Протоиерей Олег Врона, настоятель храма Николая Чудотворца в столице Эстонии Таллине, четыре года служил диаконом в Пюхтицкой Успенской обители — монастыре Русской Православной Церкви на северо-востоке Эстонии. «Пюхтицы» с эстонского переводится как «святое место». Воспоминаниями об атмосфере и людях дорогого его сердцу Пюхтицкого монастыря, протоиерей Олег Врона делится с читателями на страницах книги «Мои Пюхтицы и приходские рассказы».
Первая встреча батюшки с Пюхтицами произошла в 1978-м году. Отец Олег рассказывает, как на первой седмице Великого Поста, поздним вечером, он впервые вошёл в ворота Пюхтицкой обители. Надвратная монастырская башня была красиво подсвечена и выглядела таинственно; а за ней в полумраке виднелись мощные купола Успенского собора и монастырские строения. Автор переступил порог обители 23-летним парнем. И именно в её стенах стал сначала диаконом, а потом и священником. О самом себе отец Олег в книге рассказывает немного. Его внимание сосредоточено на тех, с кем в Пюхтицах ему посчастливилось бок о бок служить Господу.
Этих непридуманных персонажей, благодаря лёгкому и яркому литературному слогу батюшки, мы видим словно воочию. Вот, например, послушница Мария — управляющая монастырской гостиницей. Она стала первой, с кем отцу Олегу довелось пообщаться в монастыре. Позже он узнал её историю. Когда-то Мария жила в небольшом селе. И с юных лет хотела посвятить себя Богу. Однако родители были против, а ослушаться их Мария не могла. Когда отец и мать скончались, к Марии посватался жених. И всё у молодых людей начало складываться. Но парня призвали в армию. Мария, ожидая его возвращения, стала помогать бедным и больным. Однажды мать жениха не выдержала и написала сыну в армию: мол, Маша твоя собирает у себя дома нищих. И парень передумал жениться на Маше. Так Господь открыл ей путь в обитель, и Мария осуществила то, к чему всегда лежала её душа — стала монахиней.
Ещё об одной Марии из Пюхтицкой обители узнаем мы из книги протоиерея Олег Вроны «Мои Пюхтицы и приходские рассказы» — о первой схимонахине, которую батюшке, а тогда ещё — молодому человеку по имени Олег — довелось увидеть. В детстве будущая схимница чуть не потеряла ногу из-за опасного заболевания. Врачи ничем не могли помочь девочке. И тогда родители обратились к святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Он помолился, благословил ребёнка, и сказал, что девочка поправится, но всю жизнь будет немного хромать. Так оно и произошло. Автор признаётся, что, узнав эту историю пожилой схимонахини Марии, с тех пор всегда смотрел на её прихрамывающую походку как на чудо.
На страницах книги отец Олег делится тёплыми воспоминаниями о своих встречах с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным), широко почитаемым старцем ХХ века и митрополитом Алексием — будущим Патриархом Алексием Вторым. Рассказывает о паломничествах на Валаам и остров Залит к старцу Николаю Гурьянову. А читатели, в свою очередь, совершат мысленное паломничество в Пюхтицкий монастырь и познакомятся с его обитателями на страницах книги протоиерея Олега Вроны «Мои Пюхтицы и приходские рассказы».
Все выпуски программы Литературный навигатор
- Людмила Ильюнина. «Оптина Пустынь — обитель вдохновения»
- Михаил Сизов. «Белые платочки»
- Патриарх Сергий (Страгородский). «На дальнем Востоке. Письма японского миссионера»
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема