
— Не правда ли, чудесная картина?
— Вы говорите про полотно Виктора Дмитриевского «Черкизово. Церковь Ильи Пророка»?
— Конечно! Вы так долго стоите возле него и с такой нежностью смотрите, что я решилась заговорить. У меня к этому произведению давняя любовь. Специально прихожу сюда, в Зарайский кремль, чтобы лишний раз его увидеть.
— Что ж, я вас понимаю, картина достойна внимания. Пасмурный осенний день. Трава на пригорке ещё зелёная, а вот листва на берёзе уже заметно поредела. На дереве вороньи гнезда, птицы тревожно кружат. Пейзаж довольно печальный. И вдруг, посреди него — уютный церковный дворик!
— Колокольня на переднем плане — резная, ажурная, белая, словно из сахара выточена.
— А наличники на оконных проёмах, кровля и купола будто глазурью расписаны. Какие чистые оттенки — молочно-голубой, нежно-зелёный. И кресты ярко-жёлтые! Эти цветовые пятна полностью меняют характер картины, настраивают на радостный, праздничный лад.
— Именно такое настроение меня охватывало, когда мы с бабушкой приходили в Черкизовский храм. Это было в пятидесятых годах прошлого века. Я маленькая совсем была, мало что запомнила. Но когда смотрю на картину Виктора Дмитриевского — вспоминается та детская радость.
— Ваша бабушка была верующей?
— Не то чтобы очень. Время-то какое было, люди опасались свою веру обнаруживать. А вот мама бабушки, прабабушка Таисия — та каждую неделю в церковь ходила. Именно в эту, Ильинскую. Там, на территории храма, Таисия Никитишна и похоронена. Мы с бабушкой как раз её могилу навещали. На картине Дмитриевского есть это кладбище — вон, видите, кресты за кованой церковной оградой.
— Я там бывал! Черкизовское кладбище — один из старейших некрополей Москвы, с историей. К примеру, там похоронен известный юродивый девятнадцатого века Иван Корейша — о нём упоминали в своих произведениях Лесков, Достоевский, Толстой.
— Правда? Не знала об этом. А вот могилы священников, которые служили в Ильинской церкви, мне бабушка показывала.
— Их там немало, ведь богослужения в храме не прерывались с тех пор, как он был построен в семнадцатом веке.
— Родственники, которые за могилой прабабушки ухаживают, рассказывают — и сейчас звенит колоколами Ильинская церковь. Одним глазком бы посмотреть, как она выглядит нынче.
— Да практически так же, как на картине Виктора Дмитриевского. Он написал этот пейзаж в восьмидесятых годах прошлого века, с тех пор в облике храма только цвет поменялся. Купола стали золотыми, а кровля — чёрной.
— Эта картина для меня — словно окошко в детство. Спасибо художнику — столько радости мне подарил, столько утешения. Жаль, я про него ничего не знаю.
— Что можно рассказать про Виктора Дмитриевского? Родился в 1923-м здесь, в Зарайске. Прошёл Великую Отечественную войну. После неё окончил художественный институт имени Сурикова. Прожил всю жизнь в Москве. Создал немало замечательных полотен, которые хранятся во многих музеях мира. В 1976 году получил звание народного художника.
— Заслуженно! Ведь что значит народный художник? Это тот, кто знает культуру народа, чувствует его дух, разделяет веру. Только такой человек мог написать картину «Черкизово. Церковь Ильи Пророка» — правдивую, лиричную, проникновенную.
Картину Виктора Дмитриевского «Черкизово. Церковь Ильи Пророка» можно увидеть в Государственном музее-заповеднике «Зарайский кремль».
Все выпуски программы: Краски России
Как не обижаться на духовника. Клим Палеха
Однажды мне позвонил духовник и попросил финансово помочь в восстановлении храма. У меня самого в тот момент с деньгами были трудности. Пришлось отказать. Батюшка не стал спрашивать о причинах моих проблем и повесил трубку. Признаюсь честно — это смутило.
Через несколько часов он перезвонил и извинился. Оказалось, что наш разговор прервался из-за срочного дела батюшки. Я же, за это время успел осудить своего духовника и заподозрить его в корысти. Особенно стыдно стало, когда, расспросив о моих проблемах, он сам предложил помочь.
— Батюшка, я о Вас плохо подумал — признался я ему. Как бы впредь избежать таких помыслов?
Он принял это доброжелательно и поделился своими истинными мотивами.
— Мне от тебя не только ведь деньги нужны были, а чтобы ты сделал то, что приблизит тебя к Богу, — сказал батюшка и добавил, — всегда надо помнить, что первостепенной задачей дьявола является разлучение священника с его духовным чадом.
Позже у Преподобного Феодора Эдесского я прочитал такие слова о духовнике:
«Не будь судьею дел отца твоего... Демоны начнут указывать тебе на недостатки его, чтоб оглушить уши твои для уроков его... или одними помыслами неверия расслабить тебя и разленить ко всякому виду добродетели».
После того, как батюшка попросил помочь храму и прервал разговор, я должен был задуматься, почему меня это смутило? Но вместо этого стал осуждать и подозревать. То есть, принял вредные помыслы, согласился с ними.
Правильный ход мыслей неизбежно привёл бы меня к осознанию собственных грехов. В данном случае — эгоизма и мнительности. Они могут испортить отношения со священником. Важно их вовремя заметить и пресечь.
С того момента, слова или действия духовника, которые меня смущают, я воспринимаю, как повод посмотреть в себя, найти свою болезнь.
Но, если и это не помогает, прямо обсуждаю это с духовником. Так и говорю: «Батюшка, меня смутило то-то и то-то...», — и мы разбираемся вместе.
Главное помнить, что Господь посылает испытания не для того, чтобы выбить нас из колеи, а чтобы избавить от страстей. Наша задача — увидеть их и сделать правильные выводы.
Автор: Клим Палеха
Все выпуски программы Частное мнение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема







