
1 Тим., 288 зач., VI, 11-16.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Зачастую мы боимся сомнений в вере. Нам кажется, что если признаться самим себе в том, что у нас есть сомнения, есть вопросы, есть недоумения, есть боязливость и что нам далеко не всё понятно во взаимоотношениях Бога с созданным Им миром, то такое признание будет означать фактическую утрату веры. Поэтому многие христиане бояться даже думать о каких бы то ни было сомнениях, они буквально запрещают себе это делать, ну а тех, кто пытается привести их к размышлениям, они называют чуть ли не еретиками и отступниками. Любопытно, что первое поколение христиан было во много крат честнее нас, христиане первых веков позволяли себе сомневаться, ведь они знали, что вера подобна лёгкому дуновению ветерка в жаркий полдень, и она совсем непохожа на изнуряющую метель Заполярья. Веру трудно удержать, и легко потерять, за неё нужно бороться. Об этом писал святой апостол Павел в своём Первом послании к Тимофею. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 6-й главы этого послания. Давайте послушаем его.
Глава 6.
11 Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, терпении, кротости.
12 Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями.
13 Пред Богом, все животворящим, и пред Христом Иисусом, Который засвидетельствовал пред Понтием Пилатом доброе исповедание, завещеваю тебе
14 соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа,
15 которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих,
16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
Прозвучавший только что отрывок апостольского послания представляет собой краткие увещевания апостола Павла, адресованные его ученику Тимофею. В этих увещеваниях легко проследить одну общую мысль: вера и христианское призвание — это то, что нужно подкреплять жизнью, и то, за что нужно всеми силами бороться.
В используемом нами синодальном переводе эти мысли хоть и видны, однако не вполне отчётливо, а потому будет уместным процитировать более современный русский перевод: «Добивайся справедливости, подлинного благочестия, веры, любви, стойкости, кротости. Веди достойную битву веры, овладей вечной жизнью, к которой ты был призван!» Мы видим, что здесь использованы довольно необычные для разговора о вере слова: «добивайся» и «битва». Оказывается, что недостаточно просто единожды уверовать во Христа и спокойно дожидаться блаженной вечности, оказывается, что за веру, благочестие, любовь, стойкость и кротость нужно биться.
Что это означает на практике? Конечно же, речь не идёт о битвах в прямом смысле этого слова, христианство вообще крайне скептично относится к применению физической силы, видя в этом досадную неизбежность падшего мира, но никак не то, к чему могут быть призваны все христиане ради достижения Царства Небесного. Да и ученик апостола Павла Тимофей не был замечен в битвах. В данном случае слово «битва» стоит рассматривать как указание на ту непрестанную собранность всех сил человека, которая бывает ему нужна во время сражения. В сражениях нет места расслабленности, отдыху и уж тем более там нет места сну.
Вообще, говоря о духовной жизни, апостол Павел любил использовать военные и спортивные аналогии. Стоит обратить внимание, что в прозвучавшем сегодня отрывке разговор о битве идёт не только в контексте стяжания добродетелей, битва требуется и для поддержания самой веры. Это означает, что вера со всех сторон будет подвергаться нападкам, её врагами станут и наша собственная человеческая слабость с желанием непринуждённой комфортной светской жизни, и внешние враги веры, в первую очередь, те самые духовные сущности, которые сумели лишить веры в премудрость и благость Творца наших прародителей. По отношению к нам они занимаются тем же самым, и мы должны это понимать, ну а если мы делаем вид, что с нашей верой всё и всегда хорошо, это означает, что у нас и вовсе нет веры, ведь как никто не станет пытаться отобрать драгоценности у нищего, так и противостоящие Богу силы не станут отбирать веру у того, у кого её попросту нет.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема