
Николай Иванович Лобачевский, один из первооткрывателей неевклидовой геометрии, выразил свои жизненные и моральные принципы в своей статье «Речь о важнейших предметах воспитания». Все начала нравственности, считал Лобачевский, проистекают из любви к ближнему, которую вложил в сердце человека мудрый Творец. Этой любовью к людям, желанием постоянного служения тем, кто рядом, руководствовался в своей жизни великий русский математика.
Интерес к цифрам и расчётам, как утверждал сам Лобачевский, передался ему от отца, уездного архитектора. Матери же Николай Иванович был благодарен, что она заметила его способности и определила в гимназию, несмотря на бедность семьи. По окончании гимназии, в 1807 году, 14-летний Лобачевский поступил в Казанский университет. Уже спустя три года молодой человек опубликовал в газете «Казанские известия» первую научную статью — отчёт о наблюдениях за пролётом Большой кометы. А уже в следующем, 1812-м году, Николаю Ивановичу доверили чтение публичного курса арифметики и геометрии для чиновников. Те, кто посещал эти лекции Лобачевского, отмечали, как увлекательно, с какой глубиной и ясностью излагает материал молодой преподаватель. На лекциях Лобачевского в аудитории яблоку негде было упасть. Николаю Ивановичу исполнилось всего 22 года, когда решением университетского совета ему присвоили звание профессора, а в тридцать пять лет Лобачевский возглавил университет, став его ректором. В «Летописи Казанского университета» один из студентов оставил о ректоре такие воспоминания: «Лобачевского окрыляла сама жизнь. Идеи одна за другой возникали у него вследствие неустанной работы духа».
Благодаря идеям и стараниям Лобачевского в 30-е-40-е годы XIX века в Казанском университете произошло немало изменений к лучшему. Появилась астрономическая обсерватория, отдельные здания были построены для библиотеки и лабораторий. «Лобачевский старался по возможности доставить удобство и спокойствие всем», — говорится в Летописи Казанского университета.
В сентябре 1830-го года в Казань пришла холера. В первые же дни эпидемии Лобачевский остановил все лекции и переоборудовал университетские корпуса под изоляторы и лазарет. По распоряжению Николая Ивановича, больные и те, кто находился на изоляции, бесплатно получали пищу и всё необходимое. На деятельность Лобачевского во время холеры обратил внимание император Николай I, и выразил учёному личную благодарность.
Лобачевский всегда оказывал поддержку тем, кто тянулся к знаниям. Однажды к нему в дом невесть откуда явился крестьянин в лаптях и пыльном армяке. Оказалось, что он пешком пришёл из своей деревни в город, чтобы учиться грамоте. Добрые люди ему подсказали, что барин Лобачевский сможет помочь. И Николай Иванович, действительно, с радостью помог. Он лично стал заниматься с крестьянином, и через полгода тот вернулся домой, умея читать, писать и считать. Вскоре Лобачевский получил от него письмо — новые знания помогли крестьянину устроиться на должность управляющего поместьем.
Близкие друзья Лобачевского говорили, что он не знал ни минуты отдыха. Помимо преподавательской и просветительской деятельности вёл большую научную работу. В 1832 году увидел свет его главный труд — разработки по неевклидовой геометрии. Геометрия Евклида, считал Лобачевский — это лишь один из возможных взглядов на пространство. Существуют и другие, выходящие за пределы нашего привычного осмысления. Исследования Николая Ивановича были настолько новаторскими, что при жизни учёного оказались попросту недоступными пониманию его современников. Зато будущие поколения смогли по достоинству оценить уникальный вклад учёного в науку. Увы, десятилетия напряжённой работы дали о себе знать — Лобачевский начал слепнуть. В последние годы жизни он уже не мог передвигаться без посторонней помощи — в университетскую аудиторию его под руку вводила жена. Скончался учёный в феврале 1856-го года, оставив ученикам наказ: «Земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний, и передать его другим».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн Богослов
2 Ин., 75 зач., I, 1-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда люди нецерковные интересуются, должны ли христиане любить всех или только собратьев по вере? Для того, кто внимательно читал Евангелие, ответ будет очевиден, ведь Христос призывал любить даже врагов... Но означает ли любовь, что относиться ко всем мы призваны совершенно одинаково? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы второго соборного послания апостола Иоанна Богослова, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
1 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину,
2 ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек.
3 Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви.
4 Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.
5 И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.
6 Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
7 Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист.
8 Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду.
9 Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына.
10 Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его.
11 Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.
12 Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.
13 Приветствуют тебя дети сестры твоей избранной. Аминь.
Лет десять назад я познакомился с одним верующим человеком, который стремился жить максимально благочестиво: причащалася практически каждый день, много молился, читал духовную литературу... И надо сказать был очень светлым и радостным человеком. Просто светился каким-то тихим светом. Недавно я его встретил и узнал совсем не сразу. Суровый, сосредоточенный, смотрящий куда-то за собеседника... И практически ни с кем не здоровающийся. Это последнее обстоятельство меня сильно озадачило. Казалось бы, мало ли, может быть, у человека упало зрение, очков он ещё не приобрёл, но лица уже различает плохо. Случается такое. Мы разговорились и как-то вышли на эту тему... Оказалось, что он перестал здороваться с людьми, прочитав как раз сегодняшний отрывок. Мой собеседник мне так и сказал: «Если я буду приветствовать того, кто ошибается, я буду разделять с ним его ошибки и участвовать в его злых делах, как и сказал Апостол, вы что, батюшка, не читали?». Читать-то я читал, но понял этот текст совсем по-другому. Долго поговорить не получилось и переубедить его мне не удалось. Не знаю, поздоровается ли он со мной в следующий раз, но знаю, что его подход противоречит живому опыту Церкви. Уже после нашего разговора с тем человеком я вспомнил историю, которая произошла с преподобным Макарием Великим и его учеником. Встретив на пути языческого жреца, послушник обозвал его демоном, за что был им избит чуть ли не до полусмерти. Через время с тем же жрецом встретился Макарий, приветствовал его добрым словом, чем очень его удивил. Преподобный поговорил с ним так, что языческий жрец покаялся и захотел стать монахом.
Можно было вспомнить и массу других историй, в которых христиане относились к язычникам по-доброму. Но если так, как же понимать слова апостола Иоанна, о том, чтобы не принимать приходящего, который неверно учит о Христе, и даже не приветствовать его? Учитывая евангельский призыв к миссии, понимать их дословно никак нельзя. Апостол пишет ученикам в общину, находящуюся в другом месте, и желает, чтобы его собеседники остались верны истине. В то время по дорогам Римской империи ходило много проповедников самого разного толка: христиан, язычников, гностиков... И под приходящим апостол явно имел в виду не любого встречного, но человека, приходящего с проповедью. Приветствовать его не просто как человека, но как проповедника действительно означало бы согласиться с ним. Но значит ли это, что ему, например, нельзя было бы помочь, если он оказался в беде. Конечно, не значит. Разве можем мы представить себе, что милосердный самарянин из притчи Христа, перед тем как помочь избитому, интересуется у него безошибочностью его веры.
Итак, христиане призваны ко всем относиться с любовью, со всеми призваны быть дружелюбными, но принимать в качестве учителей могут только тех, кто верен Христу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать или не читать — вот в чём вопрос

Фото: PxHere
Недавно услышала такую фразу: «Раньше дети были начитанными, а теперь они насмотренные». То есть современная молодёжь больше воспитывается на видеопродукции, чем на печатной. Однако, позвольте возвысить голос в пользу активного чтения.
Почему же книги так важны, ведь, казалось бы, любую историю можно преобразовать в видеоряд. Дело тут не только в сюжете произведения, но и в том, какими средствами он нам преподносится. Через видео трудно передать авторский стиль писателя, игру слов, скрытые смыслы, заложенные в тексте. Чтение развивает нашу умственную и эмоциональную сферу по-особенному.
В одном исследовательском институте провели эксперимент с использованием аппарата МРТ — магнитно-резонансной томографии, которая сканировала мозг и показывала активность разных его участков. Одна половина испытуемых читала художественный текст, а другая смотрела видео на смартфонах. Так вот, исследование выявило, что при чтении работало множество зон мозга, которые при просмотре смартфонов бездействовали.
В результате этого и других экспериментов учёные пришли к следующим выводам:
Во-первых, читая, мы расширяем кругозор понятий и чувств, тренируем рациональный и эмоциональный интеллект.
Во-вторых, художественный текст, в частности, поэзия содержит необычную, по сравнению с обыденной речью, лексику, ритмику, рифмы, строение фраз. И поэтому чтение вызывает повышенную активность нейронов — мозговых клеток.
В-третьих, регулярное свидание с книгой стимулирует такие процессы, как запоминание, образное мышление, моделирование, планирование. К тому же чтение развивает речь.
Итак, читать — полезно. И интересно. Научившись получать радость от чтения, мы всегда сможем занять свой досуг и будем готовы поддержать любой разговор.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
«Притча о Страшном суде». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельском и историческом контексте притчи о Страшном суде и о том, какие смыслы в нее заложены.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне.
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена роману Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте евангельской притчи о блудном сыне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер