
Сегодня 29 января. В этот день в 1860 году родился русский писатель Антон Павлович Чехов.
О мировоззрении писателя — протоиерей Василий Гелеван.
Когда размышляешь о религиозности великого русского писателя Антона Павловича Чехова, нужно сказать о его негативном религиозном опыте. Чехов рос в религиозной семье. Отец любил водить мальчиков на архиерейские службы. Любил, когда его сыновья сладкогласно поют «Ис полла...» и прочее. Но детей никто не спрашивал, нравится ли им это, хотят ли они. Для мальчиков такое пение не было молитвой, наоборот, было таким мучением. Религиозность отца связывалась еще с физическими наказаниями. И вот Антон Павлович позже напишет такие слова: «Я давно уже растерял свою веру».
Будучи человеком талантливым и пытливым, Чехов был прекрасно знаком с внешним содержанием православия. Он любил колокольный звон и прекрасно знал основные обряды и библейский текст. Что позднее, конечно, отразится в его текстах. Можно сказать, что при внимании к деталям у Чехова есть быт, но нет бытия, нет устремления ввысь. Однако, все не так просто. Чехов постоянно искал настоящую правду. Многие воспринимали и воспринимают до сих пор Чехова как человека близкого им по духу, как христианина, как человека верующего. Хотя, конечно, Чехов говорил о себе, что он неверующий. Но его занимали те же вопросы, что и Достоевского или Толстого. И в самом деле; сейчас мы видим все, что касается Бога, как бы сквозь тусклое стекло, а потом же увидим лицом к лицу. Бога не видел никто никогда, но Христос явил нам Бога. А вот этого писатель не показывает ни разу. Но Чехов интересен нам как гениальный знаток человеческой души, находящейся в поиске.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема