![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2020/02/Saint_Peter_by_Lomonosov.jpg)
Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Духовная жизнь — это жизнь по определённым правилам. И для того, чтобы эти правила усвоить, нам необходим проводник. Именно поэтому спрос на духовных учителей всегда был и останется высоким. Но как не ошибиться в выборе наставника? Как выбрать, кого слушать, а кого нет? Один из важных критериев находим в отрывке из 2-й главы 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Отрывок, который только что прозвучал, — это призыв апостола Петра к христианам избегать ложных пророков и ложных учителей. Из истории мы знаем, что опасность псевдохристианства всегда подстерегала верующих. Время от времени в Церкви появлялись проповедники, которые своей харизмой увлекали людей, но при этом навязывали им образ мысли и жизни, который входил в резкое противоречие с заповедями Спасителя.
Сегодня апостол Пётр указывает на характерный признак этих людей. Они «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». Важно подчеркнуть. По словам апостола, их побуждает к такому поведению скверная похоть плоти. Это выражение не обязательно понимать в его узком значении. Дескать они одержимы блудной страстью. Скверная похоть плоти — это то, что воодушевляет человека во всём искать свою корыстную выгоду.
Вот именно это настроение и заставляет этих ложных учителей противиться тем, кто поставлен заботится о церковном единстве. Они одержимы духом противления. Упорно настаивают на своём. Не в силах думать об общем благополучие, но заняты лишь собственными идеями и проектами.
Яркий пример подобного поведения апостол Пётр находит в Священном Писании. Когда евреи во главе с Моисеем возвращались из Египетского плена в Палестину, один из местных царьков нанял провидца по имени Валаам, чтобы тот при помощи магических заклинаний проклял богоизбранный народ. Валааму обещали за это кругленькую сумму. Бог явился кудеснику лично и предостерёг его от безумного поступка. Валаам на словах отказался от своей затеи, однако позже всё-таки пошёл, чтобы проклясть евреев. Он боялся Бога. Но ещё больше боялся потерять деньги. А потому стал противником Творцу.
Важное напоминание всем нам. Для подлинного ученика Христова не характерно враждовать и воевать с окружающими людьми. «Не противьтесь злому», — говорит об этом Сам Господь. Это не означает, что мы не можем защищаться от агрессии. Это означает, что мы не должны быть её инициаторами. Есть люди, которым комфортно жить в конфликте и эмоциональном возбуждении. Внутри они исполнены претензий к жизни и окружающим. Их хлебом не корми, но дай с кем-то поспорить и кому-то что-до доказать. Их мнение всегда должно быть последним. Даже если они научились держать его при себе. Прислушаемся к совету апостола Петра. Лучше от таких удаляться. Искать тех, чей дух мирен. Тех, кого окружает атмосфера покоя и тишины. А для того, чтобы такого человека встретить и распознать, нам необходимо и самим взращивать тишину и покой в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Евреям святого апостола Павла
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2016/02/ap.-pavel.jpg)
Евр., 334 зач., XIII, 7-16.
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2019/05/Dmitrij-Barickij-1024x696-240x240.jpg)
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как открыть в себе неиссякаемый источник духовной силы? Какие конкретно действия необходимо для этого совершить и как в целом организовать свою жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 13-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 13.
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
В первой части прозвучавшего отрывка апостол Павел говорит о наставниках. То есть о тех, кто доносит до простых верующих истины Евангелия и таким образом приводит их ко Христу. Также апостол упоминает об их смерти. Но при этом он напоминает важную истину: наставник уходит, а Господь остаётся. «Иисус Христос, — говорит он, — вчера и сегодня и во веки Тот же».
Из всего этого становится очевидным, как апостол Павел понимает такое явление, как наставничество. Истинный наставник в вопросах веры — это не оракул, который может дать ответы на все вопросы и принять за меня сложные решения. Это не тот, кто собирает вокруг себя почитателей своих духовных талантов. В первую очередь — это тот, кто приводит людей к Богу, а потом отходит в сторону. Его задача предельно проста. Личным примером показать, как можно вступить в личные отношения с Богом и поддерживать их путём исполнения евангельских заповедей.
Во второй части апостол Павел говорит о противоположном явлении. Из его слов следует, что были в Церкви наставники, которые распространяли учение о том, что духовная сила напрямую связана с тем, что мы едим. Возможно, это были отголоски иудейского закона, согласно которому существует пища чистая и нечистая. Возможно, это было влияние некоторых греческих культов, где пренебрегали всяким проявлением материальности, а потому к пище относились очень избирательно. Одно известно точно — это учение имело успех. Ведь часто именно совершение внешних ритуальных действий даёт уверенность, что ты на правильном пути. И всегда найдутся те, кто использует это в своих корыстных целях.
Вопреки этому апостол Павел утверждает, что подлинной силой человеческое сердце наполняет лишь благодать Божья. А она не зависит от того, что человек ест или что он пьёт. Она зависит от того, как мы совершаем внутреннюю работу. Как мы сверяем свою совесть с Евангелием. Как мы понуждаем себя во всём искать волю Творца. Как мы стараемся быть полезными тем людям, которые нас окружают. Как мы прощаем обидчикам и должникам. Как мы не отвечаем злом на зло. Как мы идём восстанавливать отношения с теми людьми, которые нам досадили и причинили боль. Как мы воздерживаем себя от злословия, пересудов и сплетен. Как мы берём на себя ответственность и мужество не угодничать перед сильными, не обижать слабых, не жаловаться о своей непростой ситуации и оставаться человеком со всеми, с кем нас сведёт судьба. Именно всё это про настоящую христианскую жизнь, именно этому и должен учить настоящий наставник. Потому что именно такой образ мысли и действий соединяет нас со Христом и становится источником жизни вечной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Присоединиться к добрым делам фонда «Помощь»
![](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Fond-Pomoshh-480x480.jpeg)
У 11-летнего Паши из Самары с рождения нет кисти правой руки. Однако благодаря родительской поддержке и заботе он во многом чувствует себя уверенно. Подросток учится в обычной школе и занимается спортом. Правда поначалу он стеснялся своей особенности, кроме того, у Паши возникали трудности в быту. Какое-то время он ходил с обычным косметическим протезом, который только маскировал отсутствие кисти руки. Но три года назад родители приобрели механический. С ним у подростка появились новые возможности. Паша стал более уверенным и даже начал заниматься тхэквондо — это один из видов единоборств. За время тренировок он достиг больших успехов и получил много наград. Однако некоторые повседневные действия по-прежнему оставались для Паши недоступными. Например, парень не мог завязывать шнурки или брать мелкие предметы. Кроме того, со временем, когда Паша начал активно расти, механический протез стал ему не по размеру, что доставляло сильный дискомфорт. Поэтому подростку было необходимо новое современное устройство.
Благотворительный фонд «Помощь» из Санкт-Петербурга пришёл на выручку Паше и открыл сбор на дорогостоящий бионический протез. С поддержкой сотен неравнодушных людей необходимая сумма была собрана. Сегодня Паша чувствует себя хорошо, ведёт активный образ жизни и развивается в спорте.
Фонд «Помощь» с 2017 года приходит на подмогу тяжелобольным детям и взрослым, а также людям с инвалидностью со всей России. Сейчас у проекта есть несколько подопечных, которые также, как Паша нуждаются в оперативной помощи, и вы можете их поддержать. Для этого переходите на сайт фонда «Помощь».
С вашим участием добрых историй будет больше!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Сергей Фудель о Церкви». Даниил Черепанов
![Даниил Черепанов в студии Радио ВЕРА](https://radiovera.ru/wp-content/uploads/2025/02/Daniil-Cherepanov.jpg)
У нас в студии был кандидат филологических наук, старший преподаватель МГУ имени Ломоносова и преподаватель Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета Даниил Черепанов.
Разговор шел о размышлениях о Церкви и церковной жизни известного духовного писателя, богослова, исповедника веры XX-го века Сергея Фуделя, приведенных в его книгах «У стен Церкви» и «Моим детям и друзьям».
Этой беседой мы продолжаем цикл разговоров о наследии Сергея Иосифовича Фуделя.
Первая беседа с Даниилом Черепановым была посвящена жизни и судьбе С.И. Фуделя.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер