Женщина с заплаканными глазами заходит в церковь, покупает свечи и тихонько спрашивает: «а где у вас икона мученика Уа́ра?» Наверное, такую картину можно увидеть в любом храме. К этому святому люди идут с большим и непоправимым горем. По традиции ему молятся за убитых абортами детей, за самоубийц, за близких, умерших некреще́ными.
**
Святой мученик Уар жил в Египте на рубеже 3-4 веков – в период особых гонений на Церковь. Он был военачальником и тайным христианином. Каждую ночь, пользуясь своим положением, он шел в тюрьму и приносил страдающим за свою веру узникам пищу, перевязывал их раны, всячески поддерживал.
Однажды он целую ночь беседовал с семью заключенными христианскими учителями.
МУЧЕНИК УАР:
- Отцы, вы осуждены на смерть, завтра вас казнят. Скажите, неужели вам не страшно?
ОДИН ИЗ СЕМИ УЧИТЕЛЕЙ:
- Нет, Уар, мы знаем, что Господь страдает рядом с нами.
МУЧЕНИК УАР:
- А мне страшно, отцы. Страшно! Я скрываю свою веру, я боюсь, что кто-нибудь узнает, что я тоже христианин, и тогда я буду предан суду и казни... Я никак не могу побороть свой страх!
ВТОРОЙ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ:
- Если ты боишься временной муки, то не избежишь и вечной. Если страшишься исповедать Христа на земле, то не увидишь Его лица на Небе.
МУЧЕНИК УАР:
- Помолитесь за меня, отцы, чтобы избавиться мне от страха, открыто сказать о моей вере и пострадать за Христа!
ТРЕТИЙ ИЗ УЧИТЕЛЕЙ:
- Хорошо, Уар, не бойся, веруй и путь к жизни вечной будет для тебя открыт.
Утром Уар вместе с осуждёнными пошел на казнь и прилюдно объявил о своей вере во Христа. Видя дарованную ему по молитвам мучеников твердость, наместник приказал пытать бывшего военачальника. Претерпев страшные муки, святой скончался, а тело его было выброшено. Одна вдова по имени Клеопа́тра забрала его и спрятала в своем доме, а позже под видом останков своего мужа, тоже египетского военачальника, увезла к себе на родину, в Палестину. Там она похоронила мученика в гробнице своих предков и каждый день приходила молиться святому. Со временем и другие христиане стали прибегать к его помощи. Видя это, Клеопатра построила храм в честь Уара.
Она много молилась святому за своего сына, но вскоре после постройки храма юноша умер. Оставшись совсем одна, Клеопатра обратилась к святому с укором:
КЛЕОПАТРА:
- Так-то отплатил ты мне, угодник Божий, за всё, что я сделала для тебя? Лучше мне умереть самой, чем видеть мертвым моего сына. Отдай же мне его или же и меня тотчас возьми отсюда!
От горя и усталости она упала без чувств прямо у гроба святого. И в сновидении ей явился сам мученик Уар. За руку он держал сына Клеопатры.
МУЧЕНИК УАР:
- Ну что ты жалуешься на меня, Клеопатра? Неужели ты думаешь, что я забыл твое добро ко мне? Я молюсь за тебя, и за всю твою родню, рядом с которой ты положила меня в гробнице. И не сама ли ты просила за сына своего? Вот, сын твой теперь стоит перед Престолом Божьим. Но если хочешь, забирай его обратно: пусть служит не Небесному Царю, а царю земному и временному.
КЛЕОПАТРА:
- Не-ет… прости меня… святой мученик. Вижу я по моему сыну, что ему теперь хорошо! Но возьмите же и меня с собой, чтобы и мне быть рядом!
МУЧЕНИК УАР:
- Нет, Клеопатра, не пришло еще твое время. Подожди немного, но знай, что и сейчас, пока ты на земле, ты с нами, а мы с тобой.
После этого вдова раздала все свое имущество и 7 лет до своей смерти жила при храме, проводя день и ночь в молитвах. Каждое воскресенье ей являлись мученик Уар и ее сын. Теперь память мученика Уара, семи христианских учителей, с которыми он был казнен, благочестивой вдовы Клеопатры и ее сына празднуется в один день. Считается, что Уар молился о прощении грехов родственников Клеопатры, в гробницу с которыми был положен. Возможно, они не были крещены.
**
Поминать в церкви некрещенных запрещено. Но за них можно и нужно молиться дома. Рассказывают, что некоторым моля́щимся являлись умершие родственники и сообщали, что молитва о них услышана Богом и им становится легче. А если было неизвестно, крещен ли умерший человек, то после молитв Уару, это выяснялось.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.