
1 Тим., 279 зач., I, 8-14.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Практически в каждом из нас живёт желание найти своё место в этой жизни. Понять, к чему же я призван и чего от меня ожидает Бог? Однако далеко не всегда мы понимаем, что необходимо для этого сделать. Ответ на этот вопрос мы можем найти в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
8 А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его,
9 зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц,
10 для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению,
11 по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии;
14 благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе.
Начинает апостол Павел в прозвучавшем сейчас отрывке с рассуждения о законе. Зачем закон нужен человеку? Ответ очевиден. Предписания закона указывают на те границы, выйдя за которые, мы рискуем потерять человеческий облик и скатиться в скотоподобное состояние. То есть нормы закона — это внешний ограничитель. Они сдерживают порывы нашей нездоровой природы. Не дают нам разрушать себя и тех, кто нас окружает. Именно поэтому закон в первую очередь нужен для человека, который не чувствует границ. Для праведника он не нужен. Праведник и так действует в рамках закона. У него есть навык законопослушности. И он чувствует те пределы, за которыми начинается область безнравственного и деструктивного. Всякая религиозная жизнь начинается со следования нравственному закону.
Однако цель духовного пути заключается не в том, чтобы стать законопослушным членом общества. Причина проста. Порядочность не даёт душе окончательного удовлетворения. Понятия «законопослушный» и «наполненный жизнью» могут пересекаться, но они не тождественны. Есть нечто более глубокое, чем игра по правилам и законам общества. Именно об этом апостол Павел говорит во второй части прозвучавшего отрывка из послания к Тимофею.
Апостол рассказывает о том, как стал христианином. Сначала он был исполнителем иудейского закона. С точки зрения нравственности той культурной среды Павел был безупречен. Для многих своих собратьев-фарисеев он являлся образцом ревности и благочестия. Он был хранителем веры и традиционного уклада жизни общества. Благонадёжный, законопослушный, сознательный гражданин. Однако полноту жизни Павлу дал не закон. Душевный мир и покой он обрёл лишь тогда, когда встретил Христа. Павел так описывает это событие: «благодать же Господа нашего Иисуса Христа открылась во мне обильно». В свете этого опыта апостол пересмотрел прошлую жизнь. И ему открылось, что несмотря на то, что окружающие люди восхищались его добродетелями, в глазах Бога он был «хулитель, и гонитель, и обидчик».
Духовная биография апостола — это ориентир для каждого из нас. Всем тем, кто ищет Бога, естественно начинать свою духовную жизнь с исполнения нравственных требований закона. Как говорил об этом преподобный Амвросий Оптинский, «жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем моё почтение». Однако важно помнить, что цель нашей жизни не в том, чтобы стать хорошими для людей. О каждом из нас у Бога есть свой замысел. У каждого из нас в Его замысле есть своё предназначение. И вот это предназначение мы и должны найти и последовать ему.
Где же искать это предназначение? Апостол Павел даёт сегодня понять, что искать его не надо. Ведь, как он утверждает, благодать открылась в нём самом. Иными словами, наше предназначение уже живёт в нашем сердце. Это словно изначальный код, с которым мы родились на свет. Ведь каждый из нас — это образ Творца. А, следовательно, связан с Ним незримой пуповиной. Апостол Павел прямо говорит об этом в послании к Филиппийцам: «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». Наша задача заключается в том, чтобы научиться слышать в себе внутренний голос. Научиться ему внимать. И начинаем мы с простого. Мы понуждаем себя исполнять Евангелие, участвовать в церковных таинствах, служить окружающим людям и прислушиваться. Прислушиваться к тому, что говорит мне моё сердце. То есть вести внимательную внутреннюю жизнь. Если мы сосредоточим на этом всё своё внимание, направим на это все силы своей души, то Бог в своё время явится нам, как явился апостолу Павлу. И в этом свете мы отчётливо и ясно увидим, что Господь всегда говорил с нами, и каждую минуту своей жизни мы слышали, кто мы, к чему призваны и в чём наше предназначение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
9 июня. О духовном смысле праздника Дня Святого Духа

Сегодня 9 июня. День Святого Духа.
О духовном смысле праздника — священник Стахий Колотвин.
Если мы посмотрим на церковный календарь, то в течение года всегда после Великого Двунадесятого праздника будет малый, связанный с ним праздник, прямо на следующий день. После Рождества Христова мы вспоминаем Собор Пресвятой Богородицы, после Крещения Господня мы вспоминаем Собор Иоанна Предтечи, вспоминаем Иоакима и Анну после Рождества, вспоминаем Старца Симеона и Анну Пророчицу после праздника Сретения Господня.
Когда мы оглянемся на День Живоначальной Троицы, который правильно называется полностью Днём Сошествия Святого Духа на апостолов, то мы увидим, что есть отдельный праздник Святому Духу. По идее, Святой Дух прославляется и на богослужении самого Двунадесятого праздника, но всё-таки, поскольку мы в этот день отмечаем полноту общения человеческого рода со всей Живоначальной Троицей — и с Богом Отцом, и с Богом Сыном, и с Богом Духом Святым, — то нам нужен отдельный день, чтобы отдельно прославить Бога Духа Святого.
Ведь Он — участник творения нашего, ведь Он — участник творения всего мира, ведь Он — тот, кто действует во всех таинствах Церкви. И хотя нам легче представить Бога Сына, потому что Он воплотился и Сам явился к нам, хотя нам легче обратиться к Богу Отцу, воспринимая Его как заботливого Небесного Отца, тем не менее, с Духом Святым мы непосредственно взаимодействуем каждый момент своей христианской жизни, и этот день нужно обязательно прославить.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. Об угождении Богу

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу».
Об угождении Богу — протоиерей Максим Горожанкин.
Что благоугодно Богу? Это самый важный вопрос, который мы можем услышать из глубины своего сердца. Наша совесть — это тот орган, который может нам ответить на этот вопрос. Каждый день нашей жизни может и должен быть сопряжён с вопросом и ответом на этот вопрос. Что благоугодно Богу? Что благоугодно? Как мне жить, чтобы быть угодным Господу?
И здесь самое главное, что мы можем Богу принести, — это чистое, искреннее исповедание нашей веры и добрые дела. Мы веруем в Господа, мы делаем добро нашим ближним.
Верующим в душе можно быть очень долго, но бесплодно. А верующим на деле быть сложнее. И вот наша задача, как христиан, быть верующими на деле. В чём да поможет нам Господь!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 июня. О дружбе во Христе

Сегодня 9 июня. Международный день друзей.
О дружбе во Христе — игумен Назарий Рыпин.
Христос сказал апостолам: «Вы друзи есте», то есть Он сказал, что они Его друзья. И, безусловно, человек, как существо социальное, имеет потребность в общении. Такими сотворил нас Господь. Это базовая потребность человеческого естества, человеческой души, возможность общаться.
Ну и, конечно же, во Христе нам открывается иное измерение этой потребности — это духовная дружба. Хотя святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил, что встретить настоящего духовного друга — это великий дар Божий и очень большая редкость.
Но тем не менее, прежде всего, мы должны стремиться стать, действительно, как апостолы, друзьями Божьими своей жизнью. И через верность Ему, через исполнение Его святых заповедей. И тогда в Боге для нас откроется очень много людей, которых мы по-настоящему сможем назвать своими друзьями.
Но тайна ещё в том открывается, что чтобы иметь много друзей, надо быть другом для многих. Когда мы учимся дружить со многими и приходить на помощь многим, и многие в ответ помогают нам и стремятся быть нашими друзьями. Об этом нельзя забывать, что это прежде всего обращено к нам. Не мы должны искать друзей, а нам нужно стараться быть другом для многих.
Все выпуски программы Актуальная тема