Сегодня 3 февраля. День памяти Преподобного Максима Исповедника, жившего в седьмом веке в Константинополе.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Преподобный Максим Исповедник жил в сложное апокалиптическое время, которое многим казалось последним. В попытке вернуть монофизитов Египта и Сирии в церковное единство, император Ираклий при содействии церковной же иерархии сформулировал учение о том, что у Господа Иисуса Христа не было человеческого действия и человеческой воли — монофизитизм. Европа все еще переживала переселение народов. В трагических обстоятельствах и потрясениях времени мало кто продолжал следить за чистотой православного исповедания и находиться в поисках нравственной чистоты и догматической правды. Весь мир, казалось, находился в поисках компромисса. Но не таков был Максим Исповедник. Именно он в союзе с православным папой римским дерзновенно выступил против еретической политики императора в вопросах учения, за что в итоге и пострадал. После долгих гонений, суда и несправедливого осуждения, Максиму отрубили правую руку и вырвали язык, чтобы он более не мог ни проповедовать, ни писать. Спустя несколько лет он умер в ссылке на Кавказе.
Преподобный Максим оставил после себя многие аскетические и нравоучительные произведения, а также толкования на сложнейшие места писания. Максим не принадлежал к клиру, но был простым монахом. Однако это не мешало ему чувствовать свою ответственность за все происходившее тогда в церкви и в церквях во вселенском масштабе. Этой его твердости в вере, максималистской, святой бескомпромиссности Максима, умению жить правдой писания и преданий, не идти в ногу со временем в самые сложные последние времена, мы, православные христиане, призываемся подражать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 февраля. Об истории Ватопедской Иконы Богородицы «Отрада и Утешение»
Сегодня 3 февраля. Церковь чтит Ватопедскую Икону Богородицы «Отрада и Утешение».
О её истории — протоиерей Владимир Быстрый.
Эта икона находится в монастыре Ватопед, в переводе «Куст Отрока» на Святой горе Афон. По-гречески эта икона называется «Парамифия», то есть дословно «утешение». Она стала известна и почитаема после происшедшего от неё чуда. Это произошло 21 января 1320 года. Банда пиратов высадилась около Ватопеда, спряталась в горах и ожидала, когда откроют монастырские ворота. Понятно, что они хотели ограбить обитель. Действительно, была такая традиция. После утреннего богослужения игумен передавал ключи привратнику, который открывал ворота и впускал паломников. Но вдруг игумен услышал голос, который исходил от образа Божьей Матери. Божья Матерь запретила отворять ворота в этот день. Наоборот, она сказала подняться на стены для отражения нападения разбойников. Игумен посмотрел на икону и увидел, что Богомладенец на иконе закрывает уста Пресвятой Богородицы и, обращаясь к матери, говорит: «не надо, мать моя, не возвещай им всего. Пусть они получат то, что заслужили, потому что не берегут о своих монашеских обязанностях». Но Богородица держит свою руку на запястье младенца, как бы отводя руку от своих уст.
Вот такую чудную икону мы имеем для нашего молитвенного поклонения. Мы видим и знаем, что Пресвятая Богородица всегда заступается за род человеческий. Как мать она проявляет родительскую настойчивость и даже материнскую строгость. Вся любовь ее направлена к роду человеческому.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 февраля. О том, что может противопоставить христианин сквернословию
Сегодня 3 февраля. Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
О том, что может противопоставить христианин сквернословию — священник Стахий Колотвин.
Отнюдь не всегда уместно выражение «лучшая защита — это нападение». Однако в ситуации борьбы с ненормативной лексикой, которую мы вместе со всем миром сегодня празднуем, эта фраза как никогда актуальна для любого православного христианина. Потому что человек неверующий, ему противопоставить сложно что-то. Он может опираться на свое воспитание, на какие-то культурные рамки, на корпоративные стандарты. Ну, то есть всегда будет просто в обороне. Вокруг него будет звучать ненормативная лексика, но он будет отбиваться, переключая свое внимание. Он будет отбиваться тем, что у него есть крепкая броня этикета. А что же может сделать христианин, чего недоступно окружающим?
На самом деле ненормативная лексика заполняет те пустоты в нашей душе, где должна быть молитва. Молитва не по расписанию, не молитва, которая перед едой или в начале дня или в его конце, не молитва благодарственная за какое-то благодеяние, не молитва, когда нам нужно что-то Господа серьезно попросить. Порой просто выпадает некоторое испытание, либо в моменте, либо загорелась страсть в нашей душе. И человек понимает, что нужно еще духовное усилие. Но если не сделать благого духовного усилия, если не помолиться, то даже если человек будет воспитанный, ругательство прозвучит у него, по крайней мере, среди его мыслей. Наша же христианская задача — помолиться, и места для ругательства просто не останется.
Все выпуски программы Актуальная тема
Первое соборное послание святого апостола Петра
1 Пет., 59 зач., II, 21 - III, 9.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Очень многие вещи, которые в древности отличали христиан от язычников, сегодня являются общепринятыми и воспринимаются как общечеловеческие. Внешне христиане от других людей обычно тоже не отличаются. Конечно, есть определённая религиозная одежда, но, во-первых, её носят далеко не все, а, во-вторых, она не всегда помогает увидеть в её носителе христианина. Так один мой друг принёс в химчистку подрясник и сотрудница, долго думая, как записать непонятную для неё одежду, просто написала: «спецхалат». Кто-нибудь скажет, что это недоразумение, но похожие вещи встречаются всё чаще и чаще. Если же речь идёт не просто о нравственности и тем более не о внешнем виде, то о чём же? Прямой и очень ясный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав первого соборного послания апостола Петра, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному.
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.
Глава 3.
1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были,
2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
3 Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде,
4 но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.
5 Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям.
6 Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
7 Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.
8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
Отвечая на поставленный в начале передачи вопрос, апостол Пётр указывает на Спасителя. Первым и важнейшим отличием христиан от любых других верующих людей оказывается наша связь со Христом. Люди могут жить по-разному, порядочно или непорядочно, милосердно или жестоко, но какие у них для этого будут основания? Зачастую просто привычка к культуре, в которой они родились. Однако для христиан нравственная деятельность должна быть результатом следования за Христом. В центре нашего христианского мировоззрения должны быть не просто общечеловеческие ценности, не внешняя субкультура, выраженная в словах и одежде, но Сам Спаситель и Его подвиг. Причём, Господь не является для нас только примером и не исцеляет нашу природу неким автоматическим образом, без нас самих. Воплотившись, Бог Слово прожил нашу жизнь, показав, что возможно быть послушным Отцу во всём даже до крестной смерти. После воскресения Он даёт нам возможность соединившись с Ним, пройти тем же путём, которым прошёл Сам. Важно понимать, что этот путь поначалу совсем не внешний, ведь вера рождается внутри и постепенно приводит нас к личной встрече с Богом. Если человек не был крещён в детстве, для него эта встреча заканчивается крещением, если был крещён и не был воцерковлён — искренним покаянием и обновлением жизни... Но даже человек, который жил в Церкви с детства, в какой-то момент переживает именно личное обращение, когда вера становится его собственным выбором, а не просто некоторой культурной парадигмой, в который ты рос с детства. Благодаря крещению, в котором умирает всё прежнее и греховное, в нас рождается новый человек, которого апостол именует «сокровенным человеком сердца». И хотя он упоминает об этом, призывая женщин-христианок не делать акцент на внешней красоте, его призыв можно распространить на любые попытки отличаться внешним и временным. Апостол говорит о частных моментах христианской жизни, которую, даже соблюдая одни и те же заповеди, мы всё равно проживаем по-разному, ведь все мы — отдельные личности. Но это разнообразие в отличие от внешней красоты, ведёт нас не к зависти или превозношению, но к взаимному обогащению и духовному возрастанию во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов