
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Мы живём в обществе, которое подчиняется закону. Бывают такие случаи, когда мы оказываемся перед тяжёлым выбором: следовать нормам и правилам или же отступить от них и сохранить человеческое достоинство. Каким же критерием руководствоваться в этих ситуациях? Ответ на этот вопрос можем найти в отрывке из 2-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы прояснить смысл только что прозвучавшего отрывка, давайте представим себе игру в шахматы. Шахматная игра — это целый мир. Этот мир самодостаточен и в высшей степени упорядочен. Фигуры на доске имеют свою иерархию. Каждая по-своему вписывается в структуру игры и каким-то образом соотносится с другими фигурами. Точно так, каждая фигура может ходить лишь по своей траектории. Например, ферзь имеет высокую ценность только потому, что он является частью этой организованной структуры. В её границах он может делать большее разнообразие ходов и иметь больший вес, чем любая другая фигура. Точно так своё место занимают король, ладья, слон, конь и даже пешка. Однако вне шахматной партии те функции, которые эти фигуры исполняют и те отношения, которые между ними существуют, не имеют никакого значения. Это просто предметы странной формы. Закон игры здесь не работает.
Продолжим аналогию. Кто-то может быть плохим игроком в шахматы. Но это не означает, что в реальной жизни он безнравственный человек. Очевидно, что среди хороших и даже выдающихся шахматистов много людей благородных. Но история знает среди них и отъявленных мерзавцев — диктаторов, тиранов и лидеров глобальных тоталитарных систем. И мы не удивляемся этому. Для нас очевидно, что хороший игрок в шахматы не обязан быть высокоморальным человеком. Он просто должен владеть правилами игры.
Эта аналгия помогает нам понять отношения апостола Павла к закону. Очевидно, что закон для него — это система общественных правил и договорённостей. Причём речь идёт не только о гражданском законодательстве, но и об иудейском религиозном уставе, и даже шире, о самой культуре. Ведь любая культура всегда предлагает нам правила игры. Мы живём в этой системе с детства. Она определяет, что хорошо, а что плохо. Нередко, меняется культура, происходит сдвиг в этике и морали.
А потому, если я хороший в силу того, что меня просто приучили с детства играть по правилам, это не означает, что я хороший для Бога. Будучи вполне добропорядочным членом общества, я всё ещё могу жить, видеть, чувствовать и действовать в плоскости шахматной доски. Для того, чтобы приблизиться к Творцу необходимо выйти за эту плоскость. Поэтому и говорит апостол Павел о смерти. Необходимо умереть для закона, чтобы жить для Бога. Что это означает?
Конечно же, Павел не призывает к самоубийственной анархии. И мы видим, что в своих посланиях он не борется с современными ему социальными институтами или властями. Даже наоборот, призывает к исполнению морального и гражданского долга. Однако вместе с этим он напоминает, что христианин в первую очередь должен во всех своих делах стремиться исполнить заповеди Христовы. То есть все свои мысли, чувства, слова и поступки ежедневно и ежечасно согласовывать с Евангелием. Стараться со всяким встречным вести себя по закону милости, любви и снисхождения. Это и означает сораспятие Христу, о котором апостол сегодня упоминает. Это и есть смерть для жизни по закону.
Если человек всего себя посвящает такому служению Богу, в той степени, в какой он преуспел на этом пути, его жизнь перестаёт быть одномерной. Она перестаёт быть ограниченной рамками культуры. В ней словно появляется объём. Сердце такого человека становится широким, пространным. В нём всё ощутимей проступает голос Божий, который подсказывает ему, когда, как и с кем он должен поступить строго по правилам, а когда ради милости, любви и снисхождения отступить от них или даже пренебречь ими. Эта и есть свобода во Христе: участвовать в игре, будучи фигурой на шахматной доске, но при этом вмешиваться в происходящее с позиции игрока. Даже в шахматах случаются такие чудесные метаморфозы. Здесь и пешка может внезапно стать ферзём и спасти всю партию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
10 сентября. О ложном страхе

В 4-й главе Евангелия апостола Марка есть слова Христа апостолам: «Что вы так боязливы? как у вас нет веры?».
О ложном страхе — протоиерей Максим Горожанкин.
В святоотеческой литературе присутствует такое понятие, как, например, демонобоязнь или бесобоязнь. Часто, выстраивая свою духовную жизнь неправильно, христианин начинает бояться наваждений вражьих больше, чем Бога или больше, чем согрешить. И вот это от себя необходимо отгонять.
Как пишет апостол в другом послании: «Противостаньте дьяволу, и убежит от вас». Бояться мы должны своих грехов, бояться мы должны обидеть ближнего или оскорбить святыню, но ни в коем случае не должны бояться бесов лукавых, бояться суеверий каких-то, сглаза или порчи, потому что это всё призрачно, и этому всему нужно придавать как можно меньше значения, памятуя о том, что главное для нас — быть ближе друг к другу и ближе к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 сентября. О духовном испытании самих себя

В 13-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследуйте».
О духовном испытании самих себя — иеромонах Макарий Маркиш.
Финал 2-го послания апостола Павла к коринфянам выдержан в очень строгих, очень жёстких тонах, как это и должно быть в финале, чтобы мотивировать слушателей к исполнению сказанного. Проверяйте себя, верите ли вы. А как можно себя проверить? Только перед лицом Христа, перед лицом живого Бога, в Его Святой Соборной и Апостольской Церкви.
В ней ли вы? Принадлежите ли вы Ему? Приняли ли вы Его в себя? Соединились ли вы с Ним? Проверяйте — вот это и есть задача, которую ставит апостол. Проверяйте, экзаменуйте себя.
И вот это завершение стиха, «а вот, может быть, вы не такие, как надо», — это такой размытый перевод одного единственного греческого слова «азокими», «азокимазатэ азокими». Это означает «недостойный, неправильный, фальшивый». Про монету говорят, что она азокима, и вот это слово служит очень таким серьёзным предупреждением каждому из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 сентября. О святости праведной Анны Пророчицы

Сегодня 10 сентября. День памяти праведной Анны Пророчицы, встретившей младенца Христа в Иерусалимском храме.
О её святости — священник Стахий Колотвин.
По нынешним временам уже вызывает уважение, когда человек ищет радость жизни не в её прожигании, не в погоне за комфортом, за развлечением, а когда он старается устроить семейную жизнь, когда он стремится к браку, к рождению, воспитанию детей. Однако, когда это не получается или когда счастливый брак прерывается в результате болезни, смерти или гибели одного из супругов, то, кажется, почва уходит из-под ног. И где же вот это земное счастье?
Тут, конечно, уместно каждому православному христианину и христианке помолиться святой праведной Анне, которая встретила Христа вместе с Симеоном Богоприимцем в Иерусалимском храме. Мы видим, что от всего ветхозаветного человечества новозаветного мессию, которого принесла Богородица в храм, встречали среди шума и толпы народа всего лишь два человека. Они оказались наиболее достойными.
И одной из них стала Анна, которая всего лишь семь лет прожила в браке, а потом до восьмидесяти четырёх лет неотступно молилась в храме. Потому что источником счастья, веры, любви, в том числе не только небесного, но и земного, является сообщение с Богом. Если будет оно, то ты будешь счастлив и в семейной жизни, и вне её.
Все выпуски программы Актуальная тема