Я люблю ходить в театр. Конечно, в силу загруженности – дом, семья, работа – выбраться получается нечасто. Но, наверное, от этого я и репертуар изучаю очень долго и придирчиво. А выбираю в основном постановки классических сюжетов, заранее мне известных. Так меньше шансов быть разочарованной и уйти с досадным чувством зря потраченного времени. Сюжет в памяти освежил: и то – польза. Однако есть момент, который мне в любом театре интересен. Ещё до «вешалки» и мягкого кресла. Это наличие в спектакле сквозного персонажа. Некого героя, который… Ну, как бы, и не участвует в основном действии. Который, как бы, и ни при чём. Однако я всегда внимательно слежу за ним. За его репликами, жестами. И всегда получаю дополнительный повод для анализа – типичного послевкусия от театра.
Сквозные персонажи бывают очень разные. Положительные, отрицательные. Или вообще нейтральные. Автор, например. Нейтральный персонаж? Нейтральный. Он просто последовательно рассказывает сюжет. И всё-таки мне все интересны. Вот, герой попадает в неприятную ситуацию. Он совершенно разбит: не знает, что ему делать. И тут, неожиданно. Но всегда вовремя. Появляется сквозной персонаж. И он точно знает, как помочь бедолаге-герою. Он знает, куда пойти, кого позвать, о чём спросить. Но ведь никогда об этом прямо не скажет. Сквозной персонаж может посмеяться над героем. Загадать ему загадку. Рассказать притчу…
Иногда главный герой раздражается, мол, я и так в калоше крепко засел, а ещё ты тут со своими разговорами! Даже может прогнать своего случайного встречного. Но зритель, который смотрит на всё это со стороны, уже догадывается, что каждое слово сквозного персонажа – не просто так. Оно что-то значит. Оно показывает выход, или, наоборот… гонит в яму. Но ясно одно: появление сквозного персонажа обязательно сыграет в жизни героя свою роль. Если не ключевую, то одну из таковых.
Так происходит и в театре нашей жизни. По ней то и дело ходят разные сквозные персонажи, которые всё время как бы запаивают звенья цепочки происходящих событий.
Как и на сцене, реальные сквозные персонажи могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Шагнул ты в сторону. А нейтральный персонаж говорит: «Итак, ты шагнул в сторону». Повторение – тоже серьёзный повод для анализа. Правда ведь? Они также могут подсказывать нам выход или загонять в яму.
А часто мы сами ищем этих сквозных персонажей. Сколько раз нам приходилось сталкиваться с громким «не могу молчать»? И тогда мы бежали к другу, брату, к родителям. Чтобы поделиться, поплакаться. Спросить совета. И, как ни странно, если даже не получали ожидаемой реакции, нам становилось легче. Просто от того, что удалось выговориться. Сбросить с себя часть дум. Которые мучили или наоборот радостно переполняли так, что вот-вот лопнешь.
Но ещё чаще сквозной персонаж приходит в нашу жизнь сам. Он появляется не только в образе человека. Сквозным может стать событие. Или природное явление. Или неожиданная мысль в голове. И вот тут главное правильно определить: от кого эти звоночки? Кто подсказывает выход, давит на интуитивное принятие или непринятие.
Православие – это свобода. Я всё время об этом говорю. Поэтому, порой, очень сложно оценить значение подсказок со стороны. Бывает, кажется, вот же оно: Господь явно мне указывает дорогу вперёд. А идёшь по ней – тупик. Болото. Непроходимый лес, из которого, не наломав дров, уже не выберешься.
Но в свободной жизни православного человека, по законам которой, оказывается, очень непросто жить, есть совершенно особые сквозные персонажи. Они всегда ждут нас в одном и том же месте. И принимают, с каким бы вопросом не пришли, с какой бы бедой не плакались. Это наши духовники.
Счастлив тот, кто нашёл в своём жизненном спектакле этого сквозного персонажа. Который как бы и не участвует в основном действии. Который как бы и не при чём. Но который всегда следует рядом. Чтобы шепнуть на ухо, когда ямку обойти, когда на кочке не споткнуться. А споткнёшься, упадёшь… Что ж. Будет лечить синяки и прописывать невкусные лекарства. Залечит раны и дальше пойдёт с тобой. До самого часа икс пойдёт. Так же: аккуратно и ненавязчиво. Потому что он сквозной персонаж. По сценарию земной жизни ему не положено быть заметной фигурой.
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!