
— Как давно я не был у тебя в гостях Александр! Столько здесь всего изменилось за это время!
— Верно, Андрей. Вон, берёза за окном до нашего четвёртого этажа дотянулась. Храм во дворе построили. Слышишь, колокола звонят?
— И как звонят — голоса чистые, звучные!
— Я, представляешь, видел, как эти колокола привезли, освящали, на звонницу поднимали. Помню, как запели они в первый раз. Можно сказать, история вершилась на моих глазах.
— И отрадно, что эта история созидательная. Что далеко позади то время, когда с колоколами боролись. Я недавно изучал, с какой яростью препятствовали колокольному звону в начале двадцатого века.
— А почему ты заинтересовался этой темой?
— Всё началось с того, что я побывал в художественном музее Череповца и увидел работу художника Евгения Столицы «Снятие колоколов». Она меня просто потрясла! Я сохранил изображение в телефоне, сейчас покажу тебе. Вот, смотри.
— Пронзительная картина. Храм из красного кирпича, ступени перед входом. Возле лестницы прямо на земле лежит гигантский колокол с вырванным языком. Рядом стоит человек в одежде церковнослужителя. Это монах?
— Не обязательно. Подрясник — облачение, похожее на длинный халат, и скуфью — круглую шапочку, может носить и мирянин, у которого особое послушание в церкви. Например, звонарь.
— Звонарь у поверженного на землю колокола — скорбное зрелище. За его спиной — чистое голубое небо, светит солнце. Но возникает ощущение сквозняка, бесприютности. Таким сиротством веет от одинокой худенькой фигуры. А где эта картина была написана?
— Евгений Столица не указал место действия, лишь дату — 1924 год. Художник в то время жил поочередно в нескольких местах: маленьком городке Ананьев под Одессой, в Сергиевом Посаде и в Москве. Я стал разбираться, где в двадцатых годах были уничтожены колокола. И оказалось, что везде! Где-то чуть раньше, где-то позже.
— По всей стране так происходило?
— Да. Началось с Костромы в 1919 году. Одной из первых опустела звонница знаменитой Ипатьевской обители. Затем в Пскове были уничтожены древнейшие колокола из Мирожского и Снетогорского монастырей. А дальше понеслось, как снежный ком с горы — одна за другой умолкли колокольни в Архангельске, Ярославле, Брянске, Самаре, Смоленске, Владимире.
— Но чем мешали колокола новой власти?
— Главным образом, большевиками руководила алчность. В колоколах видели, прежде всего, источник цветного металла. Существовали особые циркуляры по заготовке колокольной бронзы. Самые ценные образцы литейного искусства были проданы за границу.
— А ведь наверняка были люди, которые сопротивлялись этому бесчинству...
— Да, многие возвышали свой голос против. Статью о варварском уничтожении колоколов опубликовал Михаил Пришвин в журнале «Октябрь» в 1930 году. Немало попыток сохранить московские колокольни предпринял композитор Константин Сараджев, звонарь-виртуоз. Да и полотно Евгения Столицы — это открытое выражение гражданской позиции, за которое можно было поплатиться свободой, а то и жизнью.
— Правда. В картине «Снятие колоколов» нет пафоса, но есть сострадание. Автор скорбит вместе со звонарём о том, что соотечественники утратили благоговение и стыд в революционном угаре. Какое счастье, что та страница истории перевёрнута, и колокольный звон вновь плывёт над Россией!
Картину Евгения Столицы «Снятие колоколов» можно увидеть в Череповецком художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
«Пасха. Светлая седмица». Протоиерей Максим Первозванский

У нас в гостях был клирик московского храма Сорока Севастийских мучеников протоиерей Максим Первозванский.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения в Пасхальное воскресенье, а также о важных смыслах и особенностях богослужений дней Светлой седмицы, днях памяти Иверской иконы Богородицы, иконы «Живоносный источник», собора преподобных отцов, на горе Синай подвизавшихся.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
Поможем купить лекарство для Лёши из Воронежа

Лёше Дукмасу из Воронежа 6 лет, и он по-детски радуется всяким житейским мелочам. Например, когда младший брат просыпается раньше и можно побольше с ним поиграть, или когда удаётся выбраться с папой на прогулку в лес. Также Лёше нравится что-нибудь чинить в доме папиными инструментами, ему важно быть полезным.
«У сына есть мечта — стать пожарным или полицейским. Для него они — настоящие супергерои, и он хочет быть таким же храбрым, помогая людям», — рассказывает папа.
В свои 6 лет Лёша уже по-своему храбрый. Полтора года он сражается с тяжёлым недугом. У него в крови не хватает клеток, которые отвечают за свёртывание крови. И это ставит жизнь мальчика под угрозу. А ещё лишает его любимых активных занятий — катания на самокате и велосипеде.
За это время Лёша прошёл сложное лечение: 32 таблетки в день и многочасовые капельницы. Но пока болезнь не отступила. Мальчик знает о своём диагнозе, запоминает результаты анализов и сам собирает вещи перед очередной поездкой в больницу. Он там уже освоился и нашёл друзей, играет с ними в настольные игры.
Сейчас Лёша находится дома, однако по-прежнему остаётся под наблюдением врачей. Чтобы снизить риск обострения болезни, ему назначили регулярные уколы. Препарат, который необходим мальчику — дорогостоящий, и семья не в силах полностью его оплатить, поэтому обратилась за помощью в фонд «ДоброСвет».
«Хочется верить, что однажды ему не придётся проходить лечение, и он сможет заниматься всем, что любит, без ограничений и даже стать пожарным», — делится папа.
Если вы хотите поддержать Лёшу Дукмаса из Воронежа, переходите на сайт фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Преодоление сложностей в семье». Священник Дмитрий и Ника Кузьмичевы

Гостями нового выпуска программы «Семейный час» стали настоятель храма Воскресения Христова в Толстопальцево священник Дмитрий Кузьмичёв и его супруга Ника.
Разговор шел о том, с какими сложностями, проблемами и испытаниями сталкиваются семьи в современном мире, об их преодолении, и как в этом может помочь опыт Церкви.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час