
Фото: PxHere
У Сергея Есенина есть стихотворение, которое называется «Калики»: «Проходили калики деревнями, \ Выпивали под окнами квасу, \ У церквей пред затворами древними\ Поклонялись Пречистому Спасу...» Согласно словарю Владимира Даля, слово «калика» — древнерусское, обозначает оно перехожего человека, странника, который путешествует, проводя жизнь в нищете, смирении и богоугодных делах. Прославляя Христа, калики перехожие пешком ходили по городам и весям. Питались подаянием и не имели постоянного приюта. Странничество — уникальное русское явление, социальный и культурный феномен. Оно стало своего рода духовным подвигом, живым воплощением евангельского завета Христа: «Оставь всё, что имеешь, и следуй за Мной».
По словам исследователя странничества, историка Даниила Дорофеева, в русском страннике воплотился уникальный образ человека, который сознательно отказался от комфорта и в скитаниях стремился обрести Бога. Странничество на Руси получило широкое распространение ещё в начале XI-го века, и вплоть до первой половины ХХ-го столетия на русских дорогах можно было встретить запылённого путешественника в лаптях, с котомкой за плечами, и Христовым именем на устах. Именно такими предстают странники на полотнах знаменитых художников — Репина, Крамского, Перова. Самые первые русские странники имели вполне конкретную цель своих путешествий — они шли в Святую Землю, чтобы поклониться главным христианским святыням. По традиции, на память об Иерусалиме, домой приносили пальмовую ветвь. От слова «пальма» и произошло слово «паломник» — так именовали путешественников на Святую Землю. Впоследствии значение этого слова расширилось, паломниками стали называть путешествующих по любым другим святым местам — монастырям и храмам. Однако паломники рано или поздно возвращались домой, к своей привычной жизни. Странники же, по примеру Христа, «не имели, где голову приклонить» — у них не было ни дома, ни имущества. Часто странники занимались особым видом подвижничества — сбором пожертвований на какую-либо обитель или церковь. Таких странников называли «прошаками». Вот как описывал прошака историк Сергей Максимов: «Всегда почти пожилой, неизменно с книжкой, обернутой в чёрную тряпичку с нашитым крестом. В местах сытых, в городах купеческих и церквах соборных этого люда — длинные шеренги из целых десятков».
Странники не были обычными нищими-попрошайками, которые тоже во множестве встречались на дорогах Руси. Странничество было сознательным путём к Богу. Можно, к примеру, вспомнить знаменитого старца Фёдора Кузьмича, странствовавшего по сибирской тайге в 30-е годы XIX-го века. По легенде, старец этот был ни кто иной, как сам император Александр Первый, пожелавший отречься от мирских дел и инсценировавший собственную кончину. Часто подвиг странничества на Руси совмещался с подвигом юродства. Юродивым странником Христа ради был, к примеру, известный подвижник Филиппушка Блаженный, монах Зосимовской пустыни. До наших дней история сохранила ещё сотни имён и жизнеописаний странников, которые, по словам историка Дорофеева, образом жизни, близким и понятным простому народу, утверждали учение Христа.
Все выпуски программы Открываем историю
- Покровский собор. История создания
- Харьковский институт благородных девиц
- Россия на Всемирной выставке
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 59. Богослужебные чтения

Как вы думаете, важен ли для Бога... суверенитет той или иной земли? Чтобы ответить на вопрос, давайте послушаем 59-й псалом Давида, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
Уже слышу вопрос: а причём тут вышеупомянутый «суверенитет»? Если этот вопрос у вас возник, значит, вы... плохо слушали псалом! Иначе было бы просто невозможно удивиться, с какой настойчивостью, упорством и — я бы даже сказал, удовольствием! — перечисляет Бог земли, которыми стал владеть Его народ. В этих словах легко прочитывается ровно такая же гордость, как, например, у родителя, когда он перед друзьями начинает перечислять заслуги своего ребёнка — какие олимпиады выиграл, какие места занял, от кого получил благодарности и другие знаки признания.
Но псалом открывает перед нами ещё большую глубину — на которую обращает внимание философ Серен Кьеркегор. Цитируя образ «сапога» — который Бог «простирает» на Едом — этот философ говорит о нём как о «знаке собственности», делая вывод об «экзистенциальном присвоении»: Бог не только владеет, но и входит в наши пределы, делая каждый участок судьбы «своим».
«Свой — чужой» — очень важная категория, в том числе и для духовной жизни. Определённый не только территориальный, но и «духовный суверенитет» должен быть у каждого человека — в противном случае тотальная бесформенность, неопределённость, размазанность по плоскости исключает саму возможность «собирания воедино».
И Давид нам прекрасно показывает в своём псалме, как именно обострённое ощущение «собственничества» при внешнем противодействии превращается в пронзающую небеса молитву — от силы которой и нашему сердцу приходит радостный отклик!
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 59. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил ее: исцели повреждения ее, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своем: "восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Едома простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!"
11 Кто введет меня в укрепленный город? Кто доведет меня до Едома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших.
3 июня. О почитании Пресвятой Богородицы

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова праведной Елисаветы о Богородице: «И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа».
О почитании Пресвятой Богородицы — протоиерей Максим Горожанкин.
Размышляя над этими словами Святого Евангелия, мы, православные христиане, понимаем, что сложно переоценить то значение, которое православная Церковь придает почитанию Пресвятой Богородицы.
Совершая богослужения и келейно, мы читаем и слушаем слова «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Сколько слёз было пролито перед иконами Божьей Матери, сколько ответов было получено на горячие молитвы.
И предание Церковное сохранило такую историю. Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был восхищен в рай, то он увидел там святых апостолов, увидел святителей и спросил: а где же Божья Матерь? А ангелы Божии сказали ему: Её здесь нет, Она с вами на земле.
Будем же, братья и сестры, молиться Пресвятой Богородице и веровать твердо, что на все наши молитвы Она непременно ответит.
Все выпуски программы Актуальная тема