Гал., 200 зач., I, 11-19.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Человек — существо социальное. Мы не терпим одиночества. Однако порой нам необходимо побыть в уединении. О той духовной пользе, которую мы можем получить, отстранившись на время от шума этой жизни, рассказывает отрывок из 1-й главы послания апостола Павла к Галатам. Именно он звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
До своего обращения в христианство апостол Павел был одержим идеей уничтожения Церкви Христовой. Он фанатично преследовал учеников Спасителя и предавал их на смерть. Павел был уверен, что так он исполняет волю Бога, охраняет чистоту веры от пагубной ереси и хранит традицию отцов. Поэтому и называет он себя «неумеренным ревнителем отеческих преданий». Однажды по пути в Дамаск, куда Павел ехал, чтобы найти и уничтожить местную христианскую общину, ему явился Бог. В Нём Павел узнает Того Самого распятого Иисуса, против учеников Которого он враждовал. Это явление потрясает Павла настолько, что он кардинально меняет свои убеждения и образ жизни. Из жестокого гонителя он превращается в ревностного проповедника Евангелия и со временем становится одним из самым выдающихся апостолов Христовой веры.
Сегодня Павел возвращается к тем событиям. Он вспоминает, какие были его первые действия после чудесного переворота. По его словам, он «не стал советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к другим Апостолам». Это очень примечательный момент. До своего обращения апостол полностью доверял своему опыту, своим мыслям, чувствам и темпераменту. Кроме того, он доверял окружающим его авторитетам иудейской веры. Всё это подсказывало ему, что он на правильном пути. Что он исполняет дело Божие. Что его ведёт Сам Господь. Однако в итоге оказалось, что он воюет против Своего Творца. Что всё это время он разговаривал сам с собой. Советовался с плотью и кровью.
Поэтому Павел и не спешит делать первое, что приходит на ум. Он не спешит броситься на шею другим апостолам, заявить о своём изменении и готовности служить Церкви. Павел берёт паузу. На три года уходит в Аравию. Скорее всего в пустыню. Зачем? Он ощутил в своём сердце глубокую реальность присутствия Христа. И теперь ему необходимо научиться жить в этом присутствии. Научиться согласовывать свои чувства и мысли с тем голосом, который исходит из глубины его существа. Для этого он и удаляется от шума. Здесь Павел может побыть наедине с собой, перезагрузиться. Научиться заново общаться с Богом. Чтобы потом, с новой ясностью в уме и сердце, исполнять волю Творца. И чтобы отныне не плоть и кровь управляли им, но Дух Божий.
Плоть и кровь, о которых говорит Павел, не обязательно подталкивают нас к чему-то аморальному и противозаконному. Нет. Это естественный ход мысли, который подсказывает нам, как найти в этой жизни комфорт и стабильность. Как их не потерять и приумножить. Печально, когда в своей повседневной деятельности, мы слышим только голос плоти и крови. Даже будучи церковными людьми мы нередко поступаем так, как сами считаем нужным и правильным. При этом с лёгкостью находим обоснование такого поведения в Писании и других авторитетных вероучительных текстах. Сегодня Церковь напоминает, что подлинное служение Богу начинается с того, что я отказываюсь слепо доверять себе. Я ставлю под сомнение свои мотивы. Я не бросаюсь что-то делать или говорить по первому импульсу. Каждый свой шаг и поступок я стараюсь сверить с Евангелием, каждое своё слово, мысль и чувство — с тем опытом, которым обладают святые Церкви. Но самое главное, я учусь слышать и вступать в диалог с тем голосом, который звучит в глубине моего сердца. А он становится явственным и ощутимым, когда я хотя бы на краткое время понуждаю себя ради общения с Богом удаляться от суеты этой жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Весной в келье»
Наступила долгожданная весна. И в келье под куполом с крестом снова запахло свежим весенним воздухом. Он вместе с шумом уходящего поезда ворвался ко мне сквозь щели конусообразного деревянного потолка — здесь царствует благодать.
Она рассыпалась горстью звёздочек на ночном небосклоне, убаюкала красных толстых рыбок в пруду и сомкнула листочки кувшинок. Она зажгла за окном пульсирующую ниточку таинственных и загадочных огоньков.
Она разметала ненужный сор, покрыла тени перемен, восстановила, подняла на ноги душевное равновесие и ту самую тишь. Тихонечко сижу, вдыхаю ночную красоту и слушаю лай брехливых собак. Любуюсь уютной цветной скатертью и букетом цветов на столе. Здесь для всех дом. В келье под куполом с крестом.
А утром сиреневый рассвет, взметнувшись искрами от кадила в светлеющее небо, постучит в моё окошко. В мою бесконечную, без конца и без края, юность.
Все выпуски программы Утро в прозе
12 января. О духовном значении слов из 10-й главы Евангелия от Иоанна
Сегодня 12 января. В День памяти Святителя Макария Московского, жившего в шестнадцатом веке, за богослужением читаются слова Христа из 10-й главы Евангелия от Иоанна: «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».
О духовном значении этих слов — протоиерей Василий Гелеван.
Святитель Макарий Московский — это пастырь добрый. Трудами святого Макария были составлены Четьи-Минея, жития святых. Он начал дело книгопечатания, он созвал знаменитый Стоглавый Собор. Святитель Макарий возглавил Русскую Церковь, когда Иоанн IV был еще ребенком, и оказал большое влияние на воспитание будущего правителя. При его активном содействии впервые на Руси появился царь.
Притча о добром пастыре из 10 главы Евангелия от Иоанна читается в дни памяти святителей церкви, иерархов, которые были прославлены в лике святых. Епископ — это преемник апостолов. По утверждению святителя Киприана Карфагенского, церковь заключается в епископе. Когда в церкви возникала ересь, искажение веры, выглядело это так, будто в дом пришел вор. Он стремится украсть, убить и погубить. В широком смысле это дьявол, враг церкви. Это его злую волю исполняют все раскольники и еретики. Добрый же пастырь управляет церковью, не уклоняясь ни в раскол, ни в ересь. В подражание Христу он заботливо ведет своих овец ко спасению.
Все выпуски программы Актуальная тема
12 января. О милосердии святого Зотика Сиропитателя
Сегодня 12 января. День памяти Священномученика Зотика Сиропитателя, Константинопольского.
О милосердии святого — священник Августин Соколовски.
Когда в 330 году император Константин Великий основал Константинополь, чтобы создать на земле первый православный город без идолов, святой Зотик покинул Рим и поселился в новой столице, чтобы служить ближним. Вскоре созданная им лечебница стала приютом для множества сирот, больных и обездоленных. После смерти Константина на престол взошли сторонники арианской ереси. Зотика обвинили в растрате средств, полученных от прежнего императора. Внезапно в городе распространилась некая эпидемия, про которую говорили, что это проказа. Зотик не гнушался ухаживать за больными, давал им приют, спасал от народной расправы. Тогда толпа, ссылаясь на волю властей и предержащих, привязала святого к двум мулам, которые влачили его по улицам града.
Святой скончался от мук, оставленный всеми, но вскоре на месте его кончины забил источник и началось народное почитание. В предании церкви святой Зотик именуется покровителем прокаженных, в месяцесловии — сиропитателем. Он делом исполнял Евангелие и был убежден, что медицина должна быть доступной для всех и бесплатной. Это делает его свидетельство необыкновенно современным и актуальным.
Все выпуски программы Актуальная тема