
Этим летом я ездила погостить к тётушке Насте. Ей 87 лет и среди прочих недугов врачи поставили ей диагноз — деменция. По-простому — потеря памяти.
С ней постоянно проживает сиделка. Но и члены семьи не оставляют. Навещаем её регулярно по очереди. Все родственники, кто у тетушки гостил, говорят, что характер тетушки стал невыносимым. Я ехала и думала, какая связь между потерей памяти и изменением характера? Поняла позже...
Приехала к ней утром. Тетушка довольно быстро открыла дверь. Кажется, узнала меня. Засуетилась. Зачем-то сказала, что всегда бежит встречать, когда в дверь звонят... И вот зачем.
Минут через 10 тётя, Анастасия Павловна снова побежала проверять, кто пришел. Утверждала, что снова звонили. Усталая сиделка резко и коротко отвечала на постоянно повторяющиеся вопросы: «Кто -то звонит в дверь?», а потом шла в очередной раз закрывать дверь на замок, который открывала тетя.
Каждые 15 минут тетушка начинала готовить себе обед. Доставала из холодильника продукты. Включала газ. Сиделка только успевала бегать убирать всё и выключать конфорку. «Тетушка, мы сами приготовим обед! Вы отдыхайте!» — сказала я демонстративно мягко.
Затем тетушка принималась наводить порядок во всей квартире. В результате чего пропала зарядка от моего ноутбука.
«Тетушка, милая, я понимаю, что Вы хотели, как лучше, но я сама приберусь у себя в комнате» — снова мягко попросила я. «Я пальцем ничего не трогала!» — обижалась старушка.
Минут через 20 она снова шла на кухню. Через полчаса сиделка уже стонала, что не может найти продукты. Снова выключила конфорки и опять бежала к двери за тетей закрывать замок.
Вечером я уже не смогла найти свою сумку после очередной «уборки». А тётушка со слезами на глазах утверждала, что на неё клевещут. Кстати, сумка нашлась у неё под подушкой.
За время пребывания у тети я вдруг поняла, что особенности её состояния преподали мне очень важный урок!
Мы часто обижаемся, что близкие нас не слышат, не помнят детали того, что мы им рассказывали. Возмущаемся когда нарушаются договоренности. Злимся, когда игнорируют наши пожелания и делают всё по-своему.
В ситуации с тетей, страдающей деменцией, никакие договоренности не работали по определению! Я училась мириться с полным игнорированием моих просьб и желаний. Но я благодарна Богу за этот урок.
По моему мнению, Господь терпит от нас то же, только намного масштабнее. Ведь Он — абсолютная любовь! И помогает нам учиться любить.
Тетушка, Анастасия Павловна — дорогой, любимый для меня человек с самого моего детства. Я давно не была у нее, но в душе храню тепло той, детской привязанности. И эти чувства помогли мне принять все неудобства! Знаете, оказалось, что это возможно. Возможно — с Божьей помощью!
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер