У Сергея Есенина есть стихотворение, которое называется «Калики»: «Проходили калики деревнями, \ Выпивали под окнами квасу, \ У церквей пред затворами древними\ Поклонялись Пречистому Спасу...» Согласно словарю Владимира Даля, слово «калика» — древнерусское, обозначает оно перехожего человека, странника, который путешествует, проводя жизнь в нищете, смирении и богоугодных делах. Прославляя Христа, калики перехожие пешком ходили по городам и весям. Питались подаянием и не имели постоянного приюта. Странничество — уникальное русское явление, социальный и культурный феномен. Оно стало своего рода духовным подвигом, живым воплощением евангельского завета Христа: «Оставь всё, что имеешь, и следуй за Мной».
По словам исследователя странничества, историка Даниила Дорофеева, в русском страннике воплотился уникальный образ человека, который сознательно отказался от комфорта и в скитаниях стремился обрести Бога. Странничество на Руси получило широкое распространение ещё в начале XI-го века, и вплоть до первой половины ХХ-го столетия на русских дорогах можно было встретить запылённого путешественника в лаптях, с котомкой за плечами, и Христовым именем на устах. Именно такими предстают странники на полотнах знаменитых художников — Репина, Крамского, Перова. Самые первые русские странники имели вполне конкретную цель своих путешествий — они шли в Святую Землю, чтобы поклониться главным христианским святыням. По традиции, на память об Иерусалиме, домой приносили пальмовую ветвь. От слова «пальма» и произошло слово «паломник» — так именовали путешественников на Святую Землю. Впоследствии значение этого слова расширилось, паломниками стали называть путешествующих по любым другим святым местам — монастырям и храмам. Однако паломники рано или поздно возвращались домой, к своей привычной жизни. Странники же, по примеру Христа, «не имели, где голову приклонить» — у них не было ни дома, ни имущества. Часто странники занимались особым видом подвижничества — сбором пожертвований на какую-либо обитель или церковь. Таких странников называли «прошаками». Вот как описывал прошака историк Сергей Максимов: «Всегда почти пожилой, неизменно с книжкой, обернутой в чёрную тряпичку с нашитым крестом. В местах сытых, в городах купеческих и церквах соборных этого люда — длинные шеренги из целых десятков».
Странники не были обычными нищими-попрошайками, которые тоже во множестве встречались на дорогах Руси. Странничество было сознательным путём к Богу. Можно, к примеру, вспомнить знаменитого старца Фёдора Кузьмича, странствовавшего по сибирской тайге в 30-е годы XIX-го века. По легенде, старец этот был ни кто иной, как сам император Александр Первый, пожелавший отречься от мирских дел и инсценировавший собственную кончину. Часто подвиг странничества на Руси совмещался с подвигом юродства. Юродивым странником Христа ради был, к примеру, известный подвижник Филиппушка Блаженный, монах Зосимовской пустыни. До наших дней история сохранила ещё сотни имён и жизнеописаний странников, которые, по словам историка Дорофеева, образом жизни, близким и понятным простому народу, утверждали учение Христа.
Все выпуски программы Открываем историю
- Полки иноземного строя: история гусарства в России
- Русские в итальянском Сопротивлении
- «Метеор» — первый русский паровой корабль
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Память о Великой Отечественной войне». Священник Константин Мальцев
У нас в гостях был настоятель храма Новомучеников и исповедников российских в станице Ленинградской Краснодарского края священник Константин Мальцев.
Мы говорили о том, чем важно сохранение памяти о подвигах людей во время Великой Отечественной войны и как эту память передавать следующим поколениям.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема