Преподобный Нифонт, епископ Кипрский, жил в начале четвертого века. Более точная дата его жизни неизвестна, однако многие жития свидетельствуют, что сомоли́твенником Нифонта был Афана́сий Великий. Этот прославленный муж не раз встречался и беседовал с Нифонтом, он присутствовал и при его праведной кончине. Но в юности Нифонт водил совсем иную компанию, которая едва не погубила его.
Нифонт родился и вырос в семье богатых и благочестивых родителей. Он получил прекрасное домашнее образование. Для продолжения обучения родители отправили о́трока в Константино́поль. Здесь неопытный юноша попал под дурное влияние. Вместе с новыми друзьями Нифонт стал вести жизнь пра́здную и ленивую, в которой уже не было места молитве и уединению, как раньше. Он объедался и опива́лся на пирах, осквернял тело и душу плотски́ми грехами. Уговоры родных не действовали на очерствевшее сердце. Юноша промотался до того, что стал красть.
Однажды утром гуляка возвращался домой. Неожиданно на улице он встретил Никоди́ма, христианина, с которым они раньше встречались в церкви. Никодим застыл на месте, пораженный.
НИФОНТ:
- Что случилось с тобой? Почему ты так на меня смотришь?
НИКОДИМ:
- Мне показалось что-то. Не хочу тебя огорчать.
НИФОНТ:
- Но ты так побледнел! В чем дело?!
НИКОДИМ:
- Прости, брат, но я никогда не видел тебя таким. Ты лицом черен, словно бес.
Нифонт испугался, и, закрыв лицо руками, бросился прочь. Вспомнились тут ему горькие слезы матери, вспомнились увещева́ния отца. Вспомнились чистые детские годы, икона Христа над кроваткой. «Если даже лицом я черен, то какова душа моя!» - восклицал блудный сын.
Всю ночь Нифонт умолял Господа простить его. В большом смятении наутро он отправился в церковь, и там, плача перед иконой Божией Матери, сумел обрести мир в душе и несомненную уверенность в том, что Господь не отвергает его.
Но воспоминания о прошлой жизни не давали Нифонту покоя. Он молился до изнеможения. Однажды, воздев руки, монах закричал: «Не отступлю от Тебя, Господи, пока Ты не услышишь меня и не дашь прощения моим согрешениям!»
Тогда поднялся сильный шум, и Нифонт увидел две светлые руки, протянутые к нему, и услышал голос: «Много Я печалился и тужил о тебе, ожидая, когда ты обратишься ко Мне. Теперь Я радуюсь, теперь веселюсь, видя, что ты обратился ко Мне всем сердцем!»
В это время жители Кипра попросили патриарха Александри́йского назначить им епископа. Во сне патриарху открылось, как будет выглядеть человек, достойный этого сана и где его найти. Рано утром патриарх встал у входа в храм, и сразу узнал будущего епископа, которого увидел во сне. Это был Нифонт. Поначалу тот отказывался от святительской кафедры, почитая себя недостойным. Но патриарх, видя его глубокое смирение и покаяние, ответил: «О, если бы я так был недостоин!»
До смерти Нифонт пребыва́л неотлу́чно со своей паствой, заботясь о том, чтобы никто из духовных чад не впадал в те страшные грехи, жертвой которых он стал не́когда. Видя горячую веру, а также праведную, скромную жизнь своего епископа, жители Кипра полюбили его. После смерти святителя они собрали множество историй о его жизни и чудесах.
Но главное чудо Нифонта - в том, что он с Божией помощью смог пройти нелегкий путь от падения до святости. Преображе́ние, которое произошло с его душой, дарит надежду всем, кто отчаивается изменить себя.
«Экзотическое православие»
В этом выпуске ведущие Радио ВЕРА Константин Мацан, Анна Леонтьева, Наталия Лангаммер, а также настоятель храма священномучеников Власия и Харалампия в Братееве священник Роман Федотов делились светлыми историями о том, как непривычные для русского человека православные традиции другого народа сначала смущали или удивляли, но потом вдохновили и открыли какие-то интересные смыслы.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
8 декабря. Об исполнении пророчества

В 19-й главе Евангелия от Луки есть пророчество Христа об Иерусалиме: «Не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».
Об исполнении этого пророчества — протоиерей Максим Горожанкин.
Пророчество Господа об Иерусалиме исполнилось в точности. Действительно, язычники, захватив город, не оставили в нём камня на камне. Всё было снесено, а Иерусалим был перепахан и пересеян солью.
И только в IV веке, когда мать императора Константина, равноапостольная Елена, совершит своё паломничество в Иерусалим, город будет расчищен, будет обретён Честной и Животворящий Крест, и церковная жизнь в Иерусалиме, который и название своё на тот момент утратил, будет восстановлена.
Вот так Господь показал, что для народа Божия может означать отступление от Бога. Иудеи, которые кричали: «Распни, распни Его», в итоге оказались без своего города, без своих святынь и вне своей Родины. Это мощнейший урок, сильнейший урок для каждого человека, читающего Евангелие. Нужно просить Бога о том, чтобы и нас за неверие, или маловерие, или жестокосердие, или нечувствие не постигла та же участь.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 декабря. Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем

В 5-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестёр, со всякою чистотою».
Об увещевании ближних с любовью и чистым сердцем — протоиерей Максим Первозванский.
Мы увещеваем кого-то, когда, с нашей точки зрения, человек поступает неправильно. В чём-то заблуждается, возможно, живёт не так, говорит не так, думает не так. И апостол Павел противопоставляет укорению увещевание. Он говорит: старца не укоряй, но увещевай.
Укорение — это всегда с позиции такой менторской, это всегда с позиции руководителя, это всегда сверху вниз. Если можно так сказать, с позиции фарисейской, в смысле, я такой хороший, я знаю, как правильно, а ты вот, значит, послушай теперь меня.
Конечно, апостол Павел говорит о том, что наша помощь нашим близким в ситуации, когда нам кажется (это ведь ещё не факт, что на самом деле так, но нам кажется), что человек заблуждается и как-то живёт не так или думает не так, чувствует не так — это всегда позиция либо равных, либо снизу вверх. И даже если вдруг мы относимся к младшим, например, младших как братьев (то есть, мы вроде бы можем как старшие братья, но всё равно братья — это равные), то есть либо это позиция равных, либо это позиция снизу вверх. Я не знаю, но вот, извини, я хочу тебе сказать, мне кажется, что это вот так-то, так-то и так-то. То есть ни в коем случае не учительская позиция, в которую мы встаём, а позиция сострадательная и обязательно с любовью. Апостол Павел ещё говорит про молодых сестёр: молодых как сестёр увещевай, — и обязательно добавляет — со всякой чистотой.
Все выпуски программы Актуальная тема











