1 Тим., 288 зач., VI, 11-16.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую мы боимся сомнений в вере. Нам кажется, что если признаться самим себе в том, что у нас есть сомнения, есть вопросы, есть недоумения, есть боязливость и что нам далеко не всё понятно во взаимоотношениях Бога с созданным Им миром, то такое признание будет означать фактическую утрату веры. Поэтому многие христиане бояться даже думать о каких бы то ни было сомнениях, они буквально запрещают себе это делать, ну а тех, кто пытается привести их к размышлениям, они называют чуть ли не еретиками и отступниками. Любопытно, что первое поколение христиан было во много крат честнее нас, христиане первых веков позволяли себе сомневаться, ведь они знали, что вера подобна лёгкому дуновению ветерка в жаркий полдень, и она совсем непохожа на изнуряющую метель Заполярья. Веру трудно удержать, и легко потерять, за неё нужно бороться. Об этом писал святой апостол Павел в своём Первом послании к Тимофею. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 6.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Прозвучавший только что отрывок апостольского послания представляет собой краткие увещевания апостола Павла, адресованные его ученику Тимофею. В этих увещеваниях легко проследить одну общую мысль: вера и христианское призвание — это то, что нужно подкреплять жизнью, и то, за что нужно всеми силами бороться.
В используемом нами синодальном переводе эти мысли хоть и видны, однако не вполне отчётливо, а потому будет уместным процитировать более современный русский перевод: «Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости. Веди достойную битву веры, овладей вечной жизнью, к которой ты был призван!» Мы видим, что здесь использованы довольно необычные для разговора о вере слова: «добивайся» и «битва». Оказывается, что недостаточно просто единожды уверовать во Христа и спокойно дожидаться блаженной вечности, оказывается, что за веру, благочестие, любовь, стойкость и кротость нужно биться.
Что это означает на практике? Конечно же, речь не идёт о битвах в прямом смысле этого слова, христианство вообще крайне скептично относится к применению физической силы, видя в этом досадную неизбежность падшего мира, но никак не то, к чему могут быть призваны все христиане ради достижения Царства Небесного. Да и ученик апостола Павла Тимофей не был замечен в битвах. В данном случае слово «битва» стоит рассматривать как указание на ту непрестанную собранность всех сил человека, которая бывает ему нужна во время сражения. В сражениях нет места расслабленности, отдыху и уж тем более там нет места сну.
Вообще, говоря о духовной жизни, апостол Павел любил использовать военные и спортивные аналогии. Стоит обратить внимание, что в прозвучавшем сегодня отрывке разговор о битве идёт не только в контексте стяжания добродетелей, битва требуется и для поддержания самой веры. Это означает, что вера со всех сторон будет подвергаться нападкам, её врагами станут и наша собственная человеческая слабость с желанием непринуждённой комфортной светской жизни, и внешние враги веры, в первую очередь, те самые духовные сущности, которые сумели лишить веры в премудрость и благость Творца наших прародителей. По отношению к нам они занимаются тем же самым, и мы должны это понимать, ну а если мы делаем вид, что с нашей верой всё и всегда хорошо, это означает, что у нас и вовсе нет веры, ведь как никто не станет пытаться отобрать драгоценности у нищего, так и противостоящие Богу силы не станут отбирать веру у того, у кого её попросту нет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема