть. Цель христианства не просто в этом признании. Но в том, чтобы внутренне, сердечно, настолько проникнуться Божьей волей, чтобы мысль о том, что Бог царствует не пугала ограничениями и не расстраивала, но рождала в сердце неподдельную радость.
Псалом 96. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 96. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер