— Андрей, как тебе картина Григория Шегаля «На эскалаторе. Московское метро»?
— Очень нравится, Юра! Сама идея произведения хороша. Эскалатор — бесконечная череда людей. Художник выхватил один миг из этого потока, словно фотограф щёлкнул аппаратом на ходу. Герои полотна — пассажиры, случайно попавшие в кадр, москвичи и гости столицы. У каждого из них своя жизнь, свои заботы. А вместе они составили живой коллективный портрет.
— И я чувствую себя его участником! Всякий раз, приходя сюда, в Барнаульский художественный музей, стою перед картиной Шегаля, вспоминаю годы нашего студенчества. Каждый день с поездки в метро начинался, ей и заканчивался — из общежития в институт и обратно. Сколько ж лет я не был в Москве, Андрей! Как она там шумит, без меня. В подземке, наверное, всё такая же толчея?
— Пожалуй, пассажиров в метро стало больше с тех пор, когда мы с тобой грызли гранит науки. И уж тем более поток вырос со времён создания картины «На эскалаторе...».
— А в каком году она была написана?
— Шегаль начал работать над полотном в 1941 году, а закончил в сорок третьем.
— Так это военного времени картина! А ведь можно было догадаться — у некоторых персонажей очень встревоженные лица. Посмотри, как нахмурилась пожилая женщина в платке, повязанном по-крестьянски, домиком. А бородатый мужчина — видимо, муж, её успокаивает.
— Изначально беспокойство этой героини картины художник не связывал с войной. Григорий Шегаль приступил к созданию картины за полгода до начала Великой Отечественной. Он ставил перед собой цель изобразить метро, которое на тот момент всего шесть лет, как открылось. Художник хотел показать реакцию людей на новшество, в том числе и такую, как у этой деревенской женщины.
— Думаешь, она просто впервые оказалась на эскалаторе?
— Конечно. Крестьянку испугала и самодвижущаяся лестница, и необходимость спускаться глубоко под землю.
— Но её тревога придала особое настроение полотну.
— Да! Испуганная пассажирка изображена в правом верхнем углу. Зритель скользит взглядом вниз по диагонали, и находит приметы тревоги в других лицах. Кажется, что и молодая мать в розовой шапочке с особым волнением прижимает к себе младенца, и элегантная молодая пара пребывает в смятении, и мальчик в шапке-ушанке смотрит хмуро. И седой господин в левом нижнем углу картины напряжённо вчитывается в газету.
— Как ни крути, тяжёлое дыхание войны коснулось картины.
— Вольно или невольно, Григорий Шегаль изменил первоначальную концепцию произведения. Он успел сделать несколько набросков картины «На эскалаторе...» перед тем, как был эвакуирован в Башкирию. Когда же вернулся в столицу в 1943-ем, метро служило не только средством передвижения, но и бомбоубежищем. Художник не стал привносить в изображение никаких примет войны. Но её дыхание, как ты выразился, передал.
— 1943 год — это самый разгар Великой Отечественной. Наверное, неспроста на картине основная часть пассажиров едет по эскалатору вниз. Это явно образ — люди погружаются в скорбные события. Кто-то боится, кто-то крепится, кто-то с улыбкой оглядывается назад, как молодой человек в фуражке лётчика на заднем плане.
— Но навстречу этому потоку бежит лестница наверх. На ней всего две девушки, одну из которых почти не видно, она отвернулась. Зато вторая, в белом беретике, смело смотрит вперёд, и взгляд её светел. Смотришь на неё, и веришь — всё будет хорошо! Мне кажется, именно она — главная героиня картины «На эскалаторе. Московское метро». Григорий Шегаль в своём произведении призывает нас не отчаиваться. Ни при каких обстоятельствах!
Картину Григория Шегаля «На эскалаторе. Московское метро» можно увидеть в Барнауле, в Государственном художественном музее Алтайского края.
Все выпуски программы: Краски России
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 205 зач., III, 8-12.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Чувство вины перед Богом и совестью за то, что не исполняешь правила церковного устава, для многих из нас, является чем-то естественным. Нередко именно оно стимулирует нас двигаться по пути совершенства. Однако бывает, что это переживание так сильно, что становится для нас тяжким бременем. Как же относиться к этому состоянию? Что с ним делать? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
8 И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
9 Итак верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Тема противопоставления жизни по закону и жизни по вере регулярно встречается в посланиях апостола Павла. И это не случайно. Эта тема имеет огромное значение для понимания того, что такое подлинная религиозная жизнь. Под законом апостол Павел в первую очередь подразумевает различные ритуальные предписания, которые было необходимо соблюдать древнему еврею. Часть из них была записана, часть передавалась из уст в уста или просто предполагалась как негласная культурная норма. Если человек эти правила соблюдает, он благочестив. Если не соблюдает, нечестив. Так, например, необходимо было быть обрезанным, посещать синагогу, хотя бы раз в год совершать паломничество в Иерусалимский храм, приносить жертвы, совершать омовения, не работать в субботу, отмечать религиозные праздники. Соблюдаешь эти нормы, этого, по мнению древнего иудея, достаточно для поддержания полноценных отношений с Богом.
Однако апостола это не устраивает. И сегодня мы слышим, почему. Невозможно, говорит Павел, в полноте, в точности исполнить все предписания закона. А если так, то ты постоянно будешь виновен перед Богом хотя бы в чём-то. Как говорится, «был бы человек, дело всегда найдётся». А потому на этом уровне мира с Богом не найдёшь. Если кто-то считает, что он соблюдает закон и у него всё в порядке с Богом, он обманывает сам себя. Замечательную иллюстрацию этой мысли находим уже в Евангелии. Ко Христу подходит богатый юноша и говорит, что с детства в точности исполнил весь закон. Однако сам факт, что пришёл он к Спасителю с вопросом, как ему войти в Царство Небесное, показывает, что внутри себя молодой человек ощущает острую нехватку чего-то важного. Закон исполнил, а на сердце нет удовлетворения.
Поэтому и предлагает апостол Павел искать мир с Богом на ином уровне. На этот уровень и указывает слово «вера». Жизнь по вере — это жизнь согласно закону сердца. Говоря иначе — это ощущение и осознание живого присутствия Бога в моей жизни и следование не столько внешним предписаниям, сколько глубокой духовной интуиции, внутренней правде. Именно подчиняясь этому зову, действовали такие праведники, как Авраам, о котором сегодня упоминает Павел.
Очень важно это помнить и нам. Ведь если в своей духовной жизни мы делаем ставку на соблюдение внешних предписаний, мы обречены испытывать постоянное чувство вины. За двухтысячную историю существования Церковь накопила огромное количество правил. Их не то, что невозможно исполнить, их все невозможно даже изучить. Да что там все правила. Вряд ли у многих из нас найдутся силы исполнить хотя бы действующий устав. И человека благочестивого это может обречь на страдания. Он будет жить и маяться, как богатый юноша из Евангелия. Вроде в Церкви, но постоянно чего-то не хватает. Постоянно ощущение своего несовершенства и нечистоты. Наверное, подобное ощущение — это тоже определённый духовный путь. Всё же лучше переживать о том, что не исполнил закон, чем жить без всякого закона. Поэтому апостол Павел и говорит: «закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им». Однако эта жизнь соответствующего качества. У некоторых стремление исполнить предписания перерастает в одержимость. Человек начинает придираться к себе и окружающим по всяким мелочам. Стремление к безупречности превращается в навязчивую идею. Быть рядом с такими людьми особенно тяжело.
Потому, слава Богу, что мы христиане. Это не означает что внешний закон для нас не писан. Это означает, что нам доступен и более глубокий уровень общения с Богом и миром. Христос даровал нам благодать. Доступ к ней мы получаем, когда обретаем способность входить вглубь своего сердца. Только здесь, в этом пространстве обитает настоящая вера в Творца. Здесь нет вины, нет стыда, здесь есть радость присутствия Бога. Исполнение Евангелия — путь к этой сокровенной горнице. Как пишет об этом преподобный Макарий Великий: «Делай правду, совершаемую во внутреннем человеке... здесь душа твоя да вступит в общение с Богом, как невеста с женихом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Вологда. Церковь Александра Невского
В 1556 году по указу царя Ивана Грозного в России состоялся многодневный крестный ход с чудотворной Великорецкой иконой святителя Николая. Молитвенное шествие проходило через Вологду. В память о событии в городе построили Никольский храм. Он занял почётное место на высоком берегу реки Вологды. В конце семнадцатого столетия деревянная церковь сгорела, вместо неё построили каменную. А в 1869 году храм получил новое название. На этот раз его посвятили благоверному князю Александру Невскому. Переименование было связано с чудесным спасением жизни императора Александра Второго после покушения на него террористов. Новое посвящение церкви оказалось промыслительным. В 1910 году в Вологде расквартировали военных, и Александро-Невский храм стал принадлежать пехотному полку, который также носил имя благоверного князя. Александровская церковь и сегодня считается воинской, поскольку находится на попечении вологодского казачества.
Радио ВЕРА в Вологде можно слушать на частоте 96,0 FM
Вологда. Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье
До восемнадцатого века здания в городе Вологда в основном строили из дерева, и только храмы возводили в камне. Улицы представляли собой резное кружево деревянного зодчества, в которое жемчужинами вплетены были белокаменные церквушки. Один из таких живописных районов находился вдоль реки Вологды в районе современного Советского проспекта. Он назывался Рощенье — в память о рощах, некогда здесь шумевших. В восемнадцатом столетии на месте леса уже располагались многочисленные прядильные, мыловаренные, маслобойные заводы и особняки их хозяев. До наших дней от слободки сохранилась только церковь Иоанна Предтечи, построенная купцами в 1710 году. Она действующая. Входишь под своды, украшенные древними фресками в синих и золотых тонах — и словно попадаешь в прошлое. И полное название храма — Иоанна Предтечи в Рощенье, хранит информацию об утраченном районе города. Эта церковь — словно живая страница истории Вологды.
Радио ВЕРА в Вологде можно слушать на частоте 96,0 FM