
Сегодня я работаю в крупной педиатрической клинике в Москве. Целый день — рабочая суматоха. Телефонный звонок за звонком, вызовы на консилиумы, между ними работа с пациентами.
К концу дня наконец сажусь писать историю болезни, которая с утра лежит на столе. Устраиваюсь в кресле, открываю нужную программу, ищу фамилию в системе и автоматически говорю имя, даже не читая его... На секунду замираю.
— Неужели она? Та самая девочка, с которой начинался мой профессиональный путь? — перечитываю еще раз фамилию, имя, отчество. Из Воронежской области. Она! Сомнений быть не может. Прошло больше 10-ти лет...
Я тогда работала в районной больнице Воронежской области медсестрой, параллельно обучаясь в медицинском ВУЗе на врача. Эта девочка, Надюша поступала к нам регулярно, и сразу на операционный стол. Кишечная непроходимость. Обычно это случалось ночью в мое дежурство. Девочка, измождённая болезнью. Ей не было и года. Надюша смотрела на всех испуганными, большими глазами и громко плакала, когда видела человека в белом халате.
Помню эти обсуждения и врачебные разговоры: «В Москву ее надо, у нас такое не лечат... уже давали направление, а они все не едут».
Кто-то из врачей закатывал глаза от негодования, кто-то пытался снова и снова говорить с мамой, убеждать, что нужно ехать на лечение в столицу. Женщина слушала и кивала. Но, через время они с малышкой снова поступали к нам.
Мне очень хотелось помочь ребенку, но не знала, как. Тогда я робко постучала в дверь ординаторской, чтобы спросить, почему все это происходит? Робко, потому что боялась. Только зашла, начала говорить, как врач ответил:
— Денег у них нет. Сейчас понимаешь? Поэтому и не едут.
Эта история не давала мне покоя. На следующий день рассказала одногруппникам, что происходит с этой бедной девочкой, и мы решили помочь, как могли. Собрали достаточную сумму для билетов и вещей первой необходимости.
Я довольная собой несла этот конверт в больницу. Положила в карман халата, чтобы при первой возможности отдать маме болящего ребенка. Но, каждый раз, когда я подходила к их палате, сердце от волнения билось сильнее. Я все думала, как и что сказать? Как преподнести эти деньги? Так, чтобы их не обидеть. И не могла решиться, не могла подобрать нужные слова. Разворачивалась и шла работать дальше. Потом подходила снова, но девочка и ее мама были в палате не одни. Снова ничего не выходило. В это дежурство мне не хватило смелости.
— На следующее — точно смогу! — решила я и пошла домой.
Заступив на очередное ночное дежурство, сразу собралась к ним. Быстро переоделась и пошла, ни в чем не сомневаясь. Решительно распахнула дверь шестиместной палаты и остановилась. На той кровати лежал уже другой ребенок... Надюшу выписали. Конверт так и остался у меня. Тогда я не знала, что деньги можно отправить переводом. Отвезти лично не сообразила. Призналась одногруппникам и раздала деньги обратно. О дальнейшей судьбе я не знала ничего до сегодняшнего дня.
Как много всего произошло с тех пор. Сегодня я работаю уже врачом в том самом центре, куда мы направляли Надюшу. И она такая большая, не узнать. Диагноз девочке был поставлен верно, до Москвы они все-таки доехали, там ей провели операцию. Сейчас Надя раз в год проходит плановые обследования. Растет и развивается.
Я за эти годы научилась говорить с пациентами и их родителями обо всем. Предлагать помощь. Научилась сама просить помощи. И главное — воцерковилась. Теперь я знаю, что вера без дел мертва. Что нет ни одного случайного человека в нашей жизни, а все от Господа. Думаю, каждый страждущий посылается мне, чтобы послужить Ему. И через эти ситуации многому научиться. Или понять, какая я несовершенная на самом деле.
Автор: Светлана Подлипаева
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов

Деян., 22 зач., IX, 19-31.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если чтущий Бога и Его заповеди человек решится сделать исключение и нарушить одну из заповедей Божиих, то постепенно такой человек придёт к тому, что таких исключений станет всё больше и больше, и в какой-то момент нарушение заповедей станет чем-то обыденным, тем, что совсем не пугает. Этот принцип проявил себя в Священном Писании множество раз, и об одном из них повествует 9-я глава книги Деяний святых апостолов. Давайте послушаем тот отрывок из этой главы, который звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 9.
19 и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске.
20 И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий.
21 И все слышавшие дивились и говорили: не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие? да и сюда за тем пришел, чтобы вязать их и вести к первосвященникам.
22 А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос.
23 Когда же прошло довольно времени, Иудеи согласились убить его.
24 Но Савл узнал об этом умысле их. А они день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его.
25 Ученики же ночью, взяв его, спустили по стене в корзине.
26 Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик.
27 Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса.
28 И пребывал он с ними, входя и исходя, в Иерусалиме, и смело проповедовал во имя Господа Иисуса.
29 Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались убить его.
30 Братия, узнав о сем, отправили его в Кесарию и препроводили в Тарс.
31 Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святаго Духа, умножались.
Как мы только что услышали, после своего обращения ко Христу Савл, или, иначе, апостол Павел попал в очень неприятную ситуацию: его ещё не приняли христиане, и он уже стал чужим для иудеев. Если с христианами вопрос решился довольно быстро — апостол Варнава рассказал им о своём видении Господа и о том, что Савла можно принять, то с иудеями всё было значительно печальнее: через какое-то время они пришли к уже ставшей для них привычной мысли, что проблема должна быть решена самым радикальным методом, то есть Савла нужно попросту убить.
Симптоматично, что никакие прежние заслуги Савла не спасли его от этого приговора, он, став христианином, перестал иметь какую-либо ценность для иудеев, более того, он стал помехой. Дальнейшее повествование книги Деяний говорит о том, что апостолу удалось сбежать от жаждущих его смерти иудеев, однако их злоба никуда не делась, и интересен сам факт этой злобы. Конечно, проще всего её было бы списать на злокозненность иудеев, сказать, что злоба — это часть их природы, а потому здесь нечему удивляться. На самом же деле удивляться есть чему, и удивляться в этой истории стоит не столько поведению иудеев, сколько тому, что люди как таковые бывают крайне нечувствительны к проявлениям воли Божией. Нам легко соглашаться с Богом тогда, когда мы понимаем Его действия, а понимаем мы то, что нам приятно, что соответствует нашему представлению о мире и о себе самих. Если же Бог нас обличает, если Он, скажем, через других людей указывает нам на наши недостатки, то принять такую волю Божию бывает чрезвычайно непросто. Всем известна наша стандартная реакция на обличение: мы, если на словах с ними и согласимся, внутреннее будем протестовать, будем искать благочестивые объяснения своим поступкам, и, конечно же, их найдём.
Священное Писание предлагает обратить внимание на то, к чему в пределе может привести такое отношение к проявлениям воли Божией, и, что особенно важно, подобных примеров в Писании очень много: одна лишь книга Деяний с весьма печальной регулярностью повествует об одном и том же сюжете — отказавшись от принятия воли Божией, люди идут дальше в своём сопротивлении Богу, и в конечном итоге доходят либо до стремления к убийству праведников, либо до самого убийства. Дай Бог, чтобы мы не забывали об этих примерах Священного Писания, и помнили, что эти преступления всегда начинались с того, что может показаться малым и безобидным, — с отказа со смирением принять благую и всесовершенную волю Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О молитве». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из книги святителя Игнатия Брянчанинова «О молитве», посвященные тому, каким должно быть общение с Богом и какова роль молитвы в жизни человека.
Разговор шел о том, что может помочь побороть рассеянность во время молитвы, почему стоит беречься особых эмоциональных и чувственных состояний во время обращения к Богу, а также что дает человеку молитва.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер