Святой Савва Готфский жил в 4 веке на севере Германии. Его соплеменники – готфы – в основном были язычниками и поклонялись силам природы. Но в их селениях были и христианские храмы, где звучала проповедь о Христе. Услышав ее однажды, Савва принял крещение и стал жить при церкви, помогая священнику совершать службы.
Готфский князь, сначала благосклонно относился к новой вере. Но вскоре решил, что она угрожает его власти, и решил избавиться от христиан. Он повелел, чтобы во всех селениях люди поклонились языческим божкам – идолам, положив у их подножия жаренное мясо в качестве жертвы, а потом это мясо съели. Опасаясь за свои жизни, односельчане Саввы решили схитрить.
ОДНОСЕЛЬЧАНЕ:
- Не печалься, Савва! Мы придумали, как помочь нашей беде! Мясо, посвященное Идолам, мы тайком выкинем, а съедим другое.
САВВА:
- Не обольщайтесь, братья, думая, что хитростью можно угодить Богу. Ему неугоден обман. Я не стану так поступать.
ОДНОСЕЛЬЧАНЕ:
- Но ты и на нас наведёшь беду!
САВВА:
- Где Бог, там и радость, и удача. Не бойтесь ничего!
ОДНОСЕЛЬЧАНЕ:
- Не хочешь есть мясо – не ешь. Но мы пойдем к князю и поклянёмся, что в нашем селении нет христиан. Тебе необязательно идти с нами.
САВВА:
- Я пойду следом за вами, и исповедую свою веру.
Тогда односельчане, опасаясь княжеского гнева, прогнали Савву вон. Но вскоре были вынуждены искать его и просить вернуться обратно – все дети в селе стали болеть, скот чахнуть, а на посевы напала тля. Савва вернулся, дети выздоровели, скот и посевы пришли в порядок. Святой вместе с покаявшимися земляками готовился встретить праздник Пасхи, но случилась беда.
Под Пасху в селение ворвалось княжеское войско. Священника местного храма вместе с Саввой схватили и повели к князю на суд. Савве даже не дали одеться, и он шел обнаженным. Всю дорогу мучители хлестали его терновыми ветками с длинными шипами, но Савва как ни в чем не бывало славил Бога. Когда они достигли города, воины с удивлением обнаружили, что на теле христианина не осталось следов от ударов.
Князь велел дать Савве идоложертвенного мяса, и если он согласится его съесть, отпустить домой.
ВОИН:
- Вот, мой господин прислал тебе мясо и велел съесть.
САВВА:
- Есть только один Господин, который на небесах. Ты честный воин, и знаешь, что такое верная служба. Вот и я служу Господу и не предам Его, поэтому, никогда не стану есть пищу, посвященную ложным божкам.
В ярости воин ударил Савву копьём в грудь. Все думали, что он убил мученика, но тот остался жив. Тогда князь приказал утопить Савву. Слуги, которые вели его на реку, были добрыми людьми, и предложили мУченику бежать. Но он отказался.
САВВА:
- Исполняйте приказанное вам! Я вижу Ангелов, пришедших со славою взять мою душу. Неужели же я сам себя лишу такого блаженства?
На шею Савве привязали тяжелый груз и бросили христианина в воду. Мученик погиб, так и не поступившись своими убеждениями. Такое мужество святого Саввы и его незыблемая уверенность в том, что Бог – это Христос, многих готфов обратило в веру Христову.
«Христианин в современном мире». Павел Астахов
У нас в гостях был заслуженный юрист России, адвокат, писатель, телеведущий Павел Астахов.
Наш гость рассказал о том, как в юношеские годы во время учебы в Высшей школе КГБ он пришел к вере, как это отразилось на его жизни и работе, и почему для него важно снимать фильмы и писать книги о происходящих в жизни чудесах и о разнообразных святых местах.
«Уход из жизни супруга или супруги: как пережить разлуку?». Анна Леонтьева, протоиерей Андрей Харчук, Наталья Великанова
В дискуссии участвовали: автор текстов, радиоведущая Анна Леонтьева, экономист Наталья Великанова и клирик храма святителя Василия Великого при одноименной гимназии в Московской области протоиерей Андрей Харчук.
Все наши гости когда-то столкнулись со страшной потерей: у Анны в аварии погиб муж, у отца Андрея после продолжительной и тяжелой болезни умерла жена, а муж Натальи трагически ушел из жизни, попав под электричку в попытке спасти человека. Мы размышляли, как можно пережить смерть самого близкого человека и что может помочь не увязнуть в горе.
Табынская икона Божией Матери
Одним из первых русских поселений в Башкирии была Вознесенская пустынь на реке Усолка. Православные монахи ещё в шестнадцатом веке подвизались на здешних землях, которые в летописях именуются Табынскими. Иноки кормились нелёгким промыслом — выпаривали соль из соляного источника.
В 1590-х годах в Вознесенской обители произошло чудо. Один из насельников шёл на солеварню и услышал голос: «Возьми образ Мой». Монах решил, что это наваждение и не стал реагировать. Но на следующий день всё в точности повторилось. Инок огляделся, и увидел на камне над пещеркой, где била солёная вода, образ Божией Матери. По иконографии он был схож с Казанской иконой, явленной в 1579 году, но имел некоторые отличия в деталях одежды Пречистой Девы. Образ стали называть Табынским. Он хранился в Вознесенской пустыни и исчез после разорения монастыря кочевниками в конце семнадцатого века.
Однако, в 1765 году Богородица вновь явила людям свою Табынскую икону. Её нашли три пастуха-башкира на том же самом месте — над пещерой с соляным источником. Язычников находка не обрадовала. В раздражении они попытались разрубить иконописную доску и... ослепли! Пастухи стали горячо просить прощения у Божией Матери за свой поступок, и зрение вернулось к ним. В дальнейшем башкиры приняли крещение.
Икона хранилась в церкви села Табынское, в пятнадцати километрах от места обретения. Во время эпидемий, стихийных бедствий и набегов кочевников с ней совершались крестные ходы. Последний раз образ Царицы Небесной пронесли по Башкирии спустя два года после революции 1917-го. Вместе с беженцами, спасающимися от большевиков, икона пересекла границу России, побывала в Китае, затем в Австралии и США. На чужбине святыня была утрачена, и где она находится сейчас, неизвестно.
В Башкирии сохранилось несколько списков Табынской иконы. Два из них хранятся в женском Богородице-Табынском монастыре. Обитель была основана в 1998 году на месте явления чудотворного образа, близ соляного источника. К настоящему времени этот родник нашёл множество выходов на поверхность. Его целебную воду используют в оздоровительных целях в местных санаториях.
Главный, материнский источник, возле которого обрели Табынскую икону, оживает только раз в году, в день празднования чудотворного образа. В девятую пятницу после Пасхи пересохший ключ в маленькой пещере начинает источать влагу. Вода сочится всего три дня, и верующие с благоговением собирают драгоценные капли. В это время в Богородице-Табынский монастырь съезжаются паломники со всей России.
Все выпуски программы Небесная Заступница