
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Рим., 91 зач., VI, 3-11.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианское Крещение — это Таинство, которое открывает человеку дверь в Церковь. Нередко его сравнивают со смертью и воскресением. И это не случайно. Ведь в Крещении мы повторяем путь Иисуса Христа. Как Он взял на себя наши грехи, умер на кресте и воскрес, так и мы умираем для прошлой жизни, жизни греховной, и воскресаем для новой, жизни по Евангелию. Когда же именно и как происходит эта удивительная трансформация? Ответ на этот вопрос содержится во отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Давайте вспомним человека, который был распят на кресте рядом с Иисусом Христом. Этот человек был разбойником и всю свою жизнь жил по своему разбойничьему закону, так, как требовали его собственные «хотелки» Он совершал жестокие преступления. И в итоге его настигло справедливое возмездие. И вот, на пороге смерти, когда он испытывает нечеловеческие муки, его внутреннему взору открывается вся глубина его падения. В отличие от своего подельника, который висел рядом и проклинал всех вокруг, он искренне кается Спасителю в своих грехах. Господь видит, что он не лукавит. Что в его сердце произошла радикальная перемена. А потому и говорит: «ныне будешь со Мной в раю». Поэтому на наших иконах мы изображаем разбойника, как того, кто первый вошёл в рай. Он вошёл туда как крещёный человек. Святитель Иоанн Златоуст так пишет по этому поводу: «Не сомневайся возлюбленный: благодать Божия совершенна... Христос крестил разбойника на кресте из Своей раны, и он тотчас удостоился отверзть двери рая». Страшная боль, сердечное покаяние, радикальная перемена ума и горячая молитва ко Христу как к Спасителю и Сыну Божию — всё это свидетели того, что старый, ветхий человек в разбойнике умер и родился новый. Родился на кресте, на пороге физической смерти. Очевидно, что разбойник не надеялся, что его отпустят на свободу. Но если допустить такую возможность, в дальнейшей жизни это был бы новый человек. Он жил бы совершенно иначе. По правилам Царства, о котором проповедовал Господь в Евангелии.
Вот что такое в конечном счёте Крещение. Это второе рождение. Когда в нас открывается духовная реальность и мы начинаем жить по закону Небесного Царства. Согласитесь, это весьма таинственный момент. Ведь, как и когда это произойдёт, нельзя просчитать с точностью. Так же нельзя ответить, почему в одной и той же ситуации один человек обращается к Богу, а другой нет. Один разбойник покаялся, другой продолжал проклинать.
Однако есть у этого Таинства и внешняя сторона. Человек, который искренне желает стать учеником Христовым, идёт в храм и принимает участие в обряде Крещения. Священник и другие верующие от лица Церкви молятся Богу за этого человека. Чтобы Господь совершил в нём тот же переворот, который произошёл с разбойником на кресте. И те действия, которые совершаются во время этого обряда, символически подчёркивают эти просьбы. Человека троекратно погружают в воду — что означает очищение, смерть для старого и воскресение для нового. А затем его помазывают миром. Специальным составом масла. Это символ той духовной силы и благодати, которую Христос готов влить в обновлённую человеческую душу.
Крещён ли тот, кто прошёл этот обряд? С точки зрения церковного закона, безусловно. И теперь имеет все законные основания называть себя крещёным христианином. Однако важно помнить, что зачастую этот символический момент — всего лишь начало пути. Таинство на то и Таинство, что не действует автоматически — в силу того, что мы его совершили. И лишь от нашей дальнейшей жизни зависит, раскроется его потенциал или нет. Испытаем ли мы глубинную трансформацию, подобную той, какую пережил разбойник? Или же то семечко благодати, которое было брошено в наше сердце, умрёт и не даст никакого плода, а мы останемся крещёнными лишь на бумаге? Вот он главный вопрос.
А потому, крестившись, будем стараться вести жизнь по евангельским заповедям. Будем поменьше идти на поводу старых привычек и пристрастий. Поменьше думать о себе, своих планах и прожектах. А больше интересоваться тем, как послужить ради Христа окружающим людям. Чтобы быть нам крещёнными Духом Божиим, чтобы Его благодать укоренилась в нашем сердце и открыла нам радость Небесного Царства.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 апреля. О Схиархимандрите Илие (Ноздрине)

Сегодня 23 апреля. 40 дней со дня кончины Схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О нём рассказывает игумен Лука (Степанов).
В Бозе почившей батюшка Илий более десятка лет подвязался на Святой горе Афон, и я с ним виделся на самой горе в Пантелеимоновом монастыре и на Афонском подворье, где сам проходил послушание и принимал монашеский постриг. Нас, послушников, по виду Афонских, поскольку мы на подворье Афонском в Москве трудились, он особенно нежно привечал, особенно приветствовал, видя в нас надежду укрепления и развития Пантелеимонова монастыря, поскольку сам оказался там в очень тяжелые годы, полные разрухи, и несколько позже приехал, чем дружественный ему отец, настоятель, священный игумен Эремия. Тот его как-то встретил в Троице-Сергиевой лавре и сказал: «пойдем, пойдем на Афон, пойдем». И несколько позже батюшка оказался там, это все-таки было очень непросто в эти советские годы, выехать из Союза, оказавшись на территории Греции и там уже поддерживать жизнь нашего русского монастыря. В своих советах по возрождению наших российских монастырей, которые мне пришлось слышать, он был очень решителен, требовал скорейшего освобождения монастырей от всяких элементов той самой советской действительности, музеев, которые там присутствовали, изображений, искренне видя в сохранении этих изображений и названий, самих наименований. Вот это тягостная ига вражия, которая так долго тиранила отечество наше. Когда встретились мы на Святой горе Афон, то он поражал уже на девятом десятке своей бодростью вместе со всей братией, самим игуменом, не пропуская ни одного богослужения, да упокоит Господь со святыми во Царстве Своем новопреставленного старца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. Об апостоле Петре

В 1-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Петре: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень».
О значении этих слов Христа — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь говорится о той ревности, которую имел апостол Пётр, безусловно. И в том числе эта ревность его явилась утверждением даже для апостолов, как сам Господь сказал: «что ты, обратившись некогда, утвердишь братью твою». И, безусловно, для верующих, в силу того, что апостол был первоверховным, апостол Пётр, он явился для многих тоже камнем веры, хотя, безусловно, краеугольный камень – это Христос – камень веры. Но просто апостол Пётр за свою твёрдость и ревность в вере, и утверждение очень многих в вере, наименовался Христом – камнем. Поэтому это особенность именно характера апостола Петра, его вера и его служение, форма его служения, об этом пророчество Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. О творчестве писателя Николая Помяловского

Сегодня 23 апреля. В этот день в 1835 году родился русский писатель Николай Помяловский.
О значении его творчества в наши дни — протоиерей Артемий Владимиров.
Бытописатель Бурсатских нравов, «Очерки Бурсы», главное произведение Николая Герасимовича, прошедшего нехитрое образование псевдоцерковного характера. И, может быть, главный вывод, который мы делаем знакомясь с его произведением, как страшно держаться внешней буквы, не вникая в содержание. Некогда причиной трагедии русского раскола было обрядоверие. И впоследствии, кажущейся, всеобщее приобщение к православной культуре, внешняя воцерковленность могла скрывать за собою пустоту души, чуждую горения веры, надежды и любви. Не будем сегодня упрекать Николая Герасимовича в либерализме, но будем благодарны ему за то, что он указал на эту страшную болезнь, обличаемую еще Спасителем в лице фарисеев и книжников, по сердцу людей гордых, фанатичных и глубоко невежественных, забывших суд милости, веру, ради исполнения мелочных обрядовых предписаний. Вот почему в 21 столетии мы не должны делать той ошибки, которую сделало поколение Чернышевского, Белинского, Помяловского. Нужно искать глубины веры.
Все выпуски программы Актуальная тема