
Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Духовная жизнь — это жизнь по определённым правилам. И для того, чтобы эти правила усвоить, нам необходим проводник. Именно поэтому спрос на духовных учителей всегда был и останется высоким. Но как не ошибиться в выборе наставника? Как выбрать, кого слушать, а кого нет? Один из важных критериев находим в отрывке из 2-й главы 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Отрывок, который только что прозвучал, — это призыв апостола Петра к христианам избегать ложных пророков и ложных учителей. Из истории мы знаем, что опасность псевдохристианства всегда подстерегала верующих. Время от времени в Церкви появлялись проповедники, которые своей харизмой увлекали людей, но при этом навязывали им образ мысли и жизни, который входил в резкое противоречие с заповедями Спасителя.
Сегодня апостол Пётр указывает на характерный признак этих людей. Они «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». Важно подчеркнуть. По словам апостола, их побуждает к такому поведению скверная похоть плоти. Это выражение не обязательно понимать в его узком значении. Дескать они одержимы блудной страстью. Скверная похоть плоти — это то, что воодушевляет человека во всём искать свою корыстную выгоду.
Вот именно это настроение и заставляет этих ложных учителей противиться тем, кто поставлен заботится о церковном единстве. Они одержимы духом противления. Упорно настаивают на своём. Не в силах думать об общем благополучие, но заняты лишь собственными идеями и проектами.
Яркий пример подобного поведения апостол Пётр находит в Священном Писании. Когда евреи во главе с Моисеем возвращались из Египетского плена в Палестину, один из местных царьков нанял провидца по имени Валаам, чтобы тот при помощи магических заклинаний проклял богоизбранный народ. Валааму обещали за это кругленькую сумму. Бог явился кудеснику лично и предостерёг его от безумного поступка. Валаам на словах отказался от своей затеи, однако позже всё-таки пошёл, чтобы проклясть евреев. Он боялся Бога. Но ещё больше боялся потерять деньги. А потому стал противником Творцу.
Важное напоминание всем нам. Для подлинного ученика Христова не характерно враждовать и воевать с окружающими людьми. «Не противьтесь злому», — говорит об этом Сам Господь. Это не означает, что мы не можем защищаться от агрессии. Это означает, что мы не должны быть её инициаторами. Есть люди, которым комфортно жить в конфликте и эмоциональном возбуждении. Внутри они исполнены претензий к жизни и окружающим. Их хлебом не корми, но дай с кем-то поспорить и кому-то что-до доказать. Их мнение всегда должно быть последним. Даже если они научились держать его при себе. Прислушаемся к совету апостола Петра. Лучше от таких удаляться. Искать тех, чей дух мирен. Тех, кого окружает атмосфера покоя и тишины. А для того, чтобы такого человека встретить и распознать, нам необходимо и самим взращивать тишину и покой в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.