Женщина с заплаканными глазами заходит в церковь, покупает свечи и тихонько спрашивает: «а где у вас икона мученика Уа́ра?» Наверное, такую картину можно увидеть в любом храме. К этому святому люди идут с большим и непоправимым горем. По традиции ему молятся за убитых абортами детей, за самоубийц, за близких, умерших некреще́ными.
**
Святой мученик Уар жил в Египте на рубеже 3-4 веков – в период особых гонений на Церковь. Он был военачальником и тайным христианином. Каждую ночь, пользуясь своим положением, он шел в тюрьму и приносил страдающим за свою веру узникам пищу, перевязывал их раны, всячески поддерживал.
Однажды он целую ночь беседовал с семью заключенными христианскими учителями.
МУЧЕНИК УАР:
- Отцы, вы осуждены на смерть, завтра вас казнят. Скажите, неужели вам не страшно?
ОДИН ИЗ СЕМИ УЧИТЕЛЕЙ:
- Нет, Уар, мы знаем, что Господь страдает рядом с нами.
МУЧЕНИК УАР:
- А мне страшно, отцы. Страшно! Я скрываю свою веру, я боюсь, что кто-нибудь узнает, что я тоже христианин, и тогда я буду предан суду и казни... Я никак не могу побороть свой страх!
ВТОРОЙ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ:
- Если ты боишься временной муки, то не избежишь и вечной. Если страшишься исповедать Христа на земле, то не увидишь Его лица на Небе.
МУЧЕНИК УАР:
- Помолитесь за меня, отцы, чтобы избавиться мне от страха, открыто сказать о моей вере и пострадать за Христа!
ТРЕТИЙ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ:
- Хорошо, Уар, не бойся, веруй и путь к жизни вечной будет для тебя открыт.
Утром Уар вместе с осуждёнными пошел на казнь и прилюдно объявил о своей вере во Христа. Видя дарованную ему по молитвам мучеников твердость, наместник приказал пытать бывшего военачальника. Претерпев страшные муки, святой скончался, а тело его было выброшено. Одна вдова по имени Клеопа́тра забрала его и спрятала в своем доме, а позже под видом останков своего мужа, тоже египетского военачальника, увезла к себе на родину, в Палестину. Там она похоронила мученика в гробнице своих предков и каждый день приходила молиться святому. Со временем и другие христиане стали прибегать к его помощи. Видя это, Клеопатра построила храм в честь Уара.
Она много молилась святому за своего сына, но вскоре после постройки храма юноша умер. Оставшись совсем одна, Клеопатра обратилась к святому с укором:
КЛЕОПАТРА:
- Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за всё, что я сделала для тебя? Лучше мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына. Отдай же мне его или же и меня тотчас возьми отсюда!
От горя и усталости она упала без чувств прямо у гроба святого. И в сновидении ей явился сам мученик Уар. За руку он держал сына Клеопатры.
МУЧЕНИК УАР:
- Ну что ты жалуешься на меня, Клеопатра? Неужели ты думаешь, что я забыл твое добро ко мне? Я молюсь за тебя, и за всю твою родню, рядом с которой ты положила меня в гробнице. И не сама ли ты просила за сына своего? Вот, сын твой теперь стоит перед Престолом Божьим. Но если хочешь, забирай его обратно: пусть служит не Небесному Царю, а царю земному и временному.
КЛЕОПАТРА:
- Не-ет… прости меня… святой мученик. Вижу я по моему сыну, что ему теперь хорошо! Но возьмите же и меня с собой, чтобы и мне быть рядом!
МУЧЕНИК УАР:
- Нет, Клеопатра, не пришло еще твое время. Подожди немного, но знай, что и сейчас, пока ты на земле, ты с нами, а мы с тобой.
После этого вдова раздала все свое имущество и 7 лет до своей смерти жила при храме, проводя день и ночь в молитвах. Каждое воскресенье ей являлись мученик Уар и ее сын. Теперь память мученика Уара, семи христианских учителей, с которыми он был казнен, благочестивой вдовы Клеопатры и ее сына празднуется в один день. Считается, что Уар молился о прощении грехов родственников Клеопатры, в гробницу с которыми был положен. Возможно, они не были крещены.
**
Поминать в церкви некрещенных запрещено. Но за них можно и нужно молиться дома. Рассказывают, что некоторым моля́щимся являлись умершие родственники и сообщали, что молитва о них услышана Богом и им становится легче. А если было неизвестно, крещен ли умерший человек, то после молитв Уару, это выяснялось.
Как лентяй в столб превратился

В давние времена в одном киргизском селе был у родителей единственный сын по имени Сокбай. Ничего не умел и не хотел он делать, ничто его не интересовало.
Другие мальчики помогали родителям в хозяйстве — обхаживали коней, пасли овец, собирали хворост для очага. Лишь один Сокбай целыми днями лежал в юрте на одеялах или где-нибудь на мягкой траве. Только когда мать звала летняя к обеду, он сразу же откликался. Поест — и снова где-нибудь на бок уляжется.
Отец Сокбая, опытный табунщик, решил приучать сына к своему делу.
С трудом взобрался Сокбай на коня. Пока ехали шагом, он ещё кое как держался в седле. Но когда лошадь пошла быстрее, припал к её шее, затрясся от страха, а потом спрыгнул на землю и за ней пошёл.
Стали они на пастбище вместе коней пасти. Понадобилось отцу съездить к соседу-чабану, а Сокбаю он поручил табун стеречь. Но как только отец уехал, лентяй завернулся в отцовскую шубу и улёгся там, где стоял.
Вернулся отец, и не досчитался в многих лошадей. То ли сами сбежали, то ли украл кто-то. Стал табунщик ругать сына:
— Ничего ты не умеешь, не видишь, не слышишь — как столб каменный! Может, и лучше было бы, если бы ты вовсе окаменел!
И что же? Как только произнёс он эти слова, как не стало рядом с ним сына, а на том самом месте появился каменный столб.
— Ой-ой, неужто ты и впрямь в столб превратился? — испугался отец. — Ой, горе нам! Со-окба-ай!.. Сыночек... что же я твоей матери скажу?
Но сколько он ни звал, каменный столб не отзывался. Что же делать? Вспомнил тогда отец, что неподалеку от пастбища в горах живёт знаменитый старец-отшельник, и отправился к мудрецу за советом.
— Вот что значит неосторожное слово, — сказал старец, выслушав рассказ отца. — Теперь тебе ничего не поможет, кроме молитвы за сына. День и ночь молись, не сходя с места, чтобы его вернуть.
Вернулся табунщик к каменному столбу и стал молиться, чтобы к нему Сокбай вернулся. Не помнит он, сколько дней и ночей просил об этом Бога, но однажды утром глаза открыл — сидит рядом с ним Сокбай — живой и невредимый.
— Спасибо тебе, отец, что освободил меня, — сказал он. — Многое пришлось мне вытерпеть, когда я ни рукой, ни ногой пошевелить не мог...
С той поры перестал Сокбай лениться, самым быстрым и ловким в ауле стал. Научился он быстрее других коня запрягать, и ездить на нём как настоящий джигит, и большие табуны пасти.
Но история эта не только о лени, а ещё о силе родительского слова — и проклятия, и благословения. И о том, что молитва родителей за детей от любой беды может спасти.
(по мотивам киргизской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Венёвский краевед

Фото: Alexey Elfimov / Unsplash
Моя подруга любит путешествовать. В Венёве она побывала благодаря местному краеведу, с которым познакомилась в социальных сетях. Её рассказ настолько меня вдохновил, что я захотела поделиться с вами.
Денис Махель родился в 1977 году в Киреевске, но уже больше двадцати лет живёт в другом городе Тульской области — Венёве, на родине жены. За это время он стал исследователем и знатоком этой земли: экскурсоводом и автором путеводителей по городу, председателем клуба краеведов «Венёвский уезд» и руководителем местного Туристско-информационного центра.
Основная профессия Дениса Александровича связана с автоматическими системами и контрольно-измерительными приборами: он окончил факультет кибернетики Тульского университета, начал работать по специальности. А когда переехал в Венёв — заинтересовался историей этого старинного купеческого города. «В детстве я нашёл в доме прабабушки пятикопеечную монету 1888 года и уже тогда захотел стать краеведом», — признаётся наш герой. В 2004-м он создал для музея интернет-сайт под названием «Венёвский уезд». На этой площадке, как позже и в одноимённом клубе, собрались увлечённые единомышленники, которым небезразлична судьба родного города.
Про Венёв, чьё название упоминается в документах, начиная с XIV века, Денис рассказывает с любовью. «У нас сохранилась самая старая каменная постройка в Тульской области — палаты купца Расторгуева, где сегодня краеведческий музей; Николаевская колокольня, которая считается одной из самых высоких в епархии, её высота — 80 метров; и даже собственная Красная площадь».
Махель уверен, что у города большое будущее, поэтому стремится превратить Венёв в развитой исторический город, притягательный не только для туристов, но и для местной молодёжи. По его инициативе восстанавливают местные храмы и купеческие дома. «Красную площадь уже привели в порядок, построили павильон в голландском стиле, воссоздали памятник Александру Второму, отреставрировали Николаевскую колокольню», — перечисляет краевед.
Моя подруга привезла из поездки множество фотографий и целый вечер рассказывала мне о Венёве. «Если бы не Денис Махель, я возможно, никогда бы не узнала об этой жемчужине Тульской земли — сказала она и добавила: — Как хорошо, что в небольших городах живут люди, которые считают делом своей жизни возрождать и сохранять историю ради будущих поколений!»
Все выпуски программы Живут такие люди
Псалом 25. Богослужебные чтения

Жизнь человеческую не зря сравнивают с морем. Она бывает и тихой, и бурной. Но никогда, ни в дни тишины, ни в периоды треволнений, нельзя терять надежду на Бога. Потому что только Он единственный может быть нам опорой в этом постоянно меняющемся мире. О том и пишет царь и пророк Давид в своём псалме 25-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 25.
Псалом Давида.
1 Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей, и, уповая на Господа, не поколеблюсь.
2 Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё,
3 ибо милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей,
4 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду;
5 возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду;
6 буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи,
7 чтобы возвещать гласом хвалы и поведать все чудеса Твои.
8 Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей.
9 Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными,
10 у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства.
11 А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня.
12 Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа.
Псалом 25-й был написан пророком Давидом в крайне тяжёлых для него жизненных обстоятельствах. Против Давида восстал его собственный сын — Авессалом. Конфликт накалился настолько, что страна оказалась перед лицом гражданской войны. Царь, не желая кровопролития, пытался всячески найти мир с сыном. Но, к сожалению, тщетно. В итоге Давиду пришлось даже покинуть столицу, скрываться. Делал он это не из-за слабости, а потому что, повторюсь, не хотел проливать кровь — ни Авессалома, ни его сторонников.
Однако сын Давида всем сердцем желал власти. И властолюбие довело Авессалома до погибели. Бунтовщик впоследствии погиб, а Давид оплакивал кончину своего неразумного наследника. Но это было потом. На первоначальном же этапе конфликта пророк ещё мог находиться в Иерусалиме. Единственным утешением для него было посещение скинии — временного храма-шатра, в котором совершалось ветхозаветное богослужение. Здесь Давид искренне молился, просил Господа о помощи и наступлении мира.
Царь ищет ответа — почему беда пришла в его семью, в его государство? Он обращается к Богу с такими словами: «Рассуди меня, Господи, ибо я ходил в непорочности моей... Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце моё». Давиду, и правда, не в чем было стыдиться. Он старался жить по заповедям Божиим, вести самый благочестивый образ жизни. Или как пишет он: «я ходил в истине Твоей, не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду».
Давид ищет ответа и смиряется, понимая, что его (ответа) придётся какое-то время подождать. И он готов к подобному испытанию, потому что осознаёт — возможно, ответ Господа может принести боль. Что в итоге и получилось. Авессалом погиб, но не потому, что Бог его умертвил, а потому что сам царевич упорно стремился к погибели, упрямо шёл против заповедей Божиих, обезумев от властолюбия.
Какой урок мы можем извлечь? Мы призваны понять, что далеко не всё находится в нашей воле, что далеко не все люди разделяют наши идеалы. Но отвечаем мы, прежде всего, за себя. Поэтому будем, подобно Давиду, жить в благочестии, ни с кем не искать вражды. Будем в Боге, Его храме, богослужении, обращённом к Господу, находить утешение. А то, что не от нас зависит, поручим Богу, себя, при этом, держа в строгом исполнении правды Господней. Или как пишет в заключении псалма пророк Давид: «А я хожу в моей непорочности; избавь меня, Господи, и помилуй меня. Моя нога стоит на прямом пути; в собраниях благословлю Господа».