
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 91 зач., VI, 3-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианское Крещение — это Таинство, которое открывает человеку дверь в Церковь. Нередко его сравнивают со смертью и воскресением. И это не случайно. Ведь в Крещении мы повторяем путь Иисуса Христа. Как Он взял на себя наши грехи, умер на кресте и воскрес, так и мы умираем для прошлой жизни, жизни греховной, и воскресаем для новой, жизни по Евангелию. Когда же именно и как происходит эта удивительная трансформация? Ответ на этот вопрос содержится во отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Давайте вспомним человека, который был распят на кресте рядом с Иисусом Христом. Этот человек был разбойником и всю свою жизнь жил по своему разбойничьему закону, так, как требовали его собственные «хотелки» Он совершал жестокие преступления. И в итоге его настигло справедливое возмездие. И вот, на пороге смерти, когда он испытывает нечеловеческие муки, его внутреннему взору открывается вся глубина его падения. В отличие от своего подельника, который висел рядом и проклинал всех вокруг, он искренне кается Спасителю в своих грехах. Господь видит, что он не лукавит. Что в его сердце произошла радикальная перемена. А потому и говорит: «ныне будешь со Мной в раю». Поэтому на наших иконах мы изображаем разбойника, как того, кто первый вошёл в рай. Он вошёл туда как крещёный человек. Святитель Иоанн Златоуст так пишет по этому поводу: «Не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна... Христос крестил разбойника на кресте из Своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая». Страшная боль, сердечное покаяние, радикальная перемена ума и горячая молитва ко Христу как к Спасителю и Сыну Божию — всё это свидетели того, что старый, ветхий человек в разбойнике умер и родился новый. Родился на кресте, на пороге физической смерти. Очевидно, что разбойник не надеялся, что его отпустят на свободу. Но если допустить такую возможность, в дальнейшей жизни это был бы новый человек. Он жил бы совершенно иначе. По правилам Царства, о котором проповедовал Господь в Евангелии.
Вот что такое в конечном счёте Крещение. Это второе рождение. Когда в нас открывается духовная реальность и мы начинаем жить по закону Небесного Царства. Согласитесь, это весьма таинственный момент. Ведь, как и когда это произойдёт, нельзя просчитать с точностью. Так же нельзя ответить, почему в одной и той же ситуации один человек обращается к Богу, а другой нет. Один разбойник покаялся, другой продолжал проклинать.
Однако есть у этого Таинства и внешняя сторона. Человек, который искренне желает стать учеником Христовым, идёт в храм и принимает участие в обряде Крещения. Священник и другие верующие от лица Церкви молятся Богу за этого человека. Чтобы Господь совершил в нём тот же переворот, который произошёл с разбойником на кресте. И те действия, которые совершаются во время этого обряда, символически подчёркивают эти просьбы. Человека троекратно погружают в воду — что означает очищение, смерть для старого и воскресение для нового. А затем его помазывают миром. Специальным составом масла. Это символ той духовной силы и благодати, которую Христос готов влить в обновлённую человеческую душу.
Крещён ли тот, кто прошёл этот обряд? С точки зрения церковного закона, безусловно. И теперь имеет все законные основания называть себя крещёным христианином. Однако важно помнить, что зачастую этот символический момент — всего лишь начало пути. Таинство на то и Таинство, что не действует автоматически — в силу того, что мы его совершили. И лишь от нашей дальнейшей жизни зависит, раскроется его потенциал или нет. Испытаем ли мы глубинную трансформацию, подобную той, какую пережил разбойник? Или же то семечко благодати, которое было брошено в наше сердце, умрёт и не даст никакого плода, а мы останемся крещёнными лишь на бумаге? Вот он главный вопрос.
А потому, крестившись, будем стараться вести жизнь по евангельским заповедям. Будем поменьше идти на поводу старых привычек и пристрастий. Поменьше думать о себе, своих планах и прожектах. А больше интересоваться тем, как послужить ради Христа окружающим людям. Чтобы быть нам крещёнными Духом Божиим, чтобы Его благодать укоренилась в нашем сердце и открыла нам радость Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 45. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Тревога — чувство, посещающее сегодня многих. Как с ней справлялись герои Библии? Ответ на этот вопрос очень ярко звучит в 45-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 45.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. На музыкальном орудии Аламоф. Песнь.
2 Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах,
3 посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их, трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра́.
7 Восшумели народы; двинулись царства: Всевышний дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами, Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, — какие произвёл Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли, сокрушил лук и переломил копьё, колесницы сжёг огнём.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесён в народах, превознесён на земле.
12 Господь сил с нами, заступник наш Бог Иакова.
Кажется, тревога — как чувство — всегда сопровождала людей. Всегда в мире происходили катаклизмы, случались эпидемии, военные конфликты, и всегда обычный человек переживал о том, что они ворвутся в его жизнь. И всё же наш уровень тревожности несопоставимо выше тревожности наших предков. У этого есть разные причины, но одна из самых простых и очевидных заключается в том количестве плохих новостей, с которым человек сталкивается сегодня. В прежние времена мир простого человека был довольно сильно ограничен рамками населённого пункта, в котором он жил. Проблемы, о которых он слышал, даже если и были вполне серьёзными, казались ему далёкими. А те, которые происходили с ним самим, он не распространял на весь мир. Но дело, конечно, не только в количестве новостей. Дело ещё и во внутренней позиции, которая была связана с верой в Бога.
Автор псалма, который мы сегодня услышали, исполнен глубочайшей уверенности в том, что Бог защитит свой народ от всяких бед. Примечательно, что псалмопевец говорит от лица многих и уверен, что никто не почувствует страха, даже если содрогнётся земля и горы сойдут со своих мест. Происходить может всё, что угодно, — это будет лишь веселить Иерусалим, потому что Господь с Ним. Когда на Его народ восстают другие народы оказывается достаточно Его гласа, чтобы растаяла вся земля. И, конечно, особенного внимания заслуживает описание того, как Бог уничтожает оружие врага, сокрушает луки, ломает копья, помогая израильтянам победить.
Псалом, который мы услышали, полон восторга, но не только его. Реальность, в которой жил псалмопевец, явно сложнее, и порой он вынужден буквально стенать от тех проблем, которые окружают его и людей, находящихся рядом с ним. Причем, обычно причину происходящего он видит в том, что сердце народа далеко отстоит от путей Божиих. И в этом самое поразительное, что мы узнаём о Боге Библии. Ведь Он может сокрушить любой внешний объект, горы и долины, моря и реки — Ему подвластна вся земля. Физически Господь может поразить любых врагов, сломать любые стрелы и копья... Но Он не ломает воли людей, которые когда-то выбрали Его своим Богом. Он может изменить обстоятельства вокруг них, может предать их в руки врагов, но не меняет их сердец.
Когда мы задумываемся о Боге, мы не можем осмыслить многого: вечности, вездесущия, всеведения... Однако Его премудрость, Его любовь и способность к общению для нас понятнее, ведь мы и сами, пусть и в другой мере, к этому способны. Но в свою очередь это значит, что, имея опыт общения друг с другом, мы призваны понять, что, в отличие от воздействия, которое может быть односторонним, воздействия на объекты, общение всегда взаимно.
Доверяя Богу вместе с Давидом, в бедах и возлагая на Него свои надежды, нам стоит помнить, что Он может изменить многое в нашей жизни, но без нас не может изменить нас самих. И когда мы тревожимся, Он готов нас поддержать, но доверять Ему мы призваны научиться сами.
Псалом 45. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 45. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 45. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых.
На музыкальном орудии Аламоф. Песнь
2 Бог нам прибежище и сила,
скорый помощник в бедах.
3 Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля,
и горы двинулись в сердце морей.
4 Пусть шумят, вздымаются воды их,
трясутся горы от волнения их.
5 Речные потоки веселят град Божий,
святое жилище Всевышнего.
6 Бог посреди его; он не поколеблется:
Бог поможет ему с раннего утра.
7 Восшумели народы; двинулись царства:
(Всевышний) дал глас Свой, и растаяла земля.
8 Господь сил с нами,
Бог Иакова заступник наш.
9 Придите и видите дела Господа, —
какие произвел Он опустошения на земле:
10 прекращая брани до края земли,
сокрушил лук и переломил копье,
колесницы сжег огнем.
11 Остановитесь и познайте, что Я — Бог:
буду превознесен в народах,
превознесен на земле.
12 Господь сил с нами,
заступник наш Бог Иакова.
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема