
Еф., 221 зач., II, 14-22.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда современный человек узнает, что в оригинальном языке Библии есть специальное слово, которое используется для обозначения неевреев, то нашему современнику бывает немного обидно, и он склонен видеть в этой лингвистической особенности досадное проявление национализма. Если же мы знаем Священное Писание на достаточном уровне, то знаем мы и причину появления разделения всего человечества на две неравные по численности группы: на евреев и неевреев. Всё дело в законе Моисея, именно он стал той стеной, которая отделяла одних людей от других, ну а происхождение от праотца Иакова было в этом разделении вторичным. С христианской точки зрения в наши дни закон Моисея не может служить причиной для разделений. Об этом сказано во 2-й главе Послания апостола Павла к Ефесянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 2.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Только что прозвучавший отрывок Послания к Ефесянам начался с довольно загадочных слов о некой преграде, «стоявшей посреди». Контекст послания и традиция его понимания свидетельствуют о том, что речь здесь идёт о преграде, разделявшей евреев и язычников. Конечно, крайне наивно было бы полагать, что основой для разделения была лишь национальная принадлежность, ведь само понятие национальности относительно недавнее, а в эпоху появления книг и Нового, и Ветхого Заветов этого понятия не существовало, и стать евреем мог любой человек, решивший жить по закону Моисея. Этот закон имел своей основой веру в Единого Истинного Бога, а также веру в то, что с Моисеем и с библейскими праотцами общался Сам Бог, а значит все те слова Бога, которые Библия атрибутирует как слова Бога, — это бесспорная истина, и Бог таков, каким Его описывает Библия, служить же Ему нужно так, как то было установлено при Моисее. Соответственно, все остальные варианты представлений о Боге и о поклонении Ему — ложные. Можно сказать, что упомянутая апостолом Павлом стена — это стена, отделяющая знающих Бога людей от всех остальных.
Христос уничтожил эту стену. С Христовым Пришествием закон Моисея утратил свою актуальность, ведь этот закон был нужен лишь для подготовки народа Божия к Пришествию долгожданного Мессии. Спаситель дал нам новый закон, и этот закон совершенно не похож на закон Моисея, он не содержит в себе бесконечного перечня дозволенных и недозволенных действий, разрешённых и неразрешённых продуктов, он не описывает порядок принесения жертв, ведь он и вовсе не предполагает жертвоприношений. Закон Нового Завета — это не закон плоти, то есть не тот закон, который можно изложить на бумаге или же всеобъемлюще выразить словами, этот закон — закон Духа Святого, а Дух, как о том сказал Спаситель в Евангелии от Иоанна, «дышит, где хочет» (Ин. 3:8), и закон Духа одинаков, что для еврея, что для бывшего язычника, что раба, что для свободного, что для мужчины, что для женщины.
Эту мысль апостол Павел выражал в своих посланиях самими разными способами, он всячески стремился помочь адресатам посланий преодолеть привычку к разделению на своих и чужих, пытался научить их думать абсолютно о каждом человеке как о том, ради кого пришёл Христос, ради кого Господь пострадал и воскрес. Чтобы в полной мере понять мысль апостола и научиться мыслить так, как он учил, необходимо основанием своей жизни видеть Христа, именно этот призыв мы с вами только что услышали в прозвучавшем отрывке Послания к Ефесянам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. Об ожесточении сердец

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников».
Об ожесточении сердец — священник Родион Петриков.
Ожесточение — это не только исторический факт об Израиле. Это трагическая реальность и нашего современного мира.
В чём же его глубокая причина с точки зрения православия? Святые отцы однозначно говорят, что корень ожесточения человека — в его свободной воле, когда человек отворачивается от Бога. Это не Божья кара, а последствия упорства во грехе гордыни, нежелания смириться перед истиной.
Святитель Феофан Затворник писал так: «Сердце, долго сопротивляющееся благодати, может стать подобно окаменелому и нечувствительному». Ожесточение — это когда сама душа возводит стену между собою и Богом.
Лекарство же здесь одно — это покаяние. Бог никогда не оставляет человека, чьё сердце хотя бы чуть-чуть открыто. Он ждёт, как ждал обращения гонителя Савла, ставшего апостолом Павлом.
Поэтому, видя ожесточение в мире и, увы, порой и в собственной душе, будем каяться и молиться о даровании сердца, чуткого к Богу и милосердного к ближним, доверимся премудрому промыслу.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 июля. О творчестве Павла Федотова

Сегодня 4 июля. В это день в 1815 году родился русский художник Павел Федотов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Павла Андреевича Федотова называли Гоголем русской живописи. Этот талантливый художник-самоучка стал основоположником жанра, который не имел широкого хождения в России, а именно бытовой картины и сатирического рисунка.
Первым произведением, которое принесло ему широкую известность, стала картина «Свежий кавалер». А после были созданы картины, знакомые почти каждому, кто любит русское искусство:«Сватовство майора», «Вдовушка», «Анкор, еще анкор!», «Игроки» — это подлинные шедевры русской живописи XIX века.
Не имея специального художественного образования, Павел Федотов удостоился звания академика живописи. К сожалению, жизнь художника была короткой. Он умер в 1852 году в возрасте всего 37 лет.
Несмотря на это, Павел Федотов оставил значительный след в истории отечественного искусства, став предтечей критического реализма в русской живописи и вдохновив творчество таких художников, как Василий Перов и Илья Репин.
Критик Владимир Стасов писал: «Федотов умер, произведя на свет лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды».
Все выпуски программы Актуальная тема