Внешняя политика нашей страны, то есть, её дипломатические и экономические связи с другими государствами в мире, начала формироваться ещё во времена Древней Руси. Однако специальное ведомство, которое занималось бы исключительно дипломатическими вопросами — наподобие современного Министерства иностранных дел, появилось в России не сразу.
В Киевской Руси международные дела князь вёл лично, при участии дружины. В XV-м веке, с возвышением Московского княжества, эта эстафета перешла к Боярской думе. Бояре принимали иноземных дипломатов, вели переговоры и занимались прочими посольскими вопросами. В Центральном российском государственном архиве древних актов хранится множество протоколов заседаний Боярской думы и других документов последней четверти XV — середины XVI века, которые свидетельствуют о дипломатических связях Российского государства с Византийской империей, Пруссией, Великим княжеством Литовским, Османской империей, Ногайской Ордой и другими.
Первое в истории России самостоятельное государственное дипломатическое ведомство, отделённое от Боярской думы, появилось в 1549-м году. Царь Иван Грозный учредил Посольский приказ, который занимался как дипломатическими, так и торговыми связями с иностранцами. На учёте нового ведомства находились также и все проживавшие в России иноземцы. Служащие Посольского приказа давали присягу. Целовали Крест и обещали «служити и добра хотети во всем; государских тайных дел иноземцам не сказывати, и лиха никакова Московскому государству не чинити». Русские посланники за рубежом всем своим поведением должны были поддерживать честь государства. Дело это было тонкое, и справлялись далеко не все. Например, Михаил Тиханов, русский посол в Персии с 1613-го по 1615-й год, подвергся царской опале за проступок на службе. На приём к шаху Тиханов явился не в русской одежде, а в персидском кафтане: «И тем царскому величеству учинил нечестье», — говорится в официальном документе.
Интересно, что до XVIII столетия Россия не имела за границей дипломатических представительств. Посольства направлялись по мере надобности — например, для заключения мира, установления торговых связей. Точно так же и иностранные послы приезжали в Россию по случаю. И только в XVIII веке, уже в Российской империи, появились постоянные представители иностранных государств — резиденты. Такому укреплению дипломатических отношений способствовал Пётр Первый. Он, как известно, реформировал всю государственную систему. И в 1720-м году вместо Посольского приказа появился новый орган — Коллегия иностранных дел. В её подчинении находились посольства и другие дипломатические представительства в России за рубежом. Кроме того, коллегия занималась выдачей заграничных паспортов, подготовкой документов для дипломатических миссий.
В 1802 году указом императора Александра Первого на смену Коллегии пришло Министерство иностранных дел, которое и стало прообразом современного дипломатического ведомства. На протяжении столетий оттачивалось мастерство российской государственной дипломатии. В наше время у представителей этой важной профессии появился свой праздник — День дипломатического работника Российской Федерации, который отмечается 10-го февраля.
Все выпуски программы Открываем историю
- Полки иноземного строя: история гусарства в России
- Русские в итальянском Сопротивлении
- «Метеор» — первый русский паровой корабль
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема