
Кол., 257 зач., III, 4-11.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди, особенно молодые, стремятся стать известными и мечтают о славе. В то же время, христианский подход, как кажется, предполагает, что к славе стремиться опасно, так как она тщетна и мешает человеку правильно оценить своё духовное состояние. Но могут ли верующие стремиться к славе и в чём эта слава должна заключаться? Прикровенный ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Колосянам.
Глава 3.
4 Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,
6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,
7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;
9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,
11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.
Порой на публичных встречах с людьми мы обсуждаем современные представления о смысле и целях жизни. Каковы они для современного человека? Взрослые обычно говорят о семье, детях, о самореализации. Но недавно я встречался с подростками, и они очень чётко выделили то, что можно было бы назвать современными трендами: люди больше всего стремятся к богатству, славе и власти. Кажется, ничего необычного, ведь это вещи практически очевидные. Но понимаем ли мы опасность такого подхода, ведь все не могут быть богатыми, все не могут быть знаменитыми или обладать властью... А если это так, получается, что по определению все не могут быть счастливыми, не могут достичь цели, к которой стремятся.
Но вот в начале сегодняшнего чтения апостол Павел говорит христианам: когда явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. То есть сама по себе прославленность не плоха, вопрос только в том, чем человек прославляется и как это воспринимает. В чём особенность светского понимания славы? Сегодня для нас она связана с исключительностью, ведь нельзя прославиться чем-то обычным. Слава даёт человеку ощущение превосходства над другими людьми в той или иной сфере, позволяет ему гордиться, смотреть на других свысока. Кроме того, человек, который чем-то прославился, воспринимает славу на свой счёт, считает, что он прославился в первую очередь благодаря себе. У него могут быть учителя, тренеры, наставники, но славы добился именно он. В итоге, в таком понимании славы ярко проявляются последствия грехопадения, в которых человек ревниво закрывается от всех. В чём же специфика христианского понимания славы? Во-первых, она самым глубоким образом связана с Богом как источником человеческой жизни и тех даров, которыми мы обладаем. И, во-вторых, слава заключается не просто в чём-то особенном и выдающемся, но в раскрытии тех даров, которые дал нам Бог. Можно даже сказать, что в первую очередь христиане говорят о славе Божией, которая проявляется в мире через человека, достигшего полноты духовной жизни.
Понимая это, апостол Павел не просто предрекает ученикам явление их во славе вместе со Христом. Он подробно говорит о том, как они этой славы могут достигнуть. Оказывается, что для того, чтобы прославиться в подлинном смысле слова человеку нужно умертвить в себе грех: отказаться от всего, что связано с блудом и нечистотой, а также накоплением богатств, в котором человек служит себе как идолу. Для современной цивилизации, в основе которой лежит гипертрофированное внимание к теме пола и богатства, уже это может быть настоящим вызовом, но апостол продолжает. Оказывается, нужно не только навести порядок в телесных и душевных желаниях, но и прекратить всякие распри, связанные с гневом, яростью, злобой, злоречием и ложью. Иными словами, человек призван нравственно обновиться и возрастать в познании воли Божией о себе. Достигая подлинной славы, он не будет противопоставлять себя другим людям, не будет стремиться возвыситься над ними, но будет стремиться к подлинному единству с ними во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема