Гал., 203 зач., II, 16-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мы живём в обществе, которое подчиняется закону. Бывают такие случаи, когда мы оказываемся перед тяжёлым выбором: следовать нормам и правилам или же отступить от них и сохранить человеческое достоинство. Каким же критерием руководствоваться в этих ситуациях? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы прояснить смысл только что прозвучавшего отрывка, давайте представим себе игру в шахматы. Шахматная игра — это целый мир. Этот мир самодостаточен и в высшей степени упорядочен. Фигуры на доске имеют свою иерархию. Каждая по-своему вписывается в структуру игры и каким-то образом соотносится с другими фигурами. Точно так, каждая фигура может ходить лишь по своей траектории. Например, ферзь имеет высокую ценность только потому, что он является частью этой организованной структуры. В её границах он может делать большее разнообразие ходов и иметь больший вес, чем любая другая фигура. Точно так своё место занимают король, ладья, слон, конь и даже пешка. Однако вне шахматной партии те функции, которые эти фигуры исполняют и те отношения, которые между ними существуют, не имеют никакого значения. Это просто предметы странной формы. Закон игры здесь не работает.
Продолжим аналогию. Кто-то может быть плохим игроком в шахматы. Но это не означает, что в реальной жизни он безнравственный человек. Очевидно, что среди хороших и даже выдающихся шахматистов много людей благородных. Но история знает среди них и отъявленных мерзавцев — диктаторов, тиранов и лидеров глобальных тоталитарных систем. И мы не удивляемся этому. Для нас очевидно, что хороший игрок в шахматы не обязан быть высокоморальным человеком. Он просто должен владеть правилами игры.
Эта аналгия помогает нам понять отношения апостола Павла к закону. Очевидно, что закон для него — это система общественных правил и договорённостей. Причём речь идёт не только о гражданском законодательстве, но и об иудейском религиозном уставе, и даже шире, о самой культуре. Ведь любая культура всегда предлагает нам правила игры. Мы живём в этой системе с детства. Она определяет, что хорошо, а что плохо. Нередко, меняется культура, происходит сдвиг в этике и морали.
А потому, если я хороший в силу того, что меня просто приучили с детства играть по правилам, это не означает, что я хороший для Бога. Будучи вполне добропорядочным членом общества, я всё ещё могу жить, видеть, чувствовать и действовать в плоскости шахматной доски. Для того, чтобы приблизиться к Творцу необходимо выйти за эту плоскость. Поэтому и говорит апостол Павел о смерти. Необходимо умереть для закона, чтобы жить для Бога. Что это означает?
Конечно же, Павел не призывает к самоубийственной анархии. И мы видим, что в своих посланиях он не борется с современными ему социальными институтами или властями. Даже наоборот, призывает к исполнению морального и гражданского долга. Однако вместе с этим он напоминает, что христианин в первую очередь должен во всех своих делах стремиться исполнить заповеди Христовы. То есть все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно и ежечасно согласовывать с Евангелием. Стараться со всяким встречным вести себя по закону милости, любви и снисхождения. Это и означает сораспятие Христу, о котором апостол сегодня упоминает. Это и есть смерть для жизни по закону.
Если человек всего себя посвящает такому служению Богу, в той степени, в какой он преуспел на этом пути, его жизнь перестаёт быть одномерной. Она перестаёт быть ограниченной рамками культуры. В ней словно появляется объём. Сердце такого человека становится широким, пространным. В нём всё ощутимей проступает голос Божий, который подсказывает ему, когда, как и с кем он должен поступить строго по правилам, а когда ради милости, любви и снисхождения отступить от них или даже пренебречь ими. Эта и есть свобода во Христе: участвовать в игре, будучи фигурой на шахматной доске, но при этом вмешиваться в происходящее с позиции игрока. Даже в шахматах случаются такие чудесные метаморфозы. Здесь и пешка может внезапно стать ферзём и спасти всю партию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 255 зач., II, 13-20.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как уберечь себя от лжеучения и ереси? Как не попасться на крючок к духовному обманщику и шарлатану? Ответ на этот вопрос содержится во 2-й главе послания апостола Павла к Колоссянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
13 и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,
14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
15 отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.
16 Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:
17 это есть тень будущего, а тело — во Христе.
18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом
19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
20 Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:
Обращаясь к христианам города Колоссы, апостол Павел предостерегает их от увлечения разного рода ложными идеями и учениями, которые получили широкое распространение в культуре античного мира. Особо опасными для Церкви были те, которые паразитировали на имени Христа или же на ветхозаветной иудейской традиции, из которой и вышло христианство. Таких лжеучителей было очень трудно распознать. Ведь формально их было не отличить от членов церковной общины. Они могли участвовать в таинствах, быть прихожанами, а порой даже занимать административные и иерархические должности в Церкви. Кроме этого, нередко они были образованными, проницательными, харизматичными лидерами. А потому могли иметь большое влияние на умы и сердца простых верующих.
Из прозвучавшего отрывка становится очевидным, что увлекали они людей не только искренностью и пламенностью. В их распоряжении был, как бы мы сейчас сказали, свой арсенал манипуляций. Апостол Павел упоминает как минимум два вида манипуляций. Во-первых, лжеучители упрекали христиан в том, что те не выполняют ритуальные постановления ветхозаветной религии. Многие христиане смущались от подобных упрёков. Особенно те, кто пришёл в Церковь из иудейства. Естественным образом у них могло появляться чувство вины и стыда. Из-за подобных переживаний они становились заложниками самозванцев, которые использовали эти эмоции, чтобы держать людей под контролем. Поэтому и пишет Павел: «никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу». Во-вторых, лжеучители предлагали людям разные методы, которые, по их словам, способны облегчить их духовный подвиг и гарантированно обрести Бога. Толкователи предполагают, что речь может идти об астрологии и обращении к иным оккультным духовным практикам. Лёгкий, быстрый путь вместо постепенного, поэтапного, трудоёмкого процесса.
Апостол Павел призывает своих адресатов не верить этим лжеучителям. Не отдавать им свою волю, не искать каких-то иных посредников между собой и Богом. Этот призыв актуален и для нас с вами. Казалось бы, мы живём в христианской культуре. Время лжеучителей прошло. Отчасти это действительно так. На протяжение первого тысячелетия Церковь смогла выявить основные заблуждения и дать им достойный ответ. Однако проблема глубже, чем мы можем себе представить.
Да, ереси ниспровергнуты. Однако наше желание найти человека, который сразу даст чёткий ответ на все вопросы и поможет нам решить наши духовные проблемы, неистребимо. Нам не хочется двигаться медленно, словно против ветра. Нам хочется какой-то чудодейственной техники, эффект от которой ощущался бы мгновенно. Напрягать свою волю, побуждать себя на протяжении долгого времени концентрировать своё внимание на Евангелии, на исполнении заповедей Христовых, на изменении отношений с самым близким кругом людей нам неинтересно. Ведь здесь нет духовного восторга. Нет эйфории. А порой нам хочется именно этого. Нам кажется, что духовная жизнь — это бесконечный праздник, триумф и фейерверк. И нам сложно бывает представить себе, что в основном это тяжёлый, изнурительный труд, рутина. А потому ждать быстрых результатов — всё равно что стоять перед зеркалом и пытаться увидеть, как растут на голове волосы. Но мы продолжаем гнаться за быстрыми результатами и искать, кому бы отдать свою свободу. И такой человек обязательно находится.
Сегодня апостол напоминает, что никто не даст нам спасение, кроме Христа. А со Христом тот, кто «умер для стихий мира». То есть тот, кто долго, мучительно, порой через боль вырабатывал у себя навык исполнять Евангелие. Тот, кто во всех своих делах приучал себя поступать с людьми так, как поступал с ними Господь. Лишь такой, по словам апостола Павла, «растёт возрастом Божиим». И Его наставником, и учителем становится сам Христос, Который сияет в его уме и сердце Своим Святом Духом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем закупить дрова для одиноких пенсионеров
Есть люди, которые ждут зимы — её морозных узоров на окнах и пушистого снега — с особой радостью. А кто-то готовится к приходу холодов с тревогой. Среди них много одиноких пенсионеров, живущих в домах с печным отоплением в отдалённых деревнях и сёлах. Чтобы запастить достаточными количеством дров на весь холодный сезон, бабушкам и дедушкам необходимо отложить 2-3 пенсии. Но порой сделать это просто невозможно. Ведь нужно ещё покупать еду, лекарства и не только. Чтобы пожилые люди не стояли перед трудным выбором: недоедать или мёрзнуть, фонд «Старость в радость» приходит им на помощь, передавая самое необходимое, в том числе дрова.
70-летняя пенсионерка Нина Ивановна из Республики Марий Эл, одна из подопечных фонда. Когда-то у неё были муж и сын — но в живых никого не осталось. Живёт одинокая бабуля в старом деревянном доме. Чтобы поддерживать в нём тепло, нужно много дров, а ресурсов на это не хватает. Поэтому Нина Ивановна ходит по дому в пальто и валенках. Другая подопечная, её землячка — Татьяна Николаевна, тоже с большим трудом переживает каждую зиму. Супруг умер, помощников рядом нет, вот женщина и справляться со всеми заботами одна, как может.
К счастью, Татьяне Николаевне и Нине Ивановне, больше не придётся мёрзнуть. Ведь команда фонда «Старость в радость» взяла их и сотни других пенсионеров из российской глубинки под своё заботливое крыло.
Чтобы обеспечить всех подопечных нужным количеством дров на зиму, проект «Старость в радость» при поддержке фонда «Мои друзья» открыл сбор средств. И если вы хотите поучаствовать в этом большом добром деле и подарить людям тепло, переходите на сайт: моидрузья.орг, в раздел «Нужна помощь», и сделайте любой благотворительный взнос.
Также вы можете отправить СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
Гостем программы был доктор исторических наук Сергей Алексеев.
Разговор шел об истории Нижнего Новгорода, как он появился и развивался и как стал одним из самых значимых городов Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
- «Внешняя политика США в конце 19 века». Григорий Елисеев
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов