
Меня в детстве воспитывали строго. Нет слова «хочу» есть слово «надо». Всего сама добьешься, всё сама сможешь! И я привыкла всё делать сама. Полагаться только на себя. Пока звучит неплохо, но эта самостоятельность не очень хорошо сказывалась на моей семейной жизни, когда мы с мужем только поженились. Я слишком много старалась делать сама, невольно обесценивая старания и умения мужа.
Надо сказать, что у моего мужа золотые руки: может и мебель собрать, и машину починить, и огород на даче вскопать и много-много всего руками сделать великолепно!
Замечательно ведь, живи и радуйся, но вот моё «я сама» продолжало оставаться причиной наших частых конфликтов. Пока однажды Господь не преподал мне урок.
Это произошло в дороге. Мы всей семьей поехали в путешествие на машине. Водить умеем оба, поэтому в дороге мы с мужем менялись. Муж проедет часа три, потом я еду час, потом опять он три, я опять час. И у меня в голове стала скрести мысль: «Подождите, почему я час? Неужели я хуже? Неужели я не могу проехать столько же?» — подумала я, и полная решимости, села за руль с намерением ровно три часа не уступать его мужу.
Прошел час. Я начала чувствовать, что мое внимание становится более рассеянным, начинает болеть поясница. И вряд ли я смогу дальше безопасно вести машину. Состязаться с мужем бесполезно, нужно признать, что я слабее.
С чувством досады и обиды от проигрыша в состязании, которое я придумала себе сама, я села на пассажирское сидение.
«Я слабее... слабее чем муж, менее сосредоточена, менее вынослива» — крутилось в голове. Господи, ну почему так? И на ум пришла простой и важный ответ: «Я — женщина. Может быть это нормально быть слабее? Да, не все я способна делать сама. Это не страшно — довериться мужу как главе нашей семьи. Это прекрасно!»
Я могу расслабиться и смотреть в окно, пока мой муж держит штурвал, ну или просто руль машины — везёт нас с дочкой в место назначения.
Такие очевидные вещи, но мне так сложно было их принять, сложно уступить, сложно быть за мужем, а не рядом с ним или перед ним.
Та поездка на многое в жизни открыла глаза и помогла очень многое изменить в нашей семье в лучшую сторону. Я всё чаще и чаще начала отвечать мужу: «Как скажешь!» или «как считаешь нужным» и мир не рухнул, а наоборот стал только лучше! Я так благодарна Богу за уроки мудрости, которые он посылает мне в самые необычные моменты моей жизни.
Автор: Елизавета Берназ
Все выпуски программы Частное мнение
«Журнал от 04.07.2025». Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер и Константин Мацан, а также заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— День семьи, любви и верности;
— Духовных подвиг православных стариц;
— Фильм телеканала «СПАС» «Мумия»;
— Поп-культура и христианство — возможно ли взаимодействие? (В частности, на примере группы «The Beatles»)
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.