Множество одинаково серых, унылых лиц и одно среди них яркое, сияющее улыбкой. Такую картинку встретила я на днях в интернете. И надпись над нею: «Когда с утра помолился!»
А ведь всё так и есть. Этот улыбающийся радостный человек — я, и вы, и каждый из нас, кто, едва проснувшись, вспоминает о Боге и радуется Божьему дню, и восклицает благодарно: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»
Но те серые лица — это тоже мы. Я, в частности, когда проснулась от звонка будильника и тут же уткнулась в телефон, и отвечаю на чьё-то тревожное сообщение... Увы, бывает и так. Хотя сколько уж раз говорила себе: с утра никаких гаджетов! Гигиена тела и души. Молитва спокойная, со вниманием, пусть недолго, но без внутренней спешки. Поблагодарить Бога за данный мне ещё один день и попросить его о поддержке. Ну что может быть важнее в начале дня?
...Я часто бываю в монастыре, рядом с которым живу, и знаю в лицо всех его насельниц. Это очень светлые лица. Они изнутри озарены особым покоем, тихой, но сильной радостью. Молодые и пожилые женщины, очень разные, но объединены этим нездешним светом, и глядя на них, о возрасте думаешь меньше всего.
Их день начинается гораздо раньше моего, затемно. А молитва — главное дело. Надо ли объяснять, откуда в них этот свет?
...Конечно, интернетная картинка примитивна, и яркий человечек там совсем не похож на молитвенника, скорее — на включённую лампочку. Но ведь запомнилась же. Очень не хочется с померкшим лицом жить. Тем более, если знаешь, Кто тебе эту жизнь подарил.
Суть же утренней молитвы, по словам святителя Феофана Затворника, в благодарении Бога за сон и укрепление и в просьбе о помощи «весь день делать дела во славу Его».
И задаётся тем самым высокая планка на весь день: жить с Богом и для Бога. Если это получится, то никакие тревоги, никакие мирские неприятности наших лиц не омрачат.
Автор: Наталья Разувакина
Все выпуски программы Частное мнение
5 февраля. О задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви
1 февраля, в 16-ю годовщину интронизации, в своём первосвятительском слове после Литургии в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорил о задачах, стоящих перед архиереями Русской Православной Церкви.
Каждый архиерей должен ставить перед собой новые задачи. И не только уже строительство храмов, хотя еще во многих местах и это нужно сделать, но особенно работу с детьми, с молодежью. С той еще частью нашего социума, который как-то не воцерковился и сил еще может быть не имеет к тому, чтобы воцерковиться, чтобы всякие средостения между Церковью и обществом окончательно исчезли.
Мы живем в стране с абсолютным православным большинством. А если даже взять и значительную часть мусульманской общины, они тоже верят в единого Бога. И таким образом абсолютное большинство населения России, граждан России — это верующие люди. Нам действительно дан такой особый период времени. Я не перестаю думать о том, что он ведь неспроста нам дан. Не знаем, что нас ждет в будущем, но эти годы мы должны использовать для всестороннего развития церковной жизни, для укрепления веры в нашем народе, благочестия в народе. Мы должны так стараться влиять и на социальную жизнь, чтобы христианские идеи, вне зависимости от того слышат ли их люди, не принадлежащие к нашей Церкви или нет, становились частью нашего культурного кода, частью нашей политической практики, частью, а может быть даже основной силой нашей народной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О решениях Шестого Вселенского Собора
Сегодня 5 февраля. Воспоминание Шестого Вселенского Собора.
О решениях Собора — протоиерей Андрей Ефанов.
Шестой Вселенский Собор, прошедший в 680-681 годах в Константинополе, завершил эпоху христологических споров — особый период в жизни Церкви, который она сформулировала и утвердила догматы о Христе, его природе и свойствах. На Шестом Вселенском Соборе была осуждена ересь монофелитства, приверженцы которой исповедовали одну божественную волю во Христе, отвергая в нем волю человеческую, тем самым умоляя и принижая тайну Боговоплощения. Присутствовавший на Соборе еретик Патриарх Александрийский Макарий был осужден и лишен священного сана, а православное учение о двух волях во Христе было соборно утверждено. Важным решением Шестого Вселенского Собора стоит также признать осуждение и предание анафеме Папы Римского Гонория, что свидетельствует о том, что в Церкви Христовой нет места никакому верховенству одной поместной церкви на другой, и как римский, так и современный константинопольский папизм — это нововведение, противоречащее учению и традиции Церкви.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 февраля. О духовной пользе скорби и болезней
В 4-й главе 1-го Послания апостола Петра есть слова: «Страдающий плотию перестает грешить».
О духовной пользе скорби и болезней — игумен Лука (Степанов).
До бесстрастия, вероятно, нам далеко. Относительная чистота от действия страстей достигается покаянием и потому мы, освящаясь благодатью Божией, составляем единство со Христом в Его Церкви. Но эти слова апостола Петра мы всегда вспоминаем тогда, когда нам трудно. «Страдающий плотью преста от греха». Когда приходит время переживаний, скорбей и болезней вот тогда и всерьез узнает человек, как будто в первый раз, что он тленен, что он временен, что духовное в нем имеет неприходящее значение и многие именно скорбями и болезнями подвигались к покаянию. Действительно, занятый возвращением себе необходимого для выживания здоровья уже мало печется и о славе земной, и о стяжаниях мирских и суетных, и о исполнении похотей своих, поскольку эти самые болезни плоти, напоминающие о неизбежном исходе из временной жизни, конечно же поставляют человека перед той самой реальностью о необходимости нашего преображения благодатью Божией для вечного спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема