
Фото: PxHere
Когда медицина в нашей стране стала бесплатной? Бытует устойчивый стереотип, что произошло это только в Советском Союзе. Однако исторические факты утверждают иное: система оказания бесплатной медицинской помощи возникла ещё в Российской империи, во второй половине XIX — начале ХХ века. Именно тогда появились зе́мские доктора, благодаря которым Россия стала первым государством в Европе с широко доступным и безвозмездным медицинским обслуживанием. Вот как писал об этом в 1913-м году научный журнал «Природа и люди»: «Земская медицина с её принципом бесплатной врачебной помощи населению представляет собой организацию, совершенно неизвестную западно-европейским государствам».
Получать медицинскую помощь бесплатно стало возможно благодаря знаменитой Земской реформе императора Александра Второго 1864-го года. До этого санитарно-медицинское дело в России строилось по аналогу европейских стран, врачи вели частную врачебную практику. Однако частные доктора и клиники находились в столице и крупных губернских городах. А жителям провинции, тем более — деревень и сёл, зачастую даже за деньги к доктору было не попасть. Земская реформа изменила эту ситуацию. В каждом уезде появились медицинские учреждения и врачи, работа которых финансировалась из местного бюджета. Для населения же, преимущественно — крестьянского, услуги земских докторов становились бесплатными.
Существовали нормативы, по которым уездный земский фельдшерский пункт обслуживал до десяти тысяч человек населения в радиусе около 20 километров. Таким образом, работа земского врача была сродни служению — нередко бесплатный доктор оказывался один на всю округу. Можно привести в пример писателя Антона Павловича Чехова, который в конце 1890-х годов работал земским врачом Мелиховского уезда Московской губернии. На этой должности он обслуживал 26 деревень, 4 фабрики и монастырь — Вознесенскую Давидову пустынь. Бесплатная помощь, которую оказывали населению земские доктора, была весьма широкой: амбулаторное лечение с выдачей лекарств и лечебных пособий, лечение в больницах, разносторонняя хирургическая помощь, родовспоможение. Земские врачи вели просветительскую деятельность среди крестьянства. Проводились народные чтения и беседы на тему охраны здоровья и санитарной гигиены. Государственное финансирование бесплатной земской медицины к 1913-му году достигло внушительных по тем временам 40 миллионов рублей в год в расчёте на все губернии.
В период расцвета бесплатной медицины в России профессия земского врача, несмотря на все сложности, стала пользоваться большим уважением. Ежегодно медицинские вузы выпускали около тысячи студентов, многие из которых с готовностью отправлялись работать в сельскую местность. Таким образом, количество лечебных участков постоянно росло, и как следствие, рос охват населения бесплатной медицинской помощью. По статистике, в 1913 году ею пользовались 98 миллионов человек. То есть, две трети населения России! К слову, перепись 1917 года, которую провело уже Временное правительство, показало небывалые результаты: за двадцать лет численность населения России увеличилась на 40 миллионов человек! Такие показатели социологи связывают в том числе с доступностью бесплатной медицины.
Сегодня можно с уверенностью говорить о важном значении земской медицины в истории Отечества. Именно земские доктора Российской империи заложили ту базу, на которой впоследствии выстраивалась вся система здравоохранения нашей страны.
Все выпуски программы Открываем историю
- Морской Никольский собор в Кронштадте
- Дорога жизни блокадного Ленинграда
- Всероссийская промышленная выставка 1896 года
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











