В один из февральских дней 1913 года Невский проспект заполонила траурная толпа. Люди шли от дома на набережной Мойки, где ещё несколько дней назад жила Анастасия Вяльцева. Петербуржцы прощались с «певицей радости жизни», как называли любимую артистку всей России.
Вяльцева считалась самой дорогой актрисой империи. Гонорарам «королевы русского романса» завидовали даже мировые звёзды. Но деньги эта хрупкая женщина зарабатывала тяжёлым трудом. Вяльцева жила, что называется, на колёсах, разъезжая с концертами по всей стране. Последние десять лет жизни певицы вообще превратились в одну сплошную гастроль.
Настя родилась в бедной семье и рано осталась без отца. Чтобы помочь маме девочка с восьми лет трудилась уборщицей в модном ателье и горничной в гостиницах. Уже ставшая знаменитой Вяльцева своего нищего детства не забыла и жалела детей бедняков, сирот - особенно. Анастасия Дмитриевна взяла на воспитание мальчика и девочку. Мальчика ей буквально подбросили. Уложили его в корзину с цветами и преподнесли артистке после концерта. Девочку Вяльцева нашла на дороге во время одной из своих поездок. Отдавать малышей в приют певица не захотела. А оказывать помощь детским домам считала своим долгом и каждый год перечисляла крупные суммы петербургскому обществу «Ясли» и приюту в Харькове.
В 1904 году началась русско-японская война. Жених Вяльцевой - Василий Бискупский ушёл на фронт. Анастасия Дмитриевна тоже воевала, но по-своему. Часть гонораров она отдавала в пользу раненых. А когда Василия тяжело ранили, помчалась к нему в Манчжурию. Певица на свои деньги снарядила санитарный поезд и под чужим именем стала служить сестрой милосердия в госпитале. Конечно, инкогнито скоро раскрыли. И она, отказавшись от выгодных контрактов, давала концерты для солдат.
Все прогрессивные люди России были воодушевлены, когда Георгий Седов решил организовать экспедицию на Северный полюс. Исследователь нуждался в средствах на снаряжение, но правительство от финансирования отказалось. На помощь пришла Вяльцева. Вместе с Собиновым и Шаляпиным она поддержала проект отважного лейтенанта: артисты спели множество концертов в пользу экспедиции. После них пожертвования Седову начали присылать со всей России.
Вяльцева не успела стать мамой, слишком короткой была её жизнь. Но помочь другим мамам она сумела. На своей родине в деревне Алтухово Анастасия Дмитриевна построила приют для рожениц. Узнав о том, что в одном из уездов сгорели две деревни, восстановила их на свои деньги. Помня, как ей, дочери крестьянина, было непросто получить профессию, Вяльцева поддерживала бедных студентов, оплачивая их учёбу. Она очень радовалась, когда Всероссийское братское общество, помогающее людям при несчастных случаях, избрало её своим почётным членом. И до конца жизни работала в этой организации, жертвуя деньги без числа.
Уже зная о том, что умирает, Вяльцева написала завещание. Певица дарила Петербургу два собственных дома. В одном из них она просила открыть больницу для бедных с родильным отделением. А в другом приют для детей. Деньги на оборудование этих учреждений - 568 тысяч рублей - Вяльцева завещала выручить на аукционе по продаже своего имущества.
В день похорон к дому Анастасии Дмитриевны пришло 160 тысяч человек. В одной из газет удивлялись по этому поводу: «Кто такая Вяльцева?!». В другой отвечали: «Вяльцева служила своим талантом многим». С этим было не поспорить. Анастасия Дмитриевна любила свою страну и боролась за процветание её жителей, вкладывая всю душу в благотворительность.
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы:
— Страстная Пятница, воспоминание Распятия Спасителя;
— Христианство — как изменило мир?
— Великая Суббота — день страха, день покоя, или день суеты?
— Художественные произведения на тему страданий Христа;
— Как «дорасти» до Воскресения Христова?
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 402
— Радость Пасхи: как почувствовать её, если вокруг происходят страшные события?
— Что пережили апостолы, узнав о Воскресении Христовом, и как об этом сказано в Евангелии?
— Благодаря слушателям радио ВЕРА удалось спасти зрение мальчику Лёве. Расскажем, как это было;
— Икона Воскресения Христова: кого мы на ней видим, и что всё это значит?
— Пронзительная история со страниц журнала «Фома» — о том, как со смерти может начаться жизнь.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия