Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Человек — существо социальное. Мы не терпим одиночества. Однако порой нам необходимо побыть в уединении. О той духовной пользе, которую мы можем получить, отстранившись на время от шума этой жизни, рассказывает отрывок из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам. Именно он звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
До своего обращения в христианство апостол Павел был одержим идеей уничтожения Церкви Христовой. Он фанатично преследовал учеников Спасителя и предавал их на смерть. Павел был уверен, что так он исполняет волю Бога, охраняет чистоту веры от пагубной ереси и хранит традицию отцов. Поэтому и называет он себя «неумеренным ревнителем отеческих преданий». Однажды по пути в Дамаск, куда Павел ехал, чтобы найти и уничтожить местную христианскую общину, ему явился Бог. В Нём Павел узнает Того Самого распятого Иисуса, против учеников Которого он враждовал. Это явление потрясает Павла настолько, что он кардинально меняет свои убеждения и образ жизни. Из жестокого гонителя он превращается в ревностного проповедника Евангелия и со временем становится одним из самым выдающихся апостолов Христовой веры.
Сегодня Павел возвращается к тем событиям. Он вспоминает, какие были его первые действия после чудесного переворота. По его словам, он «не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к другим Апостолам». Это очень примечательный момент. До своего обращения апостол полностью доверял своему опыту, своим мыслям, чувствам и темпераменту. Кроме того, он доверял окружающим его авторитетам иудейской веры. Всё это подсказывало ему, что он на правильном пути. Что он исполняет дело Божие. Что его ведёт Сам Господь. Однако в итоге оказалось, что он воюет против Своего Творца. Что всё это время он разговаривал сам с собой. Советовался с плотью и кровью.
Поэтому Павел и не спешит делать первое, что приходит на ум. Он не спешит броситься на шею другим апостолам, заявить о своём изменении и готовности служить Церкви. Павел берёт паузу. На три года уходит в Аравию. Скорее всего в пустыню. Зачем? Он ощутил в своём сердце глубокую реальность присутствия Христа. И теперь ему необходимо научиться жить в этом присутствии. Научиться согласовывать свои чувства и мысли с тем голосом, который исходит из глубины его существа. Для этого он и удаляется от шума. Здесь Павел может побыть наедине с собой, перезагрузиться. Научиться заново общаться с Богом. Чтобы потом, с новой ясностью в уме и сердце, исполнять волю Творца. И чтобы отныне не плоть и кровь управляли им, но Дух Божий.
Плоть и кровь, о которых говорит Павел, не обязательно подталкивают нас к чему-то аморальному и противозаконному. Нет. Это естественный ход мысли, который подсказывает нам, как найти в этой жизни комфорт и стабильность. Как их не потерять и приумножить. Печально, когда в своей повседневной деятельности, мы слышим только голос плоти и крови. Даже будучи церковными людьми мы нередко поступаем так, как сами считаем нужным и правильным. При этом с лёгкостью находим обоснование такого поведения в Писании и других авторитетных вероучительных текстах. Сегодня Церковь напоминает, что подлинное служение Богу начинается с того, что я отказываюсь слепо доверять себе. Я ставлю под сомнение свои мотивы. Я не бросаюсь что-то делать или говорить по первому импульсу. Каждый свой шаг и поступок я стараюсь сверить с Евангелием, каждое своё слово, мысль и чувство — с тем опытом, которым обладают святые Церкви. Но самое главное, я учусь слышать и вступать в диалог с тем голосом, который звучит в глубине моего сердца. А он становится явственным и ощутимым, когда я хотя бы на краткое время понуждаю себя ради общения с Богом удаляться от суеты этой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Владимир Дуров
Владимир Леонидович Дуров, дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии, вдохновил Чехова на известную многим «Каштанку», а Куприн после общения с Дуровым написал свой рассказ «Белый пудель». Владимир Леонидович любил повторять: «Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна». Именно этот постулат он положил в основу своей уникальной системы дрессировки животных — «метода ненасильственной дрессуры». Метод, по словам самого Дурова, базировался на принципе трёх «л» — любовь, ласка, лакомство. Может быть, поэтому на его выступлениях всегда была радостная атмосфера, и дети звали дрессировщика не иначе, как «добрый дедушка Дуров».
Владимир Леонидович родился в 1863 году в Москве, в дворянской семье, однако рано осиротел. Его и младшего брата Анатолия взял на воспитание их крёстный отец, Николай Захаров. Мальчишки росли сорвиголовами. В книге «Мои звери» Владимир вспоминал, как однажды в детстве на спор бросил увесистым булыжником в дворовую собаку Жучку. Та успела отскочить, камень угодил в комок глины. А на другой день как ни в чём не бывало Жучка бросилась навстречу Володе, радостно помахивая хвостом. «Слёзы выступили у меня на глазах. Она не помнит зла, и ещё ласкается ко мне! Я нагнулся к собаке и стал её обнимать, целовать в косматую морду. С тех пор я и полюбил животных», — писал Дуров.
Однажды бабушка взяла Володю и его брата Толю в цирк Ка́рла Гинне на Воздвиженке. Там мальчики впервые увидели дрессированных животных. Дома Володя решил самостоятельно заняться дрессировкой. Его подопечной стала... курица из птичника его крёстного. Он обучил наседку танцевать, и часами развлекал всю улицу. А когда ему исполнилось шестнадцать, нанялся сторожем в цирк-зверинец Гуго Винклера на Цветном бульваре. Там у него появилась возможность наблюдать за процессом дрессировки. От увиденного Володя пришёл в ужас. В то время животных дрессировали с помощью жестокости, боли и страха. Использовались железные прутья, кнуты и плети. Причём, воспитывали так не только хищников, но и вполне мирных, давно приручённых собак и лошадей. Тогда-то Дуров и решил изменить такое положение вещей. Он уговорил дирекцию цирка позволить ему подготовить номер с собакой Бишкой, козлом Бяшкой и морскими свинками. Безо всякого насилия, поощряя питомцев лаской и едой, ему удалось быстро обучить их забавным трюкам, которые очень понравились зрителям. Довольные успехом, руководители цирка разрешили Дурову расширить программу. Так появился гусь Порфирий Петрович и козёл Степан, которые умели считать, составлять слова, танцевать и стрелять из игрушечной пушки. А ещё Владимир Дуров стал первым дрессировщиком, который на своих выступлениях общался с публикой. Он дарил людям радость, а они платили ему искренней любовью. Билеты на представления с участием Дурова раскупались в считанные часы.
К 1900 году у Владимира Леонидовича собралось такое количество дрессированных животных, что их не мог уместить ни один московский цирк. Собаки, мыши, хомяки, пернатые, львы, тигры, даже муравьед и слон! И тогда Дуров решил открыть собственный. Впрочем, это был не совсем цирк. На улице Божедомка дрессировщик приобрёл большой участок для содержания животных, и особняк, который назвал «Уголком Дурова». Каждый день там проходили представления с участием животных. Зрители называли «Уголок» чудесной страной, где царили гармония и согласие между грозными хищниками, безобидными травоядными и мудрым человеком. Достичь этой гармонии Владимиру Дурову удавалось любовью, а ещё — с помощью науки. Он изучал психологию животных, работал с такими светилами психиатрии и физиологии, как Бехтерев и Павлов. Написал и опубликовал несколько работ посвящённых дрессировке зверей без боли.
Больше всего Владимир Леонидович Дуров не любил, когда его называли укротителем. Говорил, что для животных он, прежде всего, друг. И что не только учит их, но и сам многому учится у своих питомцев. Уникальную методику «дрессировки любовью» Дуров передал детям, а те, в свою очередь — внукам. И сегодня в Уголке дедушки Дурова работают потомки знаменитого дрессировщика, и по-прежнему дарят людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Вместе устроим праздник для онкобольных детей
Вот уже пять лет фонд «Время детства» поддерживает два онкологических отделения в одном из крупных медицинских центров Москвы. Одновременно там проходят лечение почти 100 детей. Многие из них находятся в больнице месяцами. Нередко в стенах стационара им приходится встречать Новый год и Рождество.
Чтобы дети не оставались без праздника, команда «Время детства» организует для них сюрприз! Екатерина Ильченко, сотрудник фонда, рассказывает: «К этому событию мы готовимся заранее и начинаем с подарков. Каждый подарок — это большая коробка, в которой собраны самые разнообразные вещи: блокноты, кружки, игрушки, весёлые носочки, сладости и не только, а на самом дне спрятаны ароматные мандарины!».
Но это ещё не всё. С разрешения врачей фонд «Время детства» проводит в отделениях медицинского центра спектакли и концерты. Каждый праздник — это яркое событие, которое дети и родители запоминают надолго. «Нам хочется, чтобы как можно больше людей узнали о том, что в онкологических отделениях тоже есть место для радости. Ведь даже в больнице дети всё равно остаются собой, проживают своё детство», — говорит Екатерина Ильченко.
Вы можете порадовать пациентов детских онкоотделений вместе с фондом. Для этого переходите на сайт «Время детства» и поддержите новогодний сбор. Средства от него пойдут на организацию праздника. Также вы всегда можете присоединиться к дружной волонтёрской команде фонда и лично участвовать в добрых инициативах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Таинство Евхаристии». Священник Антоний Лакирев
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о таинстве Евхаристии, о том, почему Спаситель завещал принимать Тело и Кровь Его, почему Причастие стало центральной частью жизни христианина, как формировалось последование Литургии и как происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Отец Антоний говорил о различных традициях того, как готовиться к Причастию и как часто принято приступать к этому таинству.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер











