
Один случай помог мне осознать, как важно и как хочется от греха отделиться, а с добродетелью слиться.
Моему сыну было почти семь лет. И я решила спросить, знает ли он, что такое исповедь?
Он сказал: «Да, это когда говорят о своих грехах».
— И каются в них — добавила я, — А у тебя есть грехи? — поинтересовалась совершенно искренне, мне было важно услышать его мнение.
— Конечно! — ответил ребенок.
— А когда ты на исповедь думаешь пойти? — Мне хотелось понять, пора ли его приводить к этому таинству. Ведь это так индивидуально: каждый ребёнок в своём возрасте начинает осознавать греховность.
— Когда будет день рождения, я пойду на исповедь, — твёрдо ответил мальчик.
Ему как раз скоро должно было исполниться семь лет. И теперь я мысленно готовилась не только ко дню рождения, но и к тому, что скоро сын пойдёт на первую исповедь.
Он очень подвижный, инициативный ребенок. Всё время придумывает что-то интересное, чем можно занять себя и окружающих. И каждый день с ним не похож на предыдущий.
Много в доме неожиданностей, когда есть маленькие дети! Всё не спланируешь, всё не предугадаешь. То разбитую тарелку заметаешь в совок после завтрака: малыши хотели сами посуду помыть. То лужу на полу вытираешь, потому что дети решили устроить бассейн для кукол и принесли таз воды в комнату.
Тут всё понятно. Тут нет греха. Но однажды один из детей совершил греховный поступок. Все ребята у нас знали, что брать чужое нельзя, не попросив! Знали с самых ранних лет: взять чужое — значит, украсть.
И вдруг у меня пропадают красивые часы. Они были хрупкие, и я не разрешала брать их с моего стола.
Спрашиваю детей: не забрал ли кто часы для игры? Все отрицают. Но больше в доме взять некому. И я спрашиваю снова: «Может быть, всё-таки кто-то из вас взял?»
И тогда сын говорит мне:
— Мама, это я случайно взял без спроса.
Я очень похвалила ребенка за честность, обсудила с ним в очередной раз, как важно не трогать чужие вещи. А если уж очень хочется, то обязательно надо спросить. Сын понял. Он сказал, что не хочет быть плохим. И пошел дальше играть. А я стала размышлять над этим эпизодом.
Меня особенно заинтересовала формулировка: «случайно взял без спроса». Это было не случайно. Конечно, сначала он увидел вещь, она его заинтересовала, привлекла внимание, появилось желание ею обладать. Возможно, малыш не раз прошёл возле этих часов, борясь с искушением взять. И, наконец, не удержался. То есть, взял вполне осознанно.
И одновременно он осознавал, что это плохо. Что он не хочет этого поступка совершать. Ему хотелось отделиться от греха. Как бы сказать, вот — я, но я случайно, я не есть этот грех, я хочу быть лучше!
Я приняла признание сына, отозвавшись на него всем сердцем, как только могла.
Когда наступил день рождения сына, он, как и обещал, впервые пошёл на исповедь. Искренне покаявшись, отделился от своего греха, очистился от него, обновился. Смог начать созидать своё я с нового листа.
Какое же счастье, что Бог дал нам возможность этого разделения: вот мой грех, а вот — я, и я не един с ним на всю оставшуюся жизнь. Прости и отпусти, Господи, я хочу идти дальше, без этого греха! И я буду стараться с Божией помощью.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..