2 Тим., 290 зач., I, 1-2, 8-18.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Нет сомнений в том, что труд учителя благороден. Но в то же время это служение часто сопряжено с тяжестью переживаний и неблагодарностью. В первую очередь, со стороны учеников. Об этом говорится, в частности, в отрывке из первой главы второго послания апостола Павла к Тимофею. Данный отрывок читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе,
2 Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.
8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога,
9 спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен,
10 открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,
11 для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.
12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.
13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.
14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.
16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих,
17 но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.
18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.
Отчаяние — не просто тягостное состояние, это страшный грех, способный привести человека к непоправимым последствиям. Об опасности отчаяния неоднократно говорится не только в Священном Писании, но и в произведениях художественной литературы. Достаточно вспомнить, например, Родиона Раскольникова, героя романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Доведённый бедностью и гордостью до состояния отчаяния, Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы. Отчаяние довело Катерину из пьесы Александра Островского «Гроза» до самоубийства. Фактически убийцей под воздействием греха отчаяния стал Германн, персонаж «Пиковой дамы» Александра Пушкина.
Слово «отчаяние» — славянского происхождения. Оно состоит в языковой родне с глаголом «чаяти», то есть ожидать, надеяться. Таким образом, от-чаяние — это отказ от надежды, ожидания чего-то нового, светлого. В корне отчаяния лежит неверие в Бога, в то, что Господь способен помочь преодолеть различные жизненные трудности. Казалось бы, отчаяться должен был в своё время апостол Павел — автор прозвучавших строк из второго послания к Тимофею.
Тем более, что Второе послание к Тимофею было написано перед казнью Павла. Святой, предполагая, что скоро будет лишён жизни, написал проникновенное письмо своему сподвижнику, где размышляет и о пройденном жизненном пути, и об итогах апостольского служения.
Святой пишет Тимофею, что часть его учеников — христиан провинции Асии — оставила его. Павел не вдаётся в подробности, но есть ощущение, что речь идёт о предательстве. И в отношении самого апостола, и возможно в отношении веры. Но наряду с печальными моментами отмечает Павел и радостные, за которые благодарит Бога. В первую очередь, апостол пишет о преданности Тимофея. Упоминает он и Онисифора — члена Эфесской церкви — который прибыл в Рим и поддержал Павла в дни заключения. Так что апостол не поддавался унынию, признавая, что не только из чёрных полос состоит наша жизнь.
Прозвучавшие строки из второго послания к Тимофею побуждают и нас с вами не опускать рук. Да, действительно, в наше бытие регулярно вторгаются те или иные неприятные обстоятельства. А люди, которых мы считали надёжными, проверенными друзьями, демонстрируют совершенно иные качества. То есть не оправдывают наших надежд и доверия. Но одно дело люди, а другое Бог. И Господь, в отличие от человека, никогда не прогибается под действием обстоятельств, потому что Он их неизмеримо выше. И Господь никогда не предаёт и не оставляет нас. Только если мы сами не отворачиваемся от Него, с пренебрежением относясь к Его поддержке.
Апостол Павел неоднократно убеждался в том, насколько помощь Божия превосходит все обстоятельства этого мира, компенсируя, в том числе, и последствия предательства со стороны друзей и близких. И это обстоятельство утешает и вдохновляет. В том числе и на то, чтобы продолжать жить в соответствии с заповедями Божиими, делясь милостью и радостью с окружающими людьми. При этом понимая, что они возможно ответят на наш дар неблагодарностью. Ничего. Главное, что это служение с благодарностью примет Господь Иисус.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«На могиле любви вырастает справедливость», — написал однажды святитель Николай Сербский. Действительно, если иссякает любовь, в дело вступает логика закона. Но любовь всё равно оказывается выше всех земных представлений о справедливости. Об этом, в частности, рассуждает апостол Павел в отрывке из пятой и шестой глав своего послания к Галатам, что читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Прозвучавшее чтение касается одной из самых трудных тем в письменном наследии апостола Павла — превосходстве любви над законом. Недоумения и споры относительно рассуждений Павла проявили себя уже во время земной жизни апостола. Впоследствии неверно понятое учение святого привело к целой революции — протестантской реформации в Европе, вожди которой заявили, что для спасения требуется только вера, а исполнение закона, то есть заповедей, имеет вторичное значение.
Конечно же, апостол ни в коем случае не призывал пренебрегать заповедями, и сам их благоговейно исполнял. Однако Павел понимал, как легко человек может скатиться до, в плохом смысле, приземлённого понимания религиозной жизни, меркантильного восприятия отношений с Богом, когда с Творцом фактически начинают торговаться. «Господи, вот тебе моя благочестивая жизнь, вот добрые дела. А Ты в ответ пошли мне материальное благополучие и крепкое здоровье». Такие рассуждения апостолу Павлу чрезвычайно не нравились.
И святой развивает совершенное иное представление о том, как должна быть выстроена духовная жизнь. Логику Павла можно понять, представив себе такую картину. Нас пригласили в гости в дом, стоящий на вершине высокого холма. Чтобы добраться до этого дома, нужно преодолеть непростой путь — забраться по крутому склону, приложив много усилий. И вот, наконец, сложный маршрут завершён. Скажите — дают ли все перенесённые трудности право войти в дом без разрешения хозяина? Конечно же, нет.
Вот так же и с духовной жизнью. Молитва, пост, дела милосердия и прочие усилия, безусловно, имеют значение, должны присутствовать в жизни православного христианина. Но всё перечисленное приобретает по-настоящему спасительное значение, если, во-первых, является проявлением любви к Богу и ближнему, а во-вторых, не рассматривается как предмет для торга с Творцом. В конце концов, Господу от нас ничего не нужно. В том смысле, что у Него и так всё уже есть.
Совершая те или иные добрые дела, мы тем самым дополняем своё, а не Божье бытие. Мы облагораживаемся изнутри. Но опять же не своей силой, а силой Духа Святого. Ведь по-настоящему измениться к лучшему человек способен только в союзе с Богом. И Павел пытается показать и своим первым читателям, и нам, что благочестивые религиозные практики, дела милосердия не могут быть самоценны. Иначе они превратятся в объект для поклонения. А подобное, в конечном счёте, приведёт к поклонению идолу человеческого эго.
Служить нужно только Богу, воздавая Ему славу через служение людям. Но приобретают данные поступки значение для спасения только тогда, когда в основании лежит искренняя вера. Об этом, безусловно, стоит помнить. Как и о том, что наряду с верой внутри нас должны присутствовать любовь и радость, без которых духовную жизнь в Православии представить себе нельзя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержим богадельню при храме Рождества Христова в городе Омске
Дмитрию 29 лет, молодой человек живёт в богадельне при храме Рождества Христова в городе Омске. Сотрудники и подопечные называют это место — «Дом, который очень нужен». Проект создан местной службой «Милосердие — Крутая Горка» для помощи людям с инвалидностью.
Дима родился с особенностями развития. Вырос он в детском доме. А когда ему исполнилось 18 лет, должен был отправиться в психоневрологический интернат. Но, к счастью, юноша познакомился со священником Антонием Хмелёвым, основателя богадельни при храме Рождества Христова. Он регулярно навещает подопечных в учреждении, где находился Дима. Отец Антоний много беседовал с молодым человеком, они подружились, и затем батюшка перевёз его в «Дом, который очень нужен». Здесь у Димы началась полноценная жизнь. Ему предоставили возможность учиться и развиваться. Он освоил профессию сварщика и теперь применяет свои навыки на благо других. Также Дима помогает отцу Антонию в храме. А летом молодой человек побывал в Троице-Сергиевой лавре. Это было его первое самостоятельное путешествие, с которым он успешно справился.
Другая подопечная богадельни в городе Омске — 33-летняя Наталья. Она попала сюда потому, что рядом не осталось близких, готовых присматривать за девушкой с инвалидностью. Здесь некогда резкая и замкнутая Наташа стала общительной, научилась заботиться о других. Она вяжет носки и варежки для бездомных и помогает местным сотрудникам на кухне.
«Дом, который очень нужен» дарит Дмитрию, Наташе и ещё десяти людям с инвалидностью возможность развиваться, учиться жить в обществе, работать и самое главное — чувствовать себя нужными. Проект полностью благотворительный. Поддержать его можно на сайте омской службы помощи «Милосердие — Крутая горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Прикоснуться к истории в маленком городе». Федор Кноков
У нас в студии был главный редактор историко-краеведческого журнала «Вдаль» Фёдор Кноков.
На примере Суздаля мы говорили о том, как жизнь в таком древнем городе может позволить прикоснуться к культурному, историческому и христианскому наследию Руси.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер