
Десять заповедей, лежащих в основании современного законодательства, не были выдуманы людьми. Согласно библейскому повествованию, эти десять постановлений дал человечеству через пророка Моисея Сам Бог. Данное событие произошло на горе Синай на 50-й день после освобождения древних евреев из египетского плена. Об этом, в том числе, говорит нам псалом 28-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 28.
Псалом Давида. [При окончании праздника кущей.]
1 Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь,
2 воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его.
3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими.
4 Глас Господа силён, глас Господа величествен.
5 Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские
6 и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу.
7 Глас Господа высекает пламень огня.
8 Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес.
9 Глас Господа разрешает от бремени ланей и обнажает леса; и во храме Его всё возвещает о Его славе.
10 Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царём вовек.
11 Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром.
Автором прозвучавших строк является, по мнению большей части исследователей, царь и пророк Давид. Давид возвращается мысленно в прошлое. Вспоминает о том, как Господь избавил древних евреев от египетского рабства и заключил с ними завет на Синайской горе. Бог тогда пообещал, что будет защищать избранный Им народ. Но только при условии, что ветхозаветные евреи станут соблюдать заповеди.
К сожалению, древние иудеи неоднократно предавали Господа. В том числе, и на Синае, когда вместо Бога истинного начали поклоняться золотому тельцу. И Давид, безусловно, недоумевает, как можно было променять могущественного Господа на мертвенного идола? В описании пророка Бог предстаёт удивительным Существом, во власти Которого находится весь мир, и который, Господь, управляет вселенной.
Самые мощные растения не могут устоять перед лицом Бога истинного: «Господь сокрушает кедры Ливанские и заставляет их скакать подобно тельцу». Пишет Давид и о самых внушительных проявлениях природных стихий, способных с лёгкостью прервать человеческие жизни, но не представляющие для Господа никакой опасности: «Господь восседал над потопом, и будет восседать Господь царём вовек».
Какой же вывод делает царь и пророк? Во-первых, что поклоняться нужно только истинному Богу, который настолько явно проявил и проявляет Себя в истории мира. Во-вторых, что Господь не отказывается от Своих обещаний. И того, кто хочет быть верным Его заповедям, Бог будет хранить. Защита Творца проявит себя, прежде всего, в том, что Его народ откроет для себя мирные времена, что никто и ничто не сможет угрожать верным Богу — ни природа, ни болезни, ни неприятели. Но не в силу какой-то бездушной, гарантирующей успех магии, а по причине неравнодушной, милостивой, но взыскательной отцовской заботы Творца. Или как читаем мы в псалме: «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром».
Псалом 28. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 28. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Совсем скоро начнётся Великий пост, и Церковь продолжает нас к нему готовить. Несмотря на то, что смысл Великого поста состоит вовсе не в том, чтобы как можно меньше и реже вкушать пищу, в ближайшие недели именно о еде мы будем слышать из самых разных источников, в этом потоке информации непременно найдут своё место и размышления о воздержании от еды как о пути приближения к Богу. Однако такое воззрение глубоко ошибочно, на его ошибочность указывают звучащие сегодня во время литургии в православных храмах слова апостола Павла. Они взяты из отрывка 8-й и 9-й глав Первого послания к Коринфянам. Давайте послушаем эти слова святого апостола.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
Начало только что прозвучавшего отрывка из Первого послания апостола Павла к Коринфянам заслуживает повторения: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Конечно же, апостол Павел ничего не выдумывал, его слова по своему наполнению совпадают со словами Самого Христа, зафиксированными Евангелием от Марка: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7:15).
Но почему же мы тогда постимся? Почему Церковь как будто бы игнорирует эти слова?
Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос в услышанном нами отрывке Первого послания к Коринфянам.
С одной стороны, размышления апостола Павла начались с заявления о том, что пища не способна кого-либо ни приблизить к Богу, ни удалить от Него. С другой же стороны, закончил апостол очень яркими словами: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор. 8:13). Получается, что, говоря о пище в начале, апостол Павел подразумевал пищу саму по себе, то есть без ее социальных и всех прочих сторон. В этом смысле первое упоминание пищи можно сравнить с упоминанием, скажем, дерева, которое само по себе нейтрально, однако может быть использовано человеком очень по-разному, и не все употребления дерева в равной степени безопасны для души человека. По мысли апостола Павла, дело не в том, что и когда ест человек, а в том, как свобода человека соотносится с другими людьми. В годы жизни святого апостола ещё не было привычных нам многодневных постов, но была идоложертвенная пища, и, как следствие, возникал вопрос об отношении к ней: могут ли христиане ее вкушать? Не станет ли это изменой Христу? Сам апостол полагал, что нет, не станет, и, следовательно, можно. Но не все были с ним согласны, и апостол готов был отказаться вообще от любого мяса, чтобы случайно не вкусить чего-то идоложертвенного, памятуя о том, что вопрос пищи глубоко вторичен, а потому не должен становится угрозой христианского единства.
В наши дни необходимо руководствоваться той же самой логикой, и смотреть на пост лишь как на некий инструмент, который может быть использован диаметрально противоположными способами. Он может спасти, а может и привести к тому, что из сердца начнёт исходить то, что оскверняет его.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Продуктовая помощь жителям Белгородской области

Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде — один из купных источников помощи в регионе. За поддержкой сюда приходят местные жители, люди из приграничья и беженцы. Старшая сестра милосердия Елена Химченко рассказала: «Из-за обстрелов многие по-прежнему остаются без своего жилья, скитаются по родственникам, знакомым и арендованным квартирам. Сложно... Мы оказываем помощь, рассматривая каждую ситуацию индивидуально. Всех стараемся встречать с пониманием и любовью».
Ежедневно в Марфо-Мариинскую обитель в Белгороде обращаются до 65 семей. Они получают здесь продукты, детское питание, средства гигиены, постельное бельё, бытовую технику и многое другое. Кроме этого, сёстры милосердия навещают людей в пунктах временного размещения и вместе с волонтёрами доставляют помощь на дом тем, кто не может добраться до обители. А ещё заботятся о жителях освобождённых территорий Харьковской области. «Наш священник, отец Леонид Олейник, постоянно ездит туда совершать Литургию, узнаёт нужды семей, и мы стараемся закрывать их потребности», — делится сестра милосердия.
Ни одна просьба, которая поступает в белгородскую обитель, не остаётся без внимания. Однако, чтобы люди продолжали получать здесь срочную помощь, необходимо постоянно пополнять запасы вещей и продовольствия. И сегодня есть особая потребность именно в продуктовых наборах.
Марфо-Мариинское сестричество милосердия в Белгороде вновь поддерживает фонд «Мои друзья». Он открыл сбор на продуктовую помощь и приглашает всех неравнодушных принять в нём участие. Сделать это можно на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Неделя о Страшном суде». Протоиерей Максим Первозванский

У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.8:8-9:2) и Евангельского (Мф.25:31-46) чтений в воскресенье, называемое «Неделя о Страшном суде», о «мясопустной неделе» — Масленице, о днях памяти равноапостольного Кирилла (учителя Словенского), Собора всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица