
Сегодня 29 января. В этот день в 1860 году родился русский писатель Антон Павлович Чехов.
О мировоззрении писателя — протоиерей Василий Гелеван.
Когда размышляешь о религиозности великого русского писателя Антона Павловича Чехова, нужно сказать о его негативном религиозном опыте. Чехов рос в религиозной семье. Отец любил водить мальчиков на архиерейские службы. Любил, когда его сыновья сладкогласно поют «Ис полла...» и прочее. Но детей никто не спрашивал, нравится ли им это, хотят ли они. Для мальчиков такое пение не было молитвой, наоборот, было таким мучением. Религиозность отца связывалась еще с физическими наказаниями. И вот Антон Павлович позже напишет такие слова: «Я давно уже растерял свою веру».
Будучи человеком талантливым и пытливым, Чехов был прекрасно знаком с внешним содержанием православия. Он любил колокольный звон и прекрасно знал основные обряды и библейский текст. Что позднее, конечно, отразится в его текстах. Можно сказать, что при внимании к деталям у Чехова есть быт, но нет бытия, нет устремления ввысь. Однако, все не так просто. Чехов постоянно искал настоящую правду. Многие воспринимали и воспринимают до сих пор Чехова как человека близкого им по духу, как христианина, как человека верующего. Хотя, конечно, Чехов говорил о себе, что он неверующий. Но его занимали те же вопросы, что и Достоевского или Толстого. И в самом деле; сейчас мы видим все, что касается Бога, как бы сквозь тусклое стекло, а потом же увидим лицом к лицу. Бога не видел никто никогда, но Христос явил нам Бога. А вот этого писатель не показывает ни разу. Но Чехов интересен нам как гениальный знаток человеческой души, находящейся в поиске.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







