
Николай Иванович Лобачевский, один из первооткрывателей неевклидовой геометрии, выразил свои жизненные и моральные принципы в своей статье «Речь о важнейших предметах воспитания». Все начала нравственности, считал Лобачевский, проистекают из любви к ближнему, которую вложил в сердце человека мудрый Творец. Этой любовью к людям, желанием постоянного служения тем, кто рядом, руководствовался в своей жизни великий русский математик.
Интерес к цифрам и расчётам, как утверждал сам Лобачевский, передался ему от отца, уездного архитектора. Матери же Николай Иванович был благодарен, что она заметила его способности и определила в гимназию, несмотря на бедность семьи. По окончании гимназии, в 1807 году, 14-летний Лобачевский поступил в Казанский университет. Уже спустя три года молодой человек опубликовал в газете «Казанские известия» первую научную статью — отчёт о наблюдениях за пролётом Большой кометы. А уже в следующем, 1812-м году, Николаю Ивановичу доверили чтение публичного курса арифметики и геометрии для чиновников. Те, кто посещал эти лекции Лобачевского, отмечали, как увлекательно, с какой глубиной и ясностью излагает материал молодой преподаватель. На лекциях Лобачевского в аудитории яблоку негде было упасть. Николаю Ивановичу исполнилось всего 22 года, когда решением университетского совета ему присвоили звание профессора, а в тридцать пять лет Лобачевский возглавил университет, став его ректором. В «Летописи Казанского университета» один из студентов оставил о ректоре такие воспоминания: «Лобачевского окрыляла сама жизнь. Идеи одна за другой возникали у него вследствие неустанной работы духа».
Благодаря идеям и стараниям Лобачевского в 30-е-40-е годы XIX века в Казанском университете произошло немало изменений к лучшему. Появилась астрономическая обсерватория, отдельные здания были построены для библиотеки и лабораторий. «Лобачевский старался по возможности доставить удобство и спокойствие всем», — говорится в Летописи Казанского университета.
В сентябре 1830-го года в Казань пришла холера. В первые же дни эпидемии Лобачевский остановил все лекции и переоборудовал университетские корпуса под изоляторы и лазарет. По распоряжению Николая Ивановича, больные и те, кто находился на изоляции, бесплатно получали пищу и всё необходимое. На деятельность Лобачевского во время холеры обратил внимание император Николай I, и выразил учёному личную благодарность.
Лобачевский всегда оказывал поддержку тем, кто тянулся к знаниям. Однажды к нему в дом невесть откуда явился крестьянин в лаптях и пыльном армяке. Оказалось, что он пешком пришёл из своей деревни в город, чтобы учиться грамоте. Добрые люди ему подсказали, что барин Лобачевский сможет помочь. И Николай Иванович, действительно, с радостью помог. Он лично стал заниматься с крестьянином, и через полгода тот вернулся домой, умея читать, писать и считать. Вскоре Лобачевский получил от него письмо — новые знания помогли крестьянину устроиться на должность управляющего поместьем.
Близкие друзья Лобачевского говорили, что он не знал ни минуты отдыха. Помимо преподавательской и просветительской деятельности вёл большую научную работу. В 1832 году увидел свет его главный труд — разработки по неевклидовой геометрии. Геометрия Евклида, считал Лобачевский — это лишь один из возможных взглядов на пространство. Существуют и другие, выходящие за пределы нашего привычного осмысления. Исследования Николая Ивановича были настолько новаторскими, что при жизни учёного оказались попросту недоступными пониманию его современников. Зато будущие поколения смогли по достоинству оценить уникальный вклад учёного в науку. Увы, десятилетия напряжённой работы дали о себе знать — Лобачевский начал слепнуть. В последние годы жизни он уже не мог передвигаться без посторонней помощи — в университетскую аудиторию его под руку вводила жена. Скончался учёный в феврале 1856-го года, оставив ученикам наказ: «Земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний, и передать его другим».
Все выпуски программы Жизнь как служение
4 июня. О гонениях на христиан

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».
О причинах неприятия Христа и христиан — священник Алексий Дудин.
Как часто человеку бывает непонятно, почему не слышат его слова, почему те добрые дела, которые он творит, не хотят принять другие люди, почему они неблагодарны за то добро, которое человек даёт им. И вот Господь даёт ответ на этот вопрос. Если не слушают люди Бога, то тем более они не будут слушать тех людей, которые пытаются дать что-то доброе и донести Божьи идеи и Божью любовь, потому что Господь обладает большим авторитетом. Потому что если люди не слушают самого Бога, то тем более они не будут слушать священника.
Если люди не выполняют Божьи заповеди, то как они будут слушать своих родителей, как они будут уважать своё начальство? Это невозможно, потому что человек прежде всего нацелен на то, чтобы получить пользу для себя самого. А если эта польза не имеет перед собой желания послужить Богу через служение ближнему, тогда непонятно, почему я должен кого-то слушать, почему я должен ущемлять свою свободную волю и терять ту свободу, которая в современной цивилизации кажется высшей ценностью. Действительно, Господь отдал свою свободу для того, чтобы спасти нас, придя здесь на землю и добровольно претерпев мучения. И мы тоже должны научиться жертвовать хотя бы частью своей свободы для того, чтобы сотворить не то, что нам хочется, а то, что действительно нужно в этот момент.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июня. О духовном смысле праздника

Сегодня 4 июня. Память II Вселенского Собора.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Святой император Феодосий Великий весной 381 года пригласил на Собор 150 епископов восточных провинций Римской империи, которыми он правил. Владыки из Сирии, Азии, Фракии, Египта и Македонии собрались в Константинополе.
Святитель Мелетий Антиохийский, председательствовавший в самом начале Собора, отошёл ко Господу, и вторым председателем Собора стал святитель Григорий Богослов. Отцы Второго Вселенского Собора решали вопросы об избрании предстоятелей в Антиохии и Константинополе, но главным было совсем не это.
Отцы Собора утвердили тот самый Символ веры, который мы до сих пор исполняем на каждой Божественной литургии, как подтверждение нашего единства со Вселенской Церковью и правильного исповедания святой православной веры.
Как принято говорить, важность того, что совершили отцы Собора, переоценить невозможно. И, конечно, именно в нашей особой благодарности святителям и состоит особый духовный смысл сегодняшнего праздника. Их устами Святой Дух почти семнадцать веков назад сформулировал отточенные слова верного, полного и непротиворечивого исповедания, заключающего в себя всю полноту учения Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви. И нам остаётся лишь придерживаться этого исповедания, наполняя им каждый день своей жизни.
Святые Отцы, молите Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июня. О подвиге Преподобного Додо Гареджийского

Сегодня 4 июня. День памяти Преподобного Додо Гареджийского, отошедшего ко Господу в 623 году.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Древо познаётся по плодам, и поэтому плоды любого наставника духовной жизни познаются по его ученикам.
Почему мы, например, на Руси так почитаем преподобного Сергия Радонежского? Не только за его собственные подвижнические труды, но и потому, что он стал родоначальником множества монастырей, которые основали его ученики, и как вот такие искорки от костра согревали всё новых и новых людей теплотою евангельского благовестия аскетической жизни.
Точно так же и преподобный Давид Гареджийский дал целую поросль преподобных отцов, самый знаменитый из которых — Додо Гареджийский. Преподобный Додо Гареджийский был человек знатного рода, человек, который мог достигать светских успехов, прийти к власти, мог ввести войска в бой, но он выбрал отшельническую жизнь. Тем не менее, его детское воспитание аристократическое не прошло даром. Почему преподобный Давид, когда отправлялся на Святую Землю, именно ему поручил управление своей обителью? Потому что навыки к управлению были у этого человека с детства воспитаны, но в то же время он был лишён той гордости, которая зачастую приводила грузинских князей к междоусобицам, вследствие чего так тяжело было отбить постоянные нападения внешних врагов.
Поэтому мы, дорогие братья и сестры, должны обязательно помолиться этому великому, но ещё мало известному на Руси святому, чтобы совместить в себе таланты различные, которые даёт нам Господь, и в то же время совместить великое смирение.
Все выпуски программы Актуальная тема